До беременности Беременность Роды От 0 до года От 1 до 3 От 3 до 7 Старше 7 Питание Брат-сестра Семья Досуг Библиотека

Женщина-"барби", или эксплуатация сексуальности

В издательстве «Никея» выходит новая книга Андрея Лоргуса и Ольги Красниковой «Мужчина и женщина: от Я до МЫ. Как построить семейное счастье».


Взаимоотношения между мужчиной и женщиной развиваются, как порой кажется, непредсказуемо и спонтанно. Тем любопытнее узнать, что может их мотивировать, а что им препятствовать, и вообще, - почему люди решаются связать свои жизни?


Эта книга — о готовности к браку, о традициях и ритуалах и о том, что в отношениях мужчины и женщины есть место дружбе, влечению, эротике и сексуальности, но главное — в этих отношениях есть место любви.


Что такое мужественность? Что такое женственность? Как происходит развитие отношений, которые приводят или не приводят к браку? Как и почему мы выбираем друг друга? Семья — это одно из самых великих приобретений человека, а вопросы взаимоотношений между мужчиной и женщиной – одни из самых важных, и часто от ответов на них зависит очень многое.

 

Книга будет интересна и молодым людям, стоящим на пороге отношений, и тем, кто готовится к свадьбе, а также и тем, кто уже давно живет в браке: узнать что-то новое о мужчинах и женщинах никогда не поздно!

 

Об авторах: 
Протоиерей Андрей Лоргус — клирик храма Святителя Николая на Трех Горах, Окончил факультет психологии МГУ, Московскую духовную семинарию. С 1996 года преподает антропологию и христианскую психологию в МГУ, в России?ском православном университете, в Институте христианскои? психологии. В настоящее время является ректором Института христианскои? психологии.


Красникова Ольга Михайловна — психолог-консультант, преподаватель психологии, член ЕМСаРР (Европеи?ского движения христианскои? антропологии, психологии и психотерапии), руководитель психологического центра «Собеседник», помощник ректора Института христианскои? психологии. 

 

Ниже мы публикуем главу об одной из ролей, примеряемых на себя некоторыми женщинами.

 

 

 

Эксплуатация сексуальности

 

Один из насаждаемых стереотипов: «женственность — это сексуальность». Это не так, женственность и сексуальность — не одно и то же, но бывает трудно развенчать миф: «женственность нужна только для того, чтобы пользоваться успехом и привлекать к себе мужчин».

 

Слишком сильно воздействие на общественное сознание рекламы, глянцевых журналов, книг, кино и телепередач, которые только в этом и видят женскую сущность. Безусловно, сексуальность — это важная составляющая как женской, так, кстати, и мужской природы, но нельзя делать из сексуальности культа.

 

Существует несколько моделей поведения женщин, эксплуатирующих сексуальность. Хочется отметить, что мы будем описывать не конкретных женщин, а стереотипные роли, которые некоторые на себя примеряют — кто-то чаще, кто-то реже.

 

«Барби». Порой «барби» выглядит как иллюстрация из книги о принцессах, где девичьи черты утрированы, а некоторые доведены до абсурда — все в цветочках, блестках, оборочках, полупрозрачное или плюшево-велюровое — в зависимости от сезона, но обязательно подчеркивающее в нужных местах фигуру, губки «бантиком», чтобы с нужной интонацией произносить «чмоки-чмоки», «вкусняшки» и прочие милые глупости. «Кукольный» макияж, шикарный маникюр со стразами, широко распахнутые наивные и немного удивленные глаза, молчаливо вопрошающие: «А ты, случайно, не ОН? Ты не мой принц?»

 

Что прячется  за  яркой  витриной,  за  локонами и бантиками, за уменьшительно-ласкательными словами? Что заставляет взрослую женщину вести себя как девочка, при этом подчеркивая свою сексуальную привлекательность? С одной стороны, неприятие себя и страх: «я реальная» не буду желанна, никому не понравлюсь, поэтому надо себя приукрасить или даже изменить до неузнаваемости (в зависимости от степени неприятия себя). С другой стороны, инфантильность, незрелость личности, бегство от ответственности, поиск удовольствий — по сути, это попытка продлить себе беззаботное детство. Вся жизнь направлена на поиск родительской фигуры, способной не только защитить, спрятать от страшного взрослого мира, но и осуществить все мечты и выполнить малейший каприз, любую прихоть. Манипулируя мужчинами с помощью довольно агрессивной сексуальности, женщины-«барби» порой могут добиться желаемого. Те, кому посчастливилось найти себе «папочку», какое-то время живут вполне счастливо, хотя их «счастье» всегда омрачает страх потерять «благодетеля». Этот страх может вызывать беспочвенную ревность и истерики — что типично для созависимых отношений.

