Какими должны быть картинки в детской книжке? Чем отличаются иллюстрации для школьников от иллюстраций для дошколят? Что же такое это пресловутое «детское рисование» — термин, который так любят употреблять современные книгоиздатели?
Вовлечение в творчество
Взрослые редко задумываются о том, что для ребенка книга с картинками — это первая встреча с искусством. И от того, какой будет эта встреча, с каким лицом встретит его искусство, зависит, может быть, вся его дальнейшая жизнь. Проникая в глубины детской психологии, художники не ограничиваются задачей слить познавательное начало с художественным, достичь необходимой простоты, ясности и особой предметности иллюстрации.
Люди искусства, естественно, лучше и острее других ощущают в ребенке творческое начало. Это позволяет им прежде всего по-новому посмотреть на детскую игру, увидеть в ней не просто особый, присущий детству способ познания окружающего мира, а открыть в ней глубокий многогранный творческий процесс. А это, в свою очередь, позволяет им найти самые неожиданные способы сделать большое искусство понятным маленькому зрителю. Разговаривая с детьми на языке понятном и близком, «играючи» вводя малого ребенка и в жизнь, и в искусство, художник сталкивается с очень трудной проблемой. Важно не скатиться к бессмысленной имитации детского языка, а пригласить ребенка в игру серьезно, самому играть честно и ребенку отвести в игре равную творческую роль, удовлетворяя детскую потребность выражать себя, ощущать себя действующим лицом.
Взгляд на ребенка как на личность, внутренне близкую профессиональному художнику, был завоеванием искусства и эстетической мысли 20-х — начала 30-х годов. Художник Владимир Лебедев утверждал, что иллюстратор детской книги должен приучать ребенка строить живописные отношения, потому что это может ему пригодиться в его взрослой практике независимо от будущей профессии. Говоря о том, что рисунок в детской книге должен быть понятным, Лебедев имел в виду вовсе не только верность натуре и присущую ребенку потребность узнавания реального предмета на картинке: «Но все же рисунок должен быть таков, чтобы ребенок мог войти в работу художника».
Внимательно изучая детский рисунок, иллюстраторы рассматривали его в художественном и в психологическом аспекте. Установлено, что рисующий ребенок дает свою эстетическую оценку действительности, никогда не отделяя ее от оценки нравственной и социальной. В изобразительном творчестве, так же как и в игре, дети выявляют и реализуют свою способность к подражанию образцам красоты и нравственности вместе с растущим чувством сопричастности к миру взрослых, к идеям общества, которое их воспитывает.
Исследователи, собирающие детские рисунки различных исторических периодов, неизменно убеждаются в том, что в самых первых своих сознательных творческих проявлениях ребенок — потенциальный член общества, потенциальный гражданин.
Детская книжка вбирает в себя все новое, все экспериментальное, что появляется в искусстве. Высокие возможности современной полиграфии открыли для детской книги новую эру цвета. К сожалению, сегодня декоративность и «цветность» стали для нее чуть ли не главным качеством. Большое внимание сегодняшние книгоиздатели уделяют безопасности книжек для самых маленьких (чтобы их можно было грызть). Это, конечно, хорошо. Но вообще-то возможность погрызть книгу — это далеко не главное, чего мы от нее хотим…
Выразительный язык
Каждый раз, выбирая книгу для своего малыша, ПОМНИТЕ: вы покупаете книжку не для себя, а для ребенка. Тщательность проработки рисунка и слащавые мордашки зверей свидетельствуют о том, что книга сделана не профессионалом и предназначена для кошелька бабушек, покупающих эту полиграфическую продукцию. Один только тот факт, что детский глаз по оптическим своим параметрам, по восприятию насыщенности цветов превосходит старческое зрение, говорит о многом. Глаза пожилого человека лучше воспринимают фиолетово-лиловую гамму, тогда как ребенку ближе яркие пятна чистых цветов (цветов, входящих в радугу). Важно, чтобы книга была сделана «выразительным языком» — в ней сохранялось единство линий, декоративных пятен, узоров и чистого белого пространства страницы. Очень важна предметная ясность фигур и наличие «воздуха» — свободного пространства листа. Избегайте показывать ребенку книжки с НЕ БЕЛЫМИ — полностью закрашенными листами. Цветная заливка страницы мешает восприятию образов, а для читающих детей — и текста. Помните, что буквы в книге должны быть напечатаны черным по белому, цветными могут быть только заголовки. Особое значение в детской книге приобретают шрифты. Ни при каких условиях на одной странице не может использоваться более двух шрифтов (заголовок и текст). Буквы должны быть достаточно крупными, чтобы на них можно было указывать пальцем, легко узнаваемыми, не слипшимися и не слишком разреженными по строке. Для формирования вкуса ребенка более полезно иметь несколько хороших книг, чем большую полку посредственных изданий. Дети любят по многу раз слушать одну и ту же сказку, привязываются к книге, как к другу. И это единственный ваш шанс самим выбрать ребенку хорошего друга, повзрослев, он будет выбирать друзей, не советуясь с вами, а руководствуясь своим вкусом.
Геннадий ГЕНЕРАЛЕНКО, художник, член Национальной секции по детской книге при Фонде культуры России