Каргополь. История
Годом основания Каргополя считается 1146, хотя достоверных сведений об этом нет: весь богатейший архив Каргополя сгорел во время пожара 1765 года. Как сообщает сайт «Малые города России» , «Гаврила Романович Державин, будучи губернатором Олонецкого края, посещает в 1785 году Каргополь и обнаруживает в одном из монастырей рукопись. В ней говорится, что белозерский князь Вячеслав, разбив "чудь белоглазую", нашел "поле для отдохновения", назвал оное "Каргиным полем", учредил на нем свой "стол" и поставил острог. Изучение других документов о походе на чудь и позволило установить дату вероятного основания Каргополя - 1146 год.
В 15-м веке Каргополь становится укрепленным городом и ведет активную борьбу на стороне Новгорода против усиления влияния Москвы на севере. В 1447 году в городе находят приют бежавшие из Москвы князья Дмитрий Шемяка и Иван Можайский, бывшие политическими противниками великого князя Василия Темного. С собой они увезли мать Василия - Софью, а также великокняжескую казну и ханские ярлыки. Однако с падением Новгорода речь о сопротивлении Москве уже не шла.
Во время царствования Ивана Грозного, в 1565 году, Каргополь зачисляется в 19 "царских городов", которые обеспечивали содержание опричнины. Это наглядно демонстрирует тот факт, что в 16-м веке Каргополь являлся одним из крупнейших торговых центров России. Английский посол в Москве писал в 1588 году, что "... главные города России суть: Москва, Новгород, Ростов, Владимир, Псков, Смоленск, Ярославль, Переяславль, Нижний Новгород, Вологда, Устюг, Холмогоры, Казань, Астрахань, Каргополь, Коломна". Торговые связи Каргополя были очень разнообразны благодаря удобному расположению на пересечении торговых путей и мощной крепости (сохранились лишь земляные валы, так называемые Валушки).
Интересно, что Каргополь получил официальный статус города лишь в 1613 году, хотя впервые назван таковым в документах 14-го века. К 17-му веку в Каргополе насчитывалось более 20 храмов, из них лишь один каменный - Христорождественский.
В 1612-1614 годах Каргополь трижды осаждался польскими войсками. Нападавшие не достигли в этом деле никакого успеха, а жителям города за заслуги перед Отечеством была дарована царская "Похвальная Грамота".
В 18-м веке, с выходом России на Балтику, Каргополь начинает терять свое торговое и стратегическое значение и к 1776 году становится уездным городом Олонецкой провинции Новгородской губернии. В 19-м веке Каргополь уже маленький глухой городок с населением 2680 человек по переписи 1897 года. И лишь великолепные белокаменные храмы, возвышающиеся над деревянными домами, напоминают сейчас о его былом величии».
Каргополь. Достопримечательности
В начале XX века в Каргополе было два десятка храмов, два монастыря. Современный город сохранил 11 храмов, которые своим величием определяют облик Каргополя и напоминают о былом значении города.
В центре города, на Новой торговой (Советской) площади, расположены наиболее монументальные сооружения. Сама площадь носит удивительно неофициальный характер, являя собой большую зеленую поляну, на которой тут и там обосновались практиканты художественных училищ.
Христорождественский собор 1552-1562 года постройки - древнейшее каменное здание в городе. Изначально двухярусный, собор за четыре с половиной века основательно врос в землю, так что окна нижнего яруса приходятся почти на уровень земли. Массивные стены еще в XVII-м веке стали давать трещины, и собор по всем 4 углам был укреплен каменными контрфорсами, крытыми поверху деревом, что придает сооружению суровый крепостной вид. В то же время были построены 2 придела - с севера (во имя Алексея и Филиппа) и с юга (во имя Всемилостивого Спаса), которые помимо культового значения, играют важную роль в укреплении несущей способности просевших и потрескавшихся стен. Помимо приделов и контрфорсов, с запада была пристроена паперть. Однако, обилие разнообразных пристроек не испортили храм. Напротив, именно им он обязан своим неповторимым, удивительно гармоничным обликом.
В летнее время собор, имеющий статус музея, доступен к осмотру изнутри. Интерьер его оставляет грустное впечатление, как вид любого жилища, покинутого хозяевами. И все же побывать в соборе стоит. Именно благодаря музейному статусу собор сохранил иконостас и некоторые иконы. Хрестоматийной достопримечательностью является огромная железная рука, торчащая из стены центрального барабана. Когда-то она держала цепь, на которой было подвешено паникадило. Также в соборе хранятся сегменты расписных деревянных «небес», привезенные сюда из деревянных храмов со всей Архангельской области.
По соседству с Христорождественским собором расположен монументальный храм Иоанна Предтечи 1751 г. - самый большой в городе по высоте (35 м) и внутреннему объему одноэтажный трехсветный храм. Отличается скромным декором, восьмиугольными окнами, завершением трех алтарных апсид в виде кокошников (бочек), необычной формой куполов: с двумя барабанами и двумя луковками, что не характерно для севера.
Храм передан Церкви еще в 1996 году, но службы в нем до недавнего времени не проводились, да и сейчас не регулярны. Хотя здание находится в хорошем состоянии, храм совершенно лишен внутреннего убранства. Иконостас обозначен лишь несколькими бумажными иконками на фанерных щитах, огромное пространство храма начисто лишено икон, из-за чего он выглядит сиротливо и пустынно.
В ансамбль центральной площади города, помимо Христорождественского собора и храма Иоанна Предтечи, входят миниатюрная Введенская церковь и соборная колокольня. О колокольне стоит рассказать особо.
Она построена при императрице Екатерине, по указу которой Каргополь, как и ряд других северных городов России, получил регулярный план. В соответствии с этим планом структура города была подчинена прямоугольной сетке улиц, параллельных реке Онеге. Колокольня была ориентирована на одну из поперечных улиц, выходящих к реке. Однако эта ось оказалась не связанной со сторонами света, которым, согласно канону, подчиняется церковная архитектура. В результате крест на колокольне оказался ориентированным не на восток, а на юго-восток, вызывая недоумение и противореча трем расположенным в непосредственной близости церквям.
В таком виде колокольня простояла с 1778 по 2001 год, когда в неправильно ориентированный крест внезапно ударила молния. Колокольня частично обрушилась, но, как ни странно, уже в 2004 году была восстановлена в прежнем виде.
При всем богатстве культовых построек, действующих храмов в Каргополе только два. Помимо уже упомянутого храма Иоанна Предтечи, это небольшая церковь Рождества Богородицы конца XVII века, которая является главным приходским храмом города.
Рядом с церковью Рождества Богородицы находится маленькая, удивительно трогательная по пропорциям и осевой композиции последовательно увеличивающихся объемов Никольская церковь середины XVIII века. Здесь же, чуть южнее расположена красивейшая церковь Благовещения, фасады которой украшают 30 не повторяющихся окон. К сожалению, в последние годы церковь скрыта в лесах и для осмотра не доступна.
Стоит обратить внимание на Воскресенскую церковь конца XVII века, расположенную к северо-востоку от центра города. Особенно выигрышно она сморится в хорошую погоду, когда солнечный свет выявляет богатую пластику ее стен. Позакомарное покрытие, огромные луковичные главы на широких световых барабанах придают ей неприступный и монументальный облик.
Неподалеку от Воскресенской церкви, на ул.Архангельской, дом 5, расположен центр народных ремесел «Берегиня». За весьма скромную плату здесь можно посетить мастерскую традиционной каргопольской глиняной и тряпичной игрушки, осмотреть работы учащихся школы народных ремесел, наглядно ознакомиться с механизмом работы ткацкого станка, узнать много интересного о местных обычаях, а напоследок приобрести понравившиеся игрушки на память.
И последний штрих к портрету Каргополя: из совершенно плоского и ровного берега реки Онеги, на расстоянии 10-20 метров от русла, бьет серия очень мощных ключей со значительной глубины. Ключи эти чрезвычайно чисты и, к тому же, не замерзают даже в самые суровые морозы, которые здесь не редкость. Над частью из этих ключей сооружен крытый деревянный павильон с широкими проемами в полу и перилами – прачечные, которые по сей день активно используются местными хозяйками для полоскания белья.