«Жирный – жирный, как поезд пассажирный» или «у кого четыре глаза, тот похож на водолаза» - это те слова, которые знакомы каждому школьнику. Кто-то сам обижал одноклассников, а кому-то досталась роль «мальчика для битья».  Думаю, что каждого ребенка хоть единожды, но дразнили. И уж совсем неприятно, когда это переходит в постоянные издевательства.


Мы привыкли говорить, что дети всегда очень жестоки, что они не боятся обидеть, сказать гадость, не подумав.  Единицы детей будут отстаивать свою точку зрения, защищать обиженного ребенка, большинство промолчит или присоединится к мнению лидера. Особенно страшно, когда против одного ополчается целый класс. Вспомните фильм Ролана Быкова «Чучело», когда главную героиню – Лену Бессольцеву начинает презирать целый класс. Разве девочка в чем-то была виновата, она была не такая, как все? Вовсе нет. На героиню наложился отпечаток мнения людей о ее дедушке. В городе все его считали чудаковатым, значит и внучка такая. Но откуда детям знать, что не так с дедушкой? Скорее, все эти слова они услышали от взрослых: может, родители, не подумав, в разговоре сказали, может две соседки деда обсуждали.  Дети – они же как губка, что услышали, то и впитали. Так что если хотите, чтобы мир стал лучше, ваше дитя росло порядочным и добрым человеком – начните с себя.

Кадр из фильма "Чучело"


Как понять, что не ладятся отношения с одноклассниками?


К большому сожалению, большинство родителей не знает, что у их чада проблемы с одноклассниками. Очень немногие дети могут рассказать маме, что их унижают в классе, а учителя, даже если и видят это, зачастую не обращают особого внимания.

  • обратите внимание, как относится ребенок к школе, что рассказывает о своих школьных друзьях.  С желанием ли идет в школу, хорошо ли усваивает материал. Если он хорошо учит уроки, а из школы приносит двойки, или с твердых четверок скатывается на постоянный неуд – это повод задуматься
  • дружит ли ребенок с одноклассниками помимо школы
  • дружный ли класс, участвуют ли дети совместно в школьных мероприятиях
    как бы странно это ни звучало, обращайте внимание на личные вещи ребенка.
  • Потрепанный рюкзак, пыльная верхняя одежда, мятые тетради могут говорить о проблемах с одноклассниками.
     

Я хорошо помню свой класс, он никогда не был дружным. Буквально со второго класса у нас появились изгои – две девочки Лена и Юля, над которыми добрая половина класса всегда издевалась. Это были две обычные девчушки, которые никогда не ябедничали, не плакали, что их обижают, не рассказывали об этом родителям, и сами за себя постоять не могли. Они были «удобные» жертвы.  Их портфели могли всю перемену летать по классу, тетради выбрасывали из окон, по курткам могли ходить. Их могли ударить и плюнуть в спину. 

Конечно, после окончания школы на встречи выпускников они не приходили. С ними обеими я общаюсь в социальных сетях, они замужем, у каждой по двое детей. Недавно у нас с Юлькой зашел разговор про очередную встречу выпускников.  Она сказала, что из-за нашего класса ненавидит свое детство.

Иногда ей снится, как по ее синей куртке, на которую родители копили полгода, скачут наши одноклассники, и как мальчишки по очереди бьют ее в спину, чтобы доказать друг другу, кто круче. 

Для меня стало самым страшным откровением, что о том, что ее обижали все 11 лет, кроме нашего класса никто и не знал. Ей было стыдно рассказать о происходящем маме, попросить помощи у учителя, пожаловаться старшей сестре.  Она мысленно разделила жизнь на две части: школа для нее была не местом получения знаний, а неким адом, где постоянно гнобили и унижали.


А как же родители, неужели они ничего не видели? У Юльки по нашим меркам 90-х была обычная семья. Отец – алкоголик, мать приличная женщина, работающая статистом, пытающаяся хоть как-то тянуть семью из полной нищеты. Маме некогда замечать эти важные мелочи: что ребенок плохо спит, что плохо запоминает информацию, потому как голова думает совсем о другом, когда в 8 лет начинается ночной энурез, ребенка ведут в больницу и никто не догадывается искать проблему в психике ребенка. Оставили ли след издевательства одноклассников? Конечно. Юлька призналась, что маниакально рассматривает вещи дочки-третьеклассницы, читает тайно сообщения в телефоне и социальных сетях, не потому что не доверяет своему ребенку, а потому что боится пропустить эту важную мелочь.

Фильм эстонского режиссера Ильмара Раага "Класс" - о чудовищной жестокости подростков. Эту беспричинную злобу и ненависть юный Йозеп в полной мере ощутил на самом себе. Он ничем не мог вызвать антипатию одноклассников и ни в чем не виновен, просто кто-то должен стать жертвой, чтобы другие проявили свою силу. Лишь однажды дав слабину, ты уже никогда не сможешь восстановить статус-кво. Однако бороться с этим можно, и парень, получив неожиданную поддержку от одного из прежних гонителей, доведенный до отчаяния, решает вынести приговор каждому, кто его унижал и обижал.

В основе сюжета, который является выдумкой режиссера, на самом деле лежит вполне реальная история. Она действительно потрясла весь мир. В конце апреля 1999 года в американской школе «Колумбайн» двое подростков серьезно ранили или убили почти пятьдесят человек, после чего застрелились сами.

Кадр из фильма "Класс"


Что делать, если вы поняли, что надо вашим ребенком издеваются?


Самое главное – поговорить. Не нужно на него давить, угрожать, закатывать истерики.  Этим вы точно никак не поможете, только еще больше загоните ребенка в тупик. При беседе у вас должен быть мягкий уверенный голос, ваш сын или дочь должны довериться вам в том, что и самому признать не всегда просто. Задавайте открытые вопросы, выслушайте ответ до конца, не перебивайте.


Если ваши опасения подтвердились, постарайтесь узнать как можно больше: кто является зачинщиком, как давно происходят издевательства, что послужило началом такого отношения. Как бы сложно вам ни было, доведите этот разговор до конца, не впадайте в эмоции.


Попробуйте выяснить вместе, что необходимо сделать, чтобы обидчики отстали, предлагайте самые разные варианты. Это может быть посещение секции каратэ, и тогда все поймут, что он может за себя постоять. Может быть, одноклассники считают его ябедой, и думают, что обижают за дело.

Если вы решили идти разбираться в школу, обязательно предупредите об этом вашего ребенка.  Спросите, хочет ли он, чтобы вы вмешались в конфликт.


Если поняли, что «разборок» в школе не избежать, прежде всего поговорите с учителем, как он видит эту ситуацию, как может помочь настроить коммуникацию между детьми. От педагога очень сильно зависит настроение класса.  Если учитель все пускает на самотек, вы можете попросить провести классный час или позвать всех детей к себе домой.  Посмотреть вместе фильм о школе, о детях, которых обижают. Пусть каждый ребенок выскажется, будьте модератором обсуждения, ведите его в мирное русло.


Есть один очень действенный способ, только совсем непедагогичный. Моей дочке в этом году только предстоит пойти в школу, однако задиры встречаются и в детском саду. У нас это началось в дошкольной группе детского сада. Мою дочь начал задирать мальчишка из ее группы: то толкнет, то рисунок отберет, то обзовет.  Об этом мы очень быстро узнали, и задали вопрос воспитателям, что происходит. Оказалась, что этот мальчишка обижает всю группу, воспитатели обращались к родителям, чтобы как-то повлиять на ситуацию. Наш папа все это выслушал, при воспитателях и детях подошел к обидчику и пообещал оторвать ему уши, если еще раз кого-то обидит. То ли слова были очень убедительны, то ли дети поняли, что у них есть защита, но тычки и дразнилки со стороны хулигана прекратились.


Бывает ситуации, когда ничего не помогает. Например, когда ребенка обижали несколько лет, восстановить авторитет будет достаточно сложно. Если он на фоне этого отказывается ходить на занятия, вы замечаете, что поведение изменилось не в лучшую сторону – предложите сменить школу.  Это будет как, начать жизнь с чистого листа: новый коллектив, новые друзья. На мой взгляд, это последний радикальный способ. Тем более, это всегда стресс, и никто не знает, как будут складываться отношения в другом классе.


Согласно печальной статистике, в России от суицида ежегодно погибают около 50 детей до 9 лет, около 250 детей в возрасте от 10 до 14 лет. Это те дети, которым вовремя не протянули руку помощи.

Общайтесь с детьми, учитесь слышать их, обращайте внимание даже на самые незначительные мелочи.