Подарки выбирать непросто, и чем ближе, роднее нам человек, тем сложнее задача: хочется и угодить, и порадовать, и удивить… А уж для детей многие из нас готовы звезду с неба достать – причем каждый год и минимум два раза: на День рождения и к Новому году. Задачу родителей усложняет изобилие детских товаров: выбрать одну игрушку из десяти – не то же самое, что одну из тысячи. Да и настырная реклама, в преддверии праздников льющаяся в детские и родительские уши с экранов телевизоров, страниц детских журналов и витрин магазинов, сбивает с толку.
Новый 2017 год неумолимо приближается, и найти ответ на вопрос о том, что подарить ребенку в честь этого волшебного праздника, лучше заранее – до предновогоднего ажиотажа. Это позволит сберечь время, нервы и деньги, а также выбрать лучшее, а не оставшееся.
С чего начать?
По большому счету, нет существенной разницы между детскими подарками в честь Дня рождения или Нового года. Принципы выбора подарков одинаковы: безопасность, польза для ребенка, соответствие полу, возрасту и интересам, желанность. Но у новогодней традиции вручения подарков есть специфика:
- ощущение или предвкушение ребенком чуда родителям желательно поддержать – это вселяет веру не только в праздник и волшебство, но и в благосклонность окружающего мира, а также веру в себя;
- многие дети заказывают подарки в письме Деду Морозу – так что родителям придется искать и соблюдать баланс между детскими “хочу” и взрослыми “можно”.
При выборе новогодних подарков детям психологи предлагают родителям ориентироваться на несколько основных правил.
Нельзя:
- обесценивать праздник (произносить при ребенке “все, как всегда”, “подумаешь, ничего особенного”, “одни бессмысленные траты” и проч.);
- приводить в магазин и произносить нечто в духе “выбирай, что хочешь, - куплю”;
- дарить ребенку энциклопедию вместо желанного велосипеда, пазлы вместо пупса мечты (заранее “готовить” ребенка к “неожиданности” подарка);
- безапелляционно судить со своей “взрослой” колокольни: “это бред, ерунда”, “я такое в этом возрасте не хотел” и т.д.
Нежелательно:
- до определенного возраста вручать подарки самим (позвольте малышам верить в Деда Мороза);
Желательно:
- организовать вручение необычно – пусть это будет квест, поиск клада, игра по станциям, конкурс талантов и т.п.;
- отслеживать “детские” тренды, прислушиваться к восхищенным возгласам ребенка возле витрин и магазинов, при просмотре рекламы на любимом детском канале;
Обязательно:
- нарядить, упаковать подарок “по-новогоднему”.
А дальше что?
При выборе конкретного подарка можно ориентироваться на несколько различных подходов к ситуации, базовых концепций. Так, вы можете подарить ребенку:
“Развивающий” подарок
В эту группу подарков входят пальчиковые краски, пазлы, энциклопедии, игрушки с музыкальными кнопками, детские компьютеры, лабиринты, обучающие игры (например, о правилах дорожного движения или счете до 10).
Достоинство похода – относительная простота: большинство развивающих игрушек и игр имеют возрастную маркировку, так что родителю достаточно убедиться в том, что предполагаемый подарок будет соответствовать возрасту, - а также в том, что у малыша именно такого пазла или логического куба пока нет. Ну и конечно, полезность подарка – тут вам и знакомство с окружающим миром, и новые навыки, и развитие мелкой моторики, и так далее – в зависимости от вида игрушки.
Недостаток подхода – приземленность. Наверняка в течение года вы не раз покупали ребенку подобные игры и игрушки (ведь стимулировать развитие нужно не только по праздникам); в детских садах и школах ребенка тоже постоянно “развивают”. И в предвкушении Нового года ребенок надеется на что-то более “волшебное”.
Практичный подарок
Это может быть куртка на предстоящую весну, новые зимние ботинки (а то старые износились), лыжи для уроков физкультуры в школе, велосипед, купленный со скидкой в “не-сезон”...
Достоинство подхода – практичность: мамы и папы будут уверены, что подарком ребенок воспользуется, ведь в повседневной, “непраздничной” жизни эта вещь совершенно необходима. Кроме того, налицо экономичность – покупку родители совершат в любом случае, а на подарках таким образом можно сэкономить.
Недостаток подхода - “непраздничность”, даже игнорирование желаний ребенка. Именно получив от Деда Мороза новые зимние ботинки вместо загаданного конструктора или супер-автомата, ребенок перестает верить в волшебные способности персонажа с бородой.
Желанный подарок
Будет это высказанное вслух пожелание или написанное в письме Деду Морозу – не принципиально. Важно, что игру или игрушку сам ребенок сильно хочет получить. Особенно порадует такой подарок в том случае, если в обычной жизни подобные игрушки (из-за дороговизны или “неполезности”) ребенку не покупают.
Достоинства подхода:
1) огромное удовольствие получателя - малыш мечтал о снегокате с начала зимы, получил его от Деда Мороза, радость до конца новогодних каникул гарантирована;
2) сохранение веры в чудеса – если подарок казался “недостижимым”, но все-таки оказался под елкой / под дверью, то ребенок сохраняет веру в Деда Мороза, волшебство и в собственную способность это волшебство “позвать” (например, загадать желание или описать его в письме);
3) конкретность подарка – многие дети точно знают, чего хотят, и если уж озвучивают свои желания, то родителям остается только найти подарки по наиболее выгодной цене.
Недостатки подхода:
1) отсутствие интриги – особенно эта проблема актуальна, когда ребенок пишет список пожеланий в письме Деду Морозу;
2) “неподъемность” подарка – дети, уверенные в волшебных способностях Деда Мороза, не беспокоятся о цене и доступности желанного подарка, но родителям запросы не всегда по карману и возможностям. В этой ситуации придется искать компромиссы, чтобы не разочаровать ребенка, например, уговорить его на более доступный подарок еще на этапе “пожеланий” - либо заранее копить на игрушку мечты;
3) риск “промахнуться” - некоторые дети сами не знают, чего хотят.
Новогодние подарки – это не заказ товаров по каталогу!
Кузьмина Ирина,детский и семейный психолог, арт-терапевт: «Выбирая подарок на Новый год, важно помнить, что дети в большей степени ждут чудес, чем взрослые, - а это значит, подарок должен быть не просто полезным и интересным, он должен быть желанным! Так ребенок понимает, что его мечты могут сбыться, и с неким волшебством приходит вера в лучшее, а самое главное – вера в себя и своих близких».
Евгения Маслова, детский психолог: «Многие родители забывают, что подарки на Новый год – это, прежде всего, волшебство, сюрприз, тайна! На деле все сводится к написанию письма с перечислением желаемых вещей, и в день Х дети обнаруживают под елкой то, что они заказали. Ни тебе интриги, ни блеска в глазах… нет, блеск есть, но он гаснет через 10 минут. Потому что все и так было ясно, обговорено и много раз пересказано. Это убивает фантазию ребенка и его веру в чудеса. Не превращайте традицию вручения новогодних подарков в банальный заказ товаров по каталогу».
Подарок- впечатление
Это может быть и билет на необычную новогоднюю елку, на представление в театре, и что-то, с новогодней тематикой совсем не связанное: сеанс на скалодроме, в батутном или веревочном парке, в центре профессий, полет в аэротрубе, абонемент в любимый парк развлечений или автодром, билет на концерт любимой группы или артиста, поход всей семьей на каток или хороводы вокруг живой елки в лесу… Родители могут воспользоваться своей фантазией – или “подглядеть” идеи на сайтах, предлагающих подарки-впечатления. Подарком-эмоцией может стать и специально заказанный у профессионалов (либо организованный самостоятельно) новогодний квест, и даже поездка / путешествие.
Достоинство подхода – оригинальность. От подарка останутся светлые воспоминания и удачные фотографии.
Недостаток подхода – нематериальность. Дети – существа практичные, приземленные, им хочется получать то, что можно потрогать и показать друзьям.
Одной качественной «Ёлки» вполне достаточно!
Евгения Маслова: «Родители почему-то считают, что если ребенок во время новогодних праздников один день провел не развлекаясь, то праздничное настроение потеряно. Три новогодних спектакля, цирк, посещение развлекательных семейных центров в крупных гипермаркетах, в них же праздники с аниматорами и шоу мыльных пузырей, зоопарки, ярмарки, открытие городских елок... Перенасыщение положительными эмоциями ничем не лучше, чем отрицательными. Я рекомендую выбрать помимо школьной елки или утренника в детском садике еще только одно качественное представление. Либо потратьте деньги на то, что действительно запомнится ребенку: может, это будет неспешная конная прогулка всей семьей по заснеженному лесу, или катание на санях с горки, встречи с друзьями, поездка за город на базу отдыха, Новогодний, а затем и Рождественский ужин в кругу семьи, с исполнением всех традиций, принятых в вашей семье”.
Осуществление заветной мечты
Это фактически комбинация вариантов, описанных выше. О самой мечте вы можете узнать из бесед с ребенком, его рисунков на свободную тему, из письма Деду Морозу. Например, ребенок давно мечтал научиться ездить верхом – тогда родители могут подарить ему соответствующую экипировку и абонемент в школу верховой езды. Или малыш мечтает стать космонавтом – и мама с папой дарят ему посещение музея с соответствующей выставкой, энциклопедию о космосе, игрушечный космический корабль, квест на “космическую” тему и т.д. Если ребенок грезит цирком и фокусами, можно подарить ему большой набор фокусов, сшить мантию фокусника, купить или сделать своими руками шляпу, а также организовать будущее представление (приготовить билеты с открытой датой, чтобы можно было позвать друзей и родственников).
Достоинство подхода – адресность. Такой подарок ребенок точно будет долго помнить, он сможет хвастаться им перед друзьями. А если мечта к тому же достижимая, вы поможете ребенку сделать первые шаги в ее сторону.
Недостатки подхода – масштабность (такой подарок может ударить по карману) и расплывчатость (у одних детей больше, чем одна мечта; у других нет мечты; у третьих мечты настолько абстрактны, что дети предпочтут конкретный подарок).
Подарок, который ребенок выберет сам
Если ребенок (скорее, подросток) уже не верит в Деда Мороза и новогодние чудеса, но мечтает о подарке с очень специфическими характеристиками (например, о планшете или смартфоне), то допустимо и даже разумно выбрать подарок вместе с ним (фактически подарить ему денежную сумму). Это лучше, чем не угадать с подарком и лишить ребенка радости от его использования. Важный нюанс – за покупками все же отправляйтесь вместе: это и сближает, и возвращает элемент “вручения подарка”.
В заключение предлагаем список идей подарков для каждого возраста:
До 1 года
- развивающий коврик
- сортер
- пирамидка
- сенсорная игрушка
- дом-палатка
- кукольный театр
- крупная мягкая игрушка
Ирина Кузьмина: «В возрасте от рождения до 1,5 лет, в период, когда ребенок еще не придает большого значения праздникам и только знакомится с традициями семьи, отлично подойдут “крупные” подарки - такие, о которых можно будет рассказать ребенку, когда он вырастет».
От 1 до 3 лет
- крупный конструктор
- кубики
- мозаика
- лабиринт
- кукла или машинка
- любимый персонаж из сказки или мультфильма
- напольный ковер-пазл
- трехколесный велосипед
- массажная дорожка
- мячи разных размеров (от маленьких до фитбола)
Алла Нагинайло, психолог: «В возрасте от 1 до 3 лет ведущей является предметно-манипулятивная деятельность, происходит развитие речи и наглядно-действенного мышления, ребенок учится уверенно ощущать себя в пространстве, совершенствует свою координацию. Также можно подарить наборы, помогающие развивать творческое воображение (поделки, аппликации, пальчиковые краски)».
От 3 до 7 лет
- машинка, похожая на “настоящую”, или кукла с одеждой, мебелью, аксессуарами
- железная дорога
- набор для ролевых игр (парикмахера, инструментов, доктора и т.д.)
- простые настольные и логические игры
Ирина Кузьмина: «С 3 до 6 лет – это возраст, когда ребенок большое внимание уделяет принадлежности к своему полу (“я мальчик” или “я девочка”), поэтому подарки желательно выбирать “по половому признаку”, но важно дарить хотя бы приблизительно то, что хочет сам ребенок. Учитывайте его желания!»
От 7 до 11-12 лет
- 3D-пазлы (бумажные, деревянные, пластиковые)
- гравюры
- наборы для творчества и научных экспериментов
- шахматы / шашки
- наборы для выжигания
- настольные игры со сложным сюжетом и правилами
Алла Нагинайло: «Ведущая деятельность данного периода – учебная. Происходит активное развитие интеллектуально-познавательной деятельности. Поэтому хорошим подарком будет книга (как и в любом другом возрасте!) Подойдут различного рода энциклопедии, в зависимости от интересов ребенка».
От 12 лет и старше
- спортивный инвентарь (если ребенок занимается спортом)
- новинка для коллекции (если коллекционирует что-либо)
- билет на интересную выставку (если занимается творчеством)
- экскурсионная программа или поездка
Алла Нагинайло: «В возрасте 12-15 лет происходит формирование самооценки. Возраст характеризуется стремлением к взрослости, самостоятельности. Выбирать подарок следует исходя из желаний и увлечений подростка, учитывая особенности темперамента и характера. Такие подарки помогут проявить себя, сделать самостоятельный выбор, открыть в себе новые качества».
Фото - фотобанк Лори