 

Идиллия обычно длится до тех пор, пока супруг готов исполнять роль добродушного покровителя и не требовать для себя слишком многого («барби» не любит утруждать себя ради других) или пока ему не надоест играть с женой в детско-родительские отношения и не захочется создать полноценный супружеский союз. Реже воздушный замок ломает сама «барби», которая, отогревшись в безопасности и набравшись сил, вдруг понимает, что хочет самостоятельности, самореализации, полноправных отношений, что она устала быть «куколкой», притворяться глупенькой и слабенькой. Не каждому «папе» понравится такой поворот событий. Ведь женщин, эксплуатирующих эту роль, выбирают себе в спутницы мужчины определенного склада — как правило, тоже личностно незрелые, нуждающиеся в постоянном самоутверждении за счет других. И если самоутверждаться за счет «барби» проще простого, то взрослая женщина для этого совершенно не подходит. Начинаются ссоры, скандалы, взаимные упреки и обвинения... Вариантов дальнейшего развития событий много — от развода и клиники неврозов после попытки суицида до походов на семейную психотерапию и счастливой совместной жизни до глубокой старости. Остается добавить, что женщина, пребывающая в образе «барби» вплоть до преклонного возраста, — зрелище печальное. В связи с утратой привлекательности, «барби» может примерить на себя какой-то иной образ, если, конечно, не решится повзрослеть и начать реализовывать свою подлинную женственность.

 

В этом случае, как и в других, которые мы рассмотрим дальше, причины искажений женственности чаще всего скрываются в детстве и в социальном окружении. Есть ли какие-то особые факторы, которые бы с точностью указывали на то, что девочка, когда вырастет, выберет именно такой образ женственности? Серьезных исследований на эту тему мы не встречали. Не думаем, что имеет смысл пытаться выявить пред- расположенность к тому или иному образу, ведь, как мы уже отмечали, в течение жизни женщина может несколько раз менять свой образ женственности. Кстати, эксперименты с различными образами начинаются еще в детстве, когда девочки наряжают кукол или сами крутятся перед зеркалом, «кривляются», пробуют свои «чары» на детской площадке. Безусловно, самые рискованные опыты происходят в подростковом возрасте. Хорошо, когда мотивация исследования и испытания разных образов и форм — поиск своей собственной женственности, а не протест (назло кому-то) или саморазрушение («пусть мне будет хуже!»).

 

Говоря же о взрослых, важно иметь в виду, что женщина, конечно, может быть разной — когда-то вести себя как маленькая, периодами погружаться в хозяйство, временами кокетничать или быть очень серьезной, строгой, ответственной. Главное — чтобы она осознавала, что ее женская суть лишь косвенно отражается в разных сторонах женских проявлений. В действительности эта суть намного глубже и находится не в плоскости взаимоотношений, ролей и функций, а в плоскости личности, ее безусловной ценности, уникальности. Профанируя этот глубинный смысл, женщина застревает на внешних формах, становится зависимой от них. Так возникает, например, культ красоты («Если у меня размеры не 90/60/90, то мне и жить незачем»), культ материнства («Женщина не может быть полноценной, если у нее нет детей»), культ успеха («Если я не делаю карьеру, то мое существование лишено смысла»).

 

Женщины сами выбирают себе «кумира» из стереотипов, предлагаемых социумом, и пытаются служить ему даже ценой искажения, отрицания собственной подлинной женственности. Так, женщина, сделавшая аборт, чтобы беременностью и родами не испортить фигуру или чтобы не потерять возможность подняться по карьерной лестнице, убийством своего ребенка предает одно из фундаментальных свойств женственности — дарить жизнь. А женщина, впадающая в отчаяние и тяжелую депрессию с попытками суицида из-за диагноза «бесплодие», игнорирует в себе другую сторо- ну женственности — принимать жизнь во всей ее пол- ноте, со смирением переживая и горести, и радости, утверждая жизнь в любых условиях, поддерживая ее в себе и в других. Часто на консультациях приходится слышать: «Если я так никогда и не выйду замуж, значит, все зря!» Но и в этом случае женщина совершает ошибку — обесценивает свою личность, данную ей Богом, сотворенную по Его образу и подобию и оттого ценную независимо от наличия мужа, детей, успехов в работе или безупречного хозяйства.

 

По отношению к другим людям все описанные выше женщины могут видеть и признавать безусловную ценность личности, но по отношению к себе будут продолжать выставлять условия, совсем как в детстве:

 

«Съешь кашку/получишь пятерку/споешь лучше всех/ поможешь маме/будешь хорошей девочкой — и тебя будут любить». Пытаясь заслужить любовь окружающих и повысить свою значимость в собственных глазах, а порой просто надеясь заслужить право на существование (о любви даже и не мечтая), женщины попадают в ловушку: сколько бы они ни старались «что-то из себя представлять» — красавицу, хозяюшку, труженицу, образцовую мать семейства и пр., — себя подлинных, свою суть, свою личность они не знают или не хотят знать, не понимают и не проявляют ее. Отношения, построенные из взятой на себя «роли», базируются на ложном фундаменте, и, когда «роль» сыграна (дети выросли, с работы уволили), эта изначальная ложь становится очевидной. «Кто я — без детей, без работы, без красоты, без здоровья, без мужа? Я — пустое место?» И тут невольно вспоминаются слова психолога Эриха Фромма: «Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий — его собственная личность». От себя хочется добавить, что это не только главная задача, но и основная ответственность перед собой, перед Богом и людьми.

 

Фото - фотобанк Лори

Дата публикации 09.08.2016
Автор статьи: Протоиерей Андрей Лоргус, Ольга Красникова
реклама
комментарии