27 января 2002 (11,5 месяцев)
Уляша говорит уже несколько слов. Помимо «мама» это «Ариша» – звучит как «АИ» или даже «АИА». Кроме того «памперс» - «ПАПА», и Гоша – «ГО». Иногда БАБА и ПАПА, но редко.
Когда не хочет больше есть, или отказывается от предлагаемой игрушки – недвусмысленно мотает головой.
Ходит с каждым днем все лучше, и мы уже редко видим ее ползающей – лишь в минуты сильного огорчения, когда она спешит найти у меня защиты.
У нее 8 зубов, и растут еще 4. Из-за этого она много капризничает, и бабушка с дедушкой считают, что я приучила ее к рукам. Но я думаю, что это не так, что она имеет потребность быть на руках, которую надо удовлетворять. Возможно, это выльется со временем в какие-нибудь глубокие способности в искусстве… Хочется надеяться.
Сейчас уже видно, что она очень красивая девочка.
30 января 2002
Уляша говорит несколько слов довольно внятно:
ЭЗЯ – нельзя
АИ (АИА) – Ариша
МАМА
ПАПА – как не странно, так же звучит слово памперс
ДА – при разных обстоятельствах, и почти всегда получается смешно
Кроме того, она часто лепечет слоги, складывающиеся в причудливые слова, и пытается повторять слова за нами (иногда в этих звуках угадывается исходный образец). Сейчас я понимаю, что Аришины подобные попытки произнесения слов просто не всегда распознавала.
Ползает Уляша редко, а много с удовольствием ходит. К счастью, Ариша ее не толкает (как я ожидала). Стычки чаще всего случаются на почве дележа игрушек. Уляша берет какую-нибудь, а Ариша решает, что именно сейчас она нужна ей самой. Иногда это бывает справедливо (например, Уля стащила деталь конструктора, паззла, с которым Ариша в данный момент занимается, или прибрала одну из игрушек, которые Ариша складывает на место). Но в любом случае, Ариша применяет грубую силу и вырывает у сестренки нужную ей вещь. Та сначала сопротивляется с постепенно нарастающим воплем, который достигает апогея в момент, когда сопротивление оказывается сломлено. Тогда Уляша бросается на пол ничком и орет жутким голосом, уткнувшись носом в пол… Зрелище довольно дикое.
Откровенно говоря, я не знаю, как поступать. Пытаюсь объяснять Арише, и она понимает меня, но не в силах собой владеть. А в момент решающей схватки ее не останавливают даже мои слова, произносимые самым суровым тоном. Она не остановится, пока не доведет дело до конца.
Подобные стычки в течение дня происходят раз 5-6, и мне понятны чувства обеих. Самое неприятное, что Уляшу после такой истерики уже не успокаивает возвращенная игрушка, она продолжает рыдать и извиваться пока я не подниму ее на руки. Мне не очень нравится эта ситуация, потому что я бы не хотела приучать ее постоянно «ябедничать» и искать у меня защиты. Она и без того слишком «ручная». С другой стороны, действительно пока лишь я могу ее защитить. Она еще не способна дать отпор, самостоятельно постоять за себя.
Но и радует конечно многое. Ариша здорово читает стихи (похоже, у нее хорошая память, особенно зрительная). Помимо «Дождь покапал и прошел», «Идет бычок качается» и «Наша Таня громко плачет», она знает «Мою лошадку пони», а также некоторые песенки. Песни стала петь, соблюдая мотив (особенно нравится «трусишка зайка серенький»). Разговаривает по телефону вполне адекватно. Надевает сама тапочки, шерстяные носки, иногда получается справиться с перчатками. Раздевается перед сном или в ванной тоже сама.
Уже почти без моей помощи чистит зубы.
Сегодня Ариша по обычаю укладывала спать одну из своих игрушек. Постелила простынку. Пыталась укрыть одеялком… Только вот игрушка оказалась неваляшкой. Как же она злилась!
Уляша в коляске встречает Аришу после детского сада. Открывается дверь, выходит Ариша. «Аи! Аиа!» - радостные возгласы.
16 марта 2002 (год и месяц)
Уляша резко повзрослела. Любит играть в прятки (прячется под пеленкой, или просто утыкается куда-нибудь лицом, и когда я спрашиваю: «Где Уляша?» - она радостно смеется.
Если раньше она просто выбрасывала все содержимое ящиков на пол, то теперь, ловко открывая пальчиком ящик, она приносит мне по одной аудиокассеты, а когда они кончаются, так же по одной относит их на место. Это доставляет ей большое удовольствие.
Очень много пьет. В день выпивает три полных бутылки жидкости (разбавленного сока и чая). Ест обед с общего стола и стала отказываться от детской растворимой каши. Грудь по-прежнему сосет три раза в день (рано утром, после дневного сна – в 16-17 часов, и перед сном, в 12 ночи). Молока уже меньше, оно не подтекает, но во время кормления прибывает, я это чувствую.
Кефир и молоко она почти не пьет, но если все же пьет, то из чашки-поильника. Причем держит ее сама за две ручки.
С обучением самостоятельной еде дела обстоят хуже. И еще хуже с горшком – то есть пока совсем никак.
Ночью Ульяна иногда плачет (сейчас режутся сразу 4 клыка, думаю, причина в них), но я к ней не подхожу, просто прошу лечь спать. Иногда от этого просыпается Ариша, и, чувствуя какой-то дискомфорт, пере6ирается ко мне в кровать.
Ариша поражает нас своим богатым воображением. Ее игры постоянно включают воображаемых персонажей, которым она поет песни, рассказывает сказки, моет им руки в несуществующей раковине, лечит их, кормит (вполне реальной едой за столом)…
Посторонних людей, особенно если они к ней не обращаются, она почти перестала стесняться, и порой обращается к ним сама, например с вопросом: «Тебя как зовут?» – абсолютно чужому пожилому мужчине.
А вот с музыкальными занятиями по-прежнему провал. Иногда она может сосредоточиться и повторять движения за преподавателем, но если видит, что от нее что-то ждут и смотрят на нее, от смущения или падает на пол, или начинает носиться по залу. Привести ее в чувства в этой ситуации не представляется возможным, остается только ждать, пока она сама успокоится и станет серьезной. Тогда она может продолжать.
Но поскольку занятия длятся всего полчаса, за это время таких «вспышек», во время которых Ариша восприимчива к словам и действиям, случается две-три, не больше.
Сегодня Ариша умудрилась за пару минут разрисовать Ульяне лицо фломастерами, так что я с трудом ее отмыла. А по приезде на дачу высыпала ей за шиворот лопату камней…
Я ругаюсь, а самой смеяться хочется.
17 апреля 2002 (год и два месяца)
Уляша собирает пирамидку, ставит друг на друга два-три, иногда 4 кубика, складывает игрушки в коробку, в ящики (и не только игрушки, поэтому я часто не могу найти важных вещей). Вчера я попробовала за обедом дать ей в руки ложку – она не знала, что с ней делать, пришлось кормить самой. Но уже сегодня, когда она была очень голодна, мне удалось показать ей, как пользоваться ложкой, и она неплохо орудовала ею. Ужин ела, держа ложку в правой руке, а пищу отправляла в рот левой. Показывает «Сороку-белобоку», «Ладушки», поет и кружится по комнате, в подражание Арише.
Отпразновали Аришин день рождения. 12 апреля к нам приходили Маша и Саша с Полиной и Юрочкой. Ариша и Уляша встречали гостей в одинаковых белых платьицах в голубой цветочек. На угощение мы испекли миндальное печенье. Ариша мешала тесто и вырезала формочками печенья. Получилось очень вкусно.
13 апреля, в субботу, мы ходили с Ванюшей и Юлей в зоопарк. Правда, я как раз перед этим лечила зубы и была не в лучшей форме. Но поход удался на славу. Больше всего девочкам понравились жираф, кенгуру, белые медведи (Уляша, впрочем, их проспала) и тюлени.
Купили в подарок Слона (Арише) и вертушку (Уляше). Не обошлось без драки, которая стихла лишь после моей угрозы сдать игрушки обратно.
Вечер провели на даче, а наутро поехали к бабушке Инне. Она подарила Арише конструктор Лего, который теперь пользуется большим успехом.
По-прежнему ходим в сад, осталось всего несколько занятий. Ариша совсем перестала заниматься музыкой, капризничает, ложится… Стало даже хуже, чем было в начале занятий, хотя некоторое время назад она занималась вполне сносно. Возможно, сказывается усталость.
Уляша в восторге от того, что на улице можно ходить в легкой удобной одежде. Она чувствует себя очень внушительной персоной, и смеется от радости. Похоже, она откажется от коляски даже раньше, чем Ариша.
Когда Ариша меня очень уж доводит (например, нежеланием одеваться или еще что-нибудь делать), я сержусь, повышаю голос. Тогда Ариша грустно и проникновенно говорит мне: «Мама, я тебя так люблю, а ты меня расстраиваешь!..» или, плача, «Я только что успокоилась, а ты меня опять обижаешь!»…
Уляша уже настолько понятно выражает свои желания, что ее понимает даже Ариша. Например, Уляша подходит к столу, на котором стоит ее бутылка, тянет к ней руку, говорит (точнее, мычит) что-то вроде: «Ы-ы-ы!!!» и сжимает все пальчики на руке, примерно так же, как когда машет на прощание «пока».
Или изображает нечто подобное около окна – когда хочет посмотреть на проезжающие мимо машины.
Еще она научилась открывать дверь ванной, просовывая руку под дверь. Если дверь не поддается, она возмущенно рычит.
12 февраля 2003 (два года)
Уляша знает всего несколько слов. Говорит она мало, фразы – в лучшем случае из двух слов. Чаще объясняется жестами.
Но сегодня, в день, когда крестился наш папа Дима, она выучила слово Церковь – Тита!
Несколько дней назад она сказала мне: «Дади ада!» - «Дай карандаш».
Очень хорошо у нее получаются слова «Я» и «мне». «Налей» и «надень» - звучат одинаково, причем если она хочет есть, говорит то же слово.
Отчетливо произносит «Нельзя» (всегда, когда видит конфеты), и «Ай-ай-ай» - если кто-то вытирает пол (потому что сама всегда вытирает за собой, если что-то разлила). Если что-нибудь валяется на полу, тоже говорит «Ай-ай-ай».
«О!-Е!» - означает «вперед, поехали!» - когда садимся в машину или когда видит велосипед. Когда хочет уходить из гостей, говорит мне: «Ж-ж-ж!», что значит «поехали». Бегемота почему-то обозначает звуком «Му-у», хотя я ей не раз объясняла, что это не корова. На яблоко и другие фрукты говорит «Ам», кроме бананов, которые называет практически правильно. Аришу зовет «Аи», а вот свое имя даже не пытается произнести: ничего кроме «Тати» или «Аги» у нее не получается.
И еще удивительно слышать от нее «Эт да!» - что означает, как нетрудно догадаться, «Вот это да!»
5 июня 2003 (два года и четыре месяца)
Сегодня выучила длинное сложное слово: ЧЕРТЕЖИ!
Еще научилась говорить ДЕНЕЖКИ.
Остальные слова попроще. Проблема в том, что в отличие от Ариши, Уляша не старается повторять за нами слова, которые мы произносим. Это тормозит развитие речи. Новые слова появляются редко, словно по вдохновению. Но она строит фразы из 2-3 и даже 4 слов. Например:
МНЕ ДЕНЕЖКИ Е (есть).
ДЕДА ЧЕРТЕЖИ НАНЕ (нет).
ПАПА ДЖ (джип) ОДЁ (огромный).
МАМА Ж(машина) МАНЕ (маленькая).
МАМА, АНЮ(хочу) АМ!
МАМА, НАЙНЕ (дай мне) У-А(попить).
Я чувствую, что у нее есть психологический дискомфорт из-за постоянных нападок со стороны Арины. Из-за этого тормозится речь, из-за этого она сосет пальцы и очень чувствительна к критике. Я стараюсь помочь ей поверить в свои силы, в свою значимость для нас.
27 август 2003 (два с половиной года)
Логопед сняла с Уляши диагноз «ЗРР - задержка речевого развития».
За лето Уляна научилась неплохо болтать, строить длинные фразы, поддерживать диалог. Ариша просит ее повторить какое-либо слово, и она старается это сделать, а вот за мной повторяет крайне редко.
Девочки много играют вместе, устраивают ролевые игры (в основоном дочки-матери, иногда с участием волка, с песней «Дин-дон, я ваша мама»). Две любимые Уляшины песенки («Дин-дон» и «Ма-ма-ма» - песенка мамонтенка из мультфильма) – поют хором, неплохо воспроизводя мотив.
Через несколько дней дети пойдут в детский сад.