До беременности Беременность Роды От 0 до года От 1 до 3 От 3 до 7 Старше 7 Питание Брат-сестра Семья Досуг Библиотека

Гендерные стереотипы, или Поколение потерянных ориентиров

Гендерные различия в современном обществе становятся все более условными. К счастью или к несчастью? Так ли хорошо, что мальчики все больше похожи на девочек, а девочки все чаще демонстрируют мужской характер?

 

Женщины на укладке асфальта. Фото с сайта storehealth.ru

 

- Равноправие придумали мужчины! – Машка решительно рубанула ладонью воздух. – С развитием промышленности потребовались дополнительные рабочие руки, и их дефицит особенно ощущался в тех сферах, в которых сильный пол трудиться не хотел. Ему, видите ли, это было невыгодно и унизительно. Тогда-то и появилась байка про равенство полов, и в наши ряды заслали Цеткин и Люксембург. А что в итоге? Женщин отвлекли от их прямого предназначения,  чтобы мы делали за мужиков грязную работу. За что боролись, на то и напоролись – кладем теперь асфальт и шпалы на сорокоградусной жаре, - Машка поправила наманикюренными пальчиками уложенные в салоне волосы. – Мне кажется, это бред, - продолжила она ораторствовать, - как по мне, каждый должен заниматься своим делом - мужики работать, а мы огонь в семейном очаге поддерживать. Вася! Куда полез? Весь в отца, негодник! - девушка подхватилась и умчалась снимать с дерева малолетнего сына.

 

- Нет, я с ней не согласна, - задумчиво произнесла Ольга. – Хорошо ей рассуждать с таким-то мужем. Но не все же  могут достойно семью обеспечить. И что тогда? Разводиться? А как же любовь? В то же время в нищете прозябать не хочется. Ты же знаешь нашу историю?

 

Я кивнула. Олькин муж – хороший мужик, но не орел. Совсем не орел! Рядовой инженер с соответствующей зарплатой. Главный добытчик в их семье носит юбку-карандаш и ведет переговоры с «зарубежными партнерами». Что ж, в наше время и не такое бывает. Хотя Машка, например, считает, что это неправильно, о чем регулярно напоминает подруге. Из-за этого между девицами частенько случаются ссоры. До драки дело не доходит, но и согласия  нет.

 

Сдается мне, уже и не будет. Хорошо было в традиционном обществе - мальчиков готовили быть главой семьи (со всеми вытекающими),  девочек – хранительницами очага. И ни у кого не было выбора. Соответственно,  терзаний с сомнениями тоже. Отдельные личности, конечно, от этого страдали, благодаря чему, к слову, появилось немало великих литературных произведений.  Так что, по итогам, человечество все равно осталось в выигрыше.

 

Помогать по дому

Софья Низовая "Это не мое дело!" 1956 

 

Девочкой быть очень нелегко

 

- Это какой-то кошмар! – кипятилась Светка. – Она категорически не приспособлена к жизни! Ничего не хочет делать. Убирать не заставишь, вещи свои разбрасывает, где попало, картошку - и ту чистит так, что у меня слезы на глаза наворачиваются!

 

- Свет, ты о чем? Будто не знаешь, какая у них в лицее нагрузка. А она отличница, активистка, учителя не нарадуются. Не помогает тебе по дому, да, но ты же сама хотела, чтобы она училась. За успеваемость с нее спрашиваешь. Мой тоже вон тарелку в посудомойку ставит через раз, но я понимаю, как они устают.

 

- У тебя мальчик, - сказала, как отрезала. – А тут девочка. Какая из нее жена получится?

 

Действительно. Жена при таком раскладе из Светкиной дочери может выйти не очень. Но, может, матери определиться для начала, что она от ребенка хочет? Должность управляющего банком и роль домохозяйки не совместить. Говорят, кому-то удавалось, но, сдается мне, то городская легенда.

 

Революция, индустриализация, перестройка – история нашей страны такова, что о преемственной передаче семейных традиций и думать не приходится. Все они разрушены до основания, а новые так и не построены. Поэтому девочек готовят ко всему и сразу. Она должна и учиться хорошо, и хозяйкой быть отменной.

 

- Представляешь, - всхлипнула Светка. – Я ей говорю: «Учись, давай», а она мне: «Чтобы что? Чтобы потом, как ты с дипломом у плиты стоять и мужу чай подавать?»

 

Конечно, мать справедливо обиделась, но ведь и дочь ее права. Со свойственной подросткам безжалостностью она задала справедливый вопрос – а чего ты от меня все-таки хочешь, мама? Чтобы я карьеру успешную сделала или, чтобы, как ты, удачно вышла замуж и жила за счет мужа? Ведь в зависимости от этого, и воспитывать меня нужно по-разному. Но ответов у Светланы нет. Она и сама не знает, что ей надо, поэтому на всякий случай работает «во всех направлениях». Будучи представителем «мятущегося» поколения, хорошо обозначенных ориентиров в жизни женщина не имеет. Да и общество «давит» - попробуй скажи ему, что воспитываешь жену и мать, не поймет!

 

Софья Низовая "Не жди, чтоб добрый дядя..." 1957

 

С мальчиками дела обстоят еще хуже

 

Лариса вышла замуж за деревенского парня, но жить с ним в селе не захотела. Привезла в город. Далеко, правда, не уехали – поселились в общежитие в райцентре. Но деревня не отпускала.

 

- Ты что творишь? – голос свекрови в трубке звучал взволнованно. – Ты зачем моего мальчика позоришь? У нас в семье отродясь мужики к плите и посуде не подходили, - женщина едва не захлебывалась негодованием, поэтому Лариса не сразу поняла суть претензий, а, поняв, за словом в карман не полезла.

 

- Это потому, - сказала она, - что у вас мужики поля пашут и коровники чистят. И где я ему в городе хлев найду? Какой свинарник есть, в таком и работает!

 

На этом споры о семейном разделении труда прекратились. Ларисин муж – редкий представитель относительно традиционного общества. Его воспитывали мужиком, без обиняков указывая на гендерную принадлежность.  Мать умных статей не читала, оттого не ведала, что мальчику нельзя говорить, что он мальчик, дабы не травмировать его нежную душу. Да и то, что она у него нежная, родительница тоже вряд ли подозревала. В их селе все просто – мужскую работу делают мужчины, женскую – вы удивитесь, женщины. И вот теперь  «он покинул берег свой родной, а к другому так и не пристал».

 

Растет поколение инфантильных мужчин. От них больше не требуется убивать мамонта и отстаивать честь возлюбленной в бою. От них вообще уже ничего не требуется, ведь всем известно – давить на детей нельзя, навязывать им свои установки нельзя, ребенок сам должен сделать свой выбор. Будто он действительно на это способен.

 

 

Так как же быть?

 

Предлагаю оглянуться вокруг. Сделав так, вы, скорее всего, заметите, что самые гармоничные и цельные люди – те, что росли в семьях с традициями. Где все было просто и понятно. И это не про «давить» и не про «мужики не плачут». Это про рыбалки и работу с отцом в гараже, про душистые пироги и пельмени, вылепленные крошечными дочкиными пальчиками. И, да, это про «долг» тоже. Мне кажется, неправильно бояться этого слова. Долг – наш стержень и опора. Без него человек, как длинная лента на ветру: колышется из стороны в сторону, а то и вовсе, куда подуло, туда и понесло.

 

Конечно, хорошо бы этот самый стержень обрести самим родителям, ведь, что бы мы ни говорили своим детям, ориентируются они не на слова. Воспитать цельную личность больше шансов, если сам такой являешься. Так что начать нужно с себя. Никогда не поздно, определиться с жизненными установками.

 

Я сейчас не про крайности и императивы. Однако плыть по течению и получать от этого удовольствие тоже нужно уметь. Не важно, к чему мы стремимся: хотим ли мы, чтобы наш сын был президентом или мы  видим его рядом с собой в позе лотоса под пальмой, главное, чтобы это видение в принципе существовало. Не стоит усложнять ребенку жизнь, она и сама с этим справится. Так что, если не злоупотреблять словами «долг» и «обязанность», эти понятия будет прекрасными нам всем помощниками.

 

И, конечно, следует понимать, что у ребенка всегда есть возможность пойти в итоге своим путем. Но до того, как он будет в состоянии его найти, нет ничего страшного, если он будет шагать по выбранной нами дороге. И хорошо, когда она есть – метания и шараханья из стороны в сторону, по буеракам и кущам вымотают кого угодно. Идти прямым путем всегда проще, а уж куда он  в итоге приведет, одному Богу ведомо. Единственное, что мы можем – это получить удовольствие от самого процесса.

 

И помните – что бы мы ни сделали, нашим детям все равно будет, о чем рассказать своему психоаналитику. Поэтому больше уверенности, смелости и понимания, какие ценности мы хотим передать детям. А передать все же что-то нужно. Иначе зачем вообще все это?

Дата публикации 19.04.2017
Автор статьи: Елена Башкова
реклама
комментарии