В нашей культуре существуют нерушимые и часто негласные правила поведения в обществе Для того чтобы. наши контакты и отношения с людьми развивались благоприятным образом, мы учимся читать какие-то подсказки, которые дает та или иная социальная ситуация, интерпретировать сигналы и вести себя соответствующим образом - так, как предполагает наша культура.
Поскольку многие правила поведения в обществе не совсем четки и однозначны, их часто бывает нелегко усвоить (и привить!). В этом отношении многие дети с особенностями развития испытывают более серьезные трудности, чем дети, развивающиеся типичным образом. Им может требоваться больше повторений, больше практики и, конечно же, они будут совершать больше ошибок. И все же очевидно то, насколько полезно ребенку научиться вести себя так, чтобы устанавливать дружеские отношения с другими людьми. Именно это позволит ему легче справляться с непростыми жизненными ситуациями.
Как вы сформируете у ребенка умения соблюдать очередность, вежливо отвечать на приветствия, выбирать подходящие или интересные темы для беседы, внимательно слушать других, уверенно себя вести, отличать поведение, приемлемое для общественного места и для своей комнаты, извиняться и благодарить?
Дети учатся путем проб и ошибок и получают ответную реакцию, например, совет, как исправить ошибку. Неприемлемое поведение наказывается или исправляется, а «хорошее» вознаграждается (иногда и в прямом смысле слова!) эмоциональной реакцией окружающих. Это может быть раздражение, выражение удовольствия, огорчение, повышенное внимание или отдаление. К сожалению, дети с нарушениями в развитии часто лишены возможности получения такого рода обратной связи. Это происходит потому, что окружающие считают их неспособными к усвоению социально приемлемого поведения, или из-за изоляции и отсутствия возможности достаточно часто участвовать в социальном взаимодействии, чтобы усвоить принятое в обществе поведение (Duncan & Canty-Lemke, 1986).
С чего начать? Для того чтобы научить ребенка взаимодействовать с окружающими, лучше и естественнее всего помочь ему по-настоящему стать частью семьи и вместе со всеми участвовать в ее социальной деятельности: играть с братьями и сестрами, принимать гостей, беседовать за столом, готовиться к званому обеду и при всем этом наблюдать за родителями. Эти первые попытки взаимодействия закладывают фундамент для развития навыков общественного поведения. К тому, что приобрел ребенок благодаря своему взаимодействию с семьей, добавятся навыки завязывания дружеских отношений со сверстниками.
Когда ваш ребенок станет старше, расширение социального круга и выход за пределы семьи приобретет для него еще большее значение. Так же, как для любого молодого человека, для вашего ребенка важны дружеские связи. Они позволяют ему понять, кто он такой, «что такое хорошо и что такое плохо».
Как родители, вы можете помочь своему ребенку расширить круг его знакомств самыми разными способами. Очень важно дать ему как можно больше возможностей проводить время с детьми его возраста и практиковаться в социальном взаимодействии. Чем чаще ребенок сможет практиковаться и принимать решения, как себя вести, тем больше опыта приобретет. По мере того как становятся актуальными новые навыки и виды социального поведения, начинайте моделировать их с помощью ролевых игр: упражняйтесь в умении разговаривать по телефону, приглашать гостей, заказывать еду в кафе, ездить в автобусе, приветствовать знакомых. Выбирайте для работы какой-нибудь один навык и осваивайте его шаг за шагом.
Диана Максим (Diane Maksym) в своей книге «Чувства, которые можно разделить с другими» описывает один из эффективных подходов к обучению социальным навыкам:
1. Решите, какому типу поведения вы хотите обучить ребенка. Будьте как можно определеннее и сконцентрируйтесь на том конкретном действии, которому хотите обучить ребенка.
2. Демонстрируйте или моделируйте желательное поведение.
3. Отрабатывайте поведение в рамках ролевой игры, прежде чем ребенок опробует его в реальной ситуации.
4. Комментируйте действия ребенка. Говорите ему, что вы увидели, причем как можно конкретнее: чем конкретнее и точнее обратная связь, тем большую пользу она принесет. Опишите в точности то, что вы заметили и что вам понравилось в поведении ребенка, а затем скажите, что можно сделать лучше в следующий раз. Сосредоточьте свою критику на поведении, а не на самом ребенке. По возможности работайте над формированием замещающего поведения, то есть поведения, которое он мог бы проявить, вместо того, которое он проявил.
5. Начните отрабатывать новый тип поведения в реальной обстановке. Поначалу это должно происходить в безопасной ситуации. Например, заручитесь помощью своих друзей, прежде чем они придут к вам в гости, объясните им, чему вы хотите научить ребенка и как, чтобы они знали, чего ожидать и что моделировать. После этого дайте ребенку попрактиковаться с вашими знакомыми.
6. Вознаграждайