Попробуйте опросить своих друзей и знакомых, нравилось ли им в детстве ходить в музеи. Наверняка реакции будут самые разные, от восторженных вздохов до яростных гримас. Причем это никак не зависит от материального положения, образования или социального статуса опрашиваемого. Просто кому-то повезло с первыми походами в музей, а кому-то нет. Как сделать, чтобы слово «музей» у ребенка не вызывало тоскливых воспоминаний, как у одной маленькой девочки: «Музей -- это где надо все время ходить, ходить и даже посидеть негде?»
Арт-подготовка
Выбирая музей или выставку для первых походов с ребенком, важно организовать все так, чтобы ребенок не переутомился и чтобы вас не ждало что-то важное после музея. Иначе поездка пройдет неэффективно и в суматохе. Не очень правильно c педагогической точки зрения обещать: пойдешь в музей, а потом мы зайдем в магазин и купим тебе игрушку. Посещение музея тогда становится скучным «довеском» к походу за игрушкой. И день запомнится как день покупки, а не как день, когда в музей пошли.
Идите в музей с утра. Даже на самую популярную выставку очередь обычно начинается не раньше чем через час после открытия. Непонятно, почему так происходит, но лучше в этот час уложиться, поскольку дальше очередь растет в геометрической прогрессии.
Для первых посещений лучше всего выбрать место, которое позволит посмотреть на вещи, вжиться в историю, разыграть происходившие тут события. Проще всего «вживаться в историю» в музеях-усадьбах или в таких музейных комплексах, как Коломенское, Архангельское, Кусково, Царицыно, Останкино, Абрамцево. Сюда лучше всего приезжать в хорошую погоду на целый день, для пущей романтики захватив с собой рюкзаки с «походной пищей».
Очень важно, чтобы вы четко себе представляли, на что идете. В идеале -- хорошо бы посетить незадолго до этого выставку без ребенка. Даже если это знакомая, постоянная экспозиция. Часто бывает, что рядом с основной экспозицией вдруг откроют выставку, которую не то что детям -- взрослым-то смотреть не рекомендуется.
Хорошо, если вы ориентируетесь в залах музея, не плутаете и не нервничаете по этому поводу. Если ребенок маленький -- посмотрите, нет ли в содержании выставки чего-то, что может его напугать: страшные скульптуры или картинки.
Подготовку к выставке следует начать с дома. Полистайте альбом с репродукциями картин, которые вы идете смотреть. Выбирайте картины, которые по содержанию близки и понятны детям -- сказочные сюжеты, изображения животных, детей.
Мама – экскурсовод
Ребенок может быть не готов к полноценному посещению музея, если непонятные объяснения экскурсовода ставят его в тупик. Если в начале экскурсии экспонаты еще занимали его, то через пятнадцать минут мелькания картин, багетов, людей у него начинает рябить в глазах и все путается в голове. Если возраст не позволяет, то не надо стремиться, чтобы ребенок запоминал авторов произведений, названия, стили. Это придет позже. Гораздо лучше, если ребенок полюбит произведения искусства, признает их «своими». Считается, что совсем маленьким детям легче дается знакомство со скульптурой, чем с живописью.
И конечно же, не существует четкой возрастной планки, позволяющей определить, с какого возраста ребенку стоит ходить в музей. Если не требовать и не ждать от него каких-либо результатов, то начинать можно с того момента, как вы вообще будете готовы выводить вашего малыша в общественные места. Конечно, от первых поездок он ничего не запомнит. Но они могут дать большой толчок к развитию ребенка, дать ему новый опыт. Да и мама, до того момента, как правило, привязанная к дому, получает возможность выйти в свет.
Под профессиональным экскурсоводом чаще понимают искусствоведа, больше разбирающегося в материале выставки, нежели в детях. Первый опыт посещения музея с таким экскурсоводом вполне может отвратить ребенка от музеев в дальнейшем. Не говоря уже о том, что он часто будет отвлекаться на внешность, особенности речи и манеры гида. Для первого посещения музея наиболее удачным экскурсоводом для ребенка будете вы сами. Таким образом, вы не только сообщаете ребенку знания, но и транслируете свое отношение к музею и к экспонатам, прививаете ценность такого времяпрепровождения. И очень поднимете свой авторитет в глазах ребенка. Подготовиться к такой экскурсии совсем не сложно: прежде всего, выберите совсем небольшой круг экспонатов. Вполне приемлемо «пойти в гости» к одной картине. Не надо осматривать всю выставку за раз -- это только утомит и вас, и ребенка. Почти у каждой картины есть интересная история. Не поленитесь узнать ее и рассказать ребенку. Детям интересно представлять себя героями далеких времен, владельцами старинных предметов, выставленных в витринах. Тогда эти коллекционные вещи не покажутся старым и ненужным музейным хламом, а обретут свою историю. Помогите ребенку представить себя героем картины или придумайте вместе с ним, «что произойдет после». Пофантазируйте. Поиграйте. Конечно, потом, когда интерес ребенка к музеям станет стабильным, а объем информации будет требоваться все больше и больше, настанет время записываться на экскурсию к профессиональному экскурсоводу.
Сигнализация интереснее картин
После похода в музей очень важно подвести итоги этого посещения, однако это ни в коем случае не значит, что вы должны тут же возле музея устроить ребенку допрос с пристрастием: что ты видел, что тебе понравилось, как называлась та картина? Во-первых, требуется время, иногда достаточно длительное, чтобы переварить полученные впечатления. Не торопите малыша. Спустя час, день, неделю или, может быть, даже пару месяцев ребенок скажет: «А помнишь, мы ходили туда-то?» Это значит, что он переварил информацию, сформулировал вопросы, и теперь важно ответить на них, чтобы коэффициент полезного действия от посещения музея вырос в разы. Важно помнить, что воспоминания будут относиться не только к фактическому знанию, приобретенному в музеях, но и к эмоциям: ребенку могло быть страшно, он мог устать, его могло что-то удивить или он мог что-то не понять. Важно это все обсудить, снять напряжение. Пережить впечатление от совместного похода помогут совместные рисунки, поделки по итогам похода. И еще один важный момент: ребенок не сканер, который запоминает лишь то, на что вы ему указали. Периферийным зрением дети улавливают больше информации, чем мы с вами можем предположить. Вещи интересуют их под совершенно другим углом. Поэтому не надо сердиться, если по прошествии времени вопросы вашего сына или дочки будут касаться оформления билетов или наличия сигнализации в музее. Важно спокойно удовлетворить это любопытство, чтобы, когда вы снова соберетесь в музей, эти вещи казались ребенку уже понятными и он смог сосредоточиться непосредственно на экспозиции.
Поход в музей -- как поход в лес. Надо продумать маршрут, взять еду, удобную обувь. При необходимости найти проводника. Все это требует подготовки до и обязательного обсуждения после. Конечно, можно всего этого и не делать. Но тогда ребенок рискует навсегда потерять интерес к музеям, а также к тем возможностям и знаниям, которые музей предлагает. А вы -- прекрасную площадку для общения со своим ребенком.