Недавно я пересмотрел старую комедию «Кавказская пленница». Думаю, нет никого, кто вырос в России (тогда еще СССР), и не видел бы ее. Добродушный юмор, блестящая игра Александра Демьяненко и Натальи Варлей, не говоря уже о бессмертной тройке – Трус, Балбес, Бывалый. В который раз пересматриваю ее и каждый раз получаю море самых положительных эмоций.

Однако в этот раз она навела меня на весьма неожиданные мысли. По сюжету картины Нина лазит по скалам, водит грузовик, прыгает с тарзанкой. А ее друг за все время смог водить только упрямящегося ишака, да пустую бочку, которую он кстати разбил. Даже попытка залезть на скорость спальный мешок обернулась печальными последствиями, он чуть не утонул.

Спору нет, Шурик – это образ хорошего человека. Он, не задумываясь, кидается на помощь девушке, по его наивности попавшей в беду. Но не кажется ли вам, что вести машину и сражаться с негодяями должен был он? Конечно, в конце этот недотепа совершает подвиг, но ощущения довольно странные. Наверное, автор хотел сказать, что даже такого вот ботаника в очках любовь может побудить к свершению героических поступков.

Я помню, что в детстве на Шурика я почти не обращал внимания, он не был мне интересен. Герой он – для взрослых, понявших уже, что суперменами они не стали. Если подумать, а кто был тогда для нас героем? Попробую вспомнить.

Мечты мальчиков

Первый, кто появляется в памяти – это Д'Артаньян – отважный мушкетер, сражающийся с гвардейцами кардинала, защищающий свою возлюбленную, верный товарищ своим друзьям. Позже, начинаешь понимать, что это аферист, пытающийся пробиться по «лестнице жизни». Он помогал королеве, изменяющей не только мужу, но и своей стране, а его недруг – Ришелье, напротив, заботился о благосостоянии Франции. Но тогда нам это было не важно, и мало кто из нас не мечтал о шпаге и плаще с крестом.

Мы зачитывались «Островом сокровищ». В мечтах представлялись паруса бригантины, слышался шум морского прибоя, звон кортиков, и выстрелы пиратских мушкетов. Особенность этого романа в том, что он написан от лица подростка, который гораздо ближе к юным читателям. История Джима Хокинса позволяла поверить, что приключения могут быть и в юности.

Чуть позже вышел иностранный мини-сериал «Робин Гуд». Все мои друзья делали деревянные мечи и луки. До сих пор удивляюсь, как в этих «сражениях» никто из нас не лишился глаза. Всем хотелось походить на благородного разбойника, отнимающего добро у богатых и помогающего бедным.

А что говорить о доблестном рыцаре Айвенго, сражавшемся за руку своей дамы, и защищавшем справедливость? Разве он не был тем, на кого хотелось походить?

Почему мы хотели быть похожими именно на них? Может быть потому, что не устраивает их мысль быть просто «хорошим мальчиком». Они хотят быть ковбоями, рыцарями, космонавтами, покоряющими далекие планеты. Им хочется стать настоящими мужчинами.

Когда-то в детстве я был в гостях у моего дяди. Тот как раз чистил ружье. Заметив мой интерес, он показал, как его разбирать и собирать, а потом дал попробовать. Пожалуй, это были самые счастливые мгновения в моей жизни. Я был уже не просто школьником, в эти минуты я чувствовал себя опасным парнем, с которым лучше не связываться, следопытом, выслеживающим преступников. Можно сказать, что на несколько минут моя мечта сбылась.

Может быть, дети сейчас не такие, как тогда? И да, и нет. Тогда мы еще не знали интернета, да и о компьютерах разве только краем уха слышали. Играть мы предпочитали на улице, или в недостроенных зданиях, на окраине.

Недавно обратил внимание, как мой восьмилетний сын смотрит мультфильм «Как приручить дракона». Я уверен, что в душе он в этот момент он был суровым викингом, отправившимся покорять опасное чудовище.

Я думаю, что не совсем верно рассуждать, что дети, выросшие в СССР, и выросшие в XXI веке, так уж сильно отличаются. Как тогда, так и сейчас мечты у них одинаковые. Вот только герои поменялись. Главное то, на кого они сейчас ориентируются. А выбор у них теперь огромный. Если раньше для того, чтобы пробудить свою фантазию, нужно было читать книги, ждать, когда любимый фильм покажут по телевизору или он пройдет в кинотеатре, то теперь для этого достаточно нажать пару клавиш на клавиатуре, и перед тобой открывается целый мир. Казалось бы, все замечательно, вот только обилие и доступность информации зачастую притупляет вкус.

Вызывает тревогу и направленность современного искусства. Нынешние режиссеры делают упор больше на зрелищность материала, чем на его нравственность. Не скажу, что раньше все было идеально. Тогда также было немало глупых, некачественных, да и вредных вещей. Но, стоит отдать должное, их было не так много, и они были не так легко доступны.

Да и в современном искусстве не так уж все плохо. Есть немало стоящих мультипликационных и художественных произведений. Хорошо, например, то, что экранизированы произведения запрещенного ранее Толкиена. А такие мультфильмы, как уже упоминавшийся здесь «Как приручить дракона» или «Вольт», я и сам с удовольствием посмотрел с детьми.

Существует мнение о том, что детям опасны фильмы, содержащие сцены насилия. Я его полностью поддерживаю, и все же здесь не все однозначно. Вспомните, скольких тот же Д'Артаньян заколол своей шпагой, причем не в голливудском, а в нашем старом, добром советском кино. Уверен, никого из нас родители от телевизора не отгоняли, и вряд ли кого-то это сделало жестоким. Просто мальчишкам надо показать, что они мужчины. Именно им предстоит в будущем постоять за слабого, защитить девочку от хулиганов. Когда-то Высоцкий спел в своей «Балладе о борьбе»:

Если, путь пpоpубая

Отцовским мечом,

Ты солёные слёзы

На ус намотал,

Если в жаpком бою

Испытал, что почём, -

Значит, нужные книги

Ты в детстве читал!

На мой взгляд, это очень правильные слова. От того, что перед глазами мальчиков, зависит то, какими людьми они будут в зрелом возрасте.

Что же делать? Ответ прост и сложен одновременно. Быть другом для своих детей. Нельзя оставлять их наедине с гаджетом, лишь бы они были чем-то заняты, а потом жаловаться на падение нравственности у молодежи. Лучше посмотреть вместе с ними то, что им интересно, а потом и обсудить это. Если это вредно, то объяснить, почему, и не с позиции: «Я взрослый, поэтому я прав», а понятно объяснить, что здесь неправильно, так, чтобы ребенок поверил.

Один мой друг критиковал своего сына за увлечение аниме. Но лишь до того момента, пока тот не убедил его вместе посмотреть «Могилу светлячков». Для незнающих поясню, что этот фильм – о трагической судьбе двоих детей, оставшихся во время войны без родителей. После этого он делился со мной, что если его сын смотрит такие вещи, значит, он уже научился сопереживать другим.

Выбор того, что смотреть вам и вашим детям – за вами. Важно, чтоб вы были рядом с вашим мальчишкой, и тогда у вас будет уверенность, что он вырастет настоящим мужчиной.

Фото - фотобанк Лори