Мало того, что переход из начальной школы в среднюю становится стрессовым событием для ученика, так он еще и совпадает с началом физиологических изменений в организме ребенка. Все это в конечном счете отражается на успеваемости: вчерашние отличники в средней школе теряют интерес к учебе, начинают отставать, лениться и получать плохие оценки.

Как родители могут помочь своим детям гладко пройти нелегкий адаптационный период, рассказала психолог Ломоносовской школы Ольга Геннадьевна Киншакова.

Что меняется в жизни ребенка при переходе в среднюю школу?

Окружающая среда

В начальной школе у каждого класса есть свой кабинет. В средней школе ситуация меняется. Детям приходится постоянно перемещаться между разными кабинетами. И если раньше их окружали сверстники, то теперь нужно как-то сосуществовать в одном пространстве со старшеклассниками. Ответственности становится больше, и включается режим многозадачности: нужно не заблудиться по пути к кабинету математики, успеть перекусить в столовой и при этом не забыть под партой спортивную форму.

Учителя

В средней школе количество учителей увеличивается в три раза. При этом у каждого педагога свой подход, характер и правила: один постоянно вызывает к доске, второй требует идеальной дисциплины во время урока, а третий наоборот, дает много свободы. И ко всему этому приходится привыкать.

Нагрузка

Если в начальной школе в среднем было по 4-5 урока в день, то теперь по 5-6 уроков. У некоторых даже появляется учеба по субботам. Вместе с этим увеличивается и объем домашнего задания. Игровых форматов в обучении становится меньше, а для большинства предметов приходится усидчиво “зубрить” много теории.

Переход в 5 класс Photo by Nic Rosenau on Unsplash

Состав класса

Нередко после четвертого класса меняется коллектив. Классы перемешиваются, а часть ребят переходит в другие школы. Ребенок может оказаться в ситуации, когда его лучший друг больше не учится с ним вместе. В такой непростой период он теряет дополнительную поддержку от товарища и чувствует себя из-за этого еще более незащищенным.

Какие трудности возникают?

  • Проблемы в общении со сверстниками

Ребенок постепенно превращается в подростка, который на первое место ставит социальные связи. Теперь для него важнее не получить пятерку в четверти по биологии, а быть «крутым» в глазах своих одноклассников. Признание со стороны сверстников ценится намного больше, чем одобрение родителей и учителей.

  • Неуверенность в себе

В новой среде ребенок чувствует себя легко уязвимым и будто теряет опору. У него появляются сомнения в своих силах и возможностях. Возникают комплексы по поводу внешности из-за гормональных изменений. В собственном теле подростки ощущают себя неловко.

  • Отсутствие интереса к учебе

Мотивация может пропасть по разным причинам. Например, конфликт с новым преподавателем, проблемы в коллективе, неинтересная подача материала. Родители ждут хороших оценок, а ребенок боится не оправдать ожиданий. Из-за этого первая неудача вызывает большой стресс и отбивает желание заниматься дальше. Также в средней школе становится понятнее, к каким дисциплинам у ученика есть предрасположенность — техническим или гуманитарным. Если раньше казалось, что у ребенка нет проблем с математикой, то теперь решение более сложных задач дается не так легко. Подобные неудачи и трудности тоже демотивируют.

  • Физиологические изменения

В возрасте с 10 до 11 лет в организме ребенка происходят гормональные изменения. Они часто становятся причиной повышенной утомляемости, рассеянного внимания и уменьшения работоспособности. Все силы буквально тратятся на рост костей и мышц. В условиях повышенной нагрузки справляться с увеличившейся ответственностью в средней школе становится сложнее.

Что точно нельзя делать?

Многим родителям бывает сложно смириться с тем, что их послушный и ласковый ребенок вдруг превратился в трудного подростка, которому не нужна никакая учеба. В такой ситуации нельзя обесценивать его трудности, стыдить, сравнивать с другими или наказывать. Все это лишь усугубит проблему и усилит давление.

Как помочь ребенку в этот период?

Постепенно сепарируйтесь

Постарайтесь дать ребенку почувствовать ответственность, начать стоит еще в 4 классе. Пусть за проект без вашей помощи он получит четверку, а не пятерку, но зато выполнит его сам. При этом не забывайте повторять, что при любой проблеме и конфликтной ситуации вы рядом и всегда готовы помочь.

Расскажите, что ждет ребенка

Летом с четвертого на пятый класс расскажите ребенку, как будет проходить учебный процесс в средней школе. Главное — не напугать, а показать, что нового и интересного его ждет. Лучше всего даже показать: за неделю до начала учебы попросите классного руководителя провести экскурсию по школе и познакомить ребенка с новыми преподавателями.

Отмечайте любые успехи

В такой сложный момент конструктивная похвала поможет ребенку почувствовать себя более уверенным в себе.

“Ты опять получил двойку за контрольную по математике, но зато в этот раз выполнил не три задачи из десяти, а четыре. Скоро будешь успевать целых пять. Давай вместе решим эту контрольную и разберем ошибки.”

Развивайте у ребенка коммуникабельность

Общение — важная часть подростковой жизни, в которую вот-вот вступит выпускник начальной школы. Родители могут помочь ребенку научиться выстраивать отношения со сверстниками. Для этого организовывайте совместные походы с одноклассниками вне школы, приглашайте друзей домой, справляйте детской компанией дни рождения.

Важно помнить, что проблем во время перехода из начальной школы в среднюю — это нормально. Адаптация всегда занимает некоторое время и требует участия и поддержки родителей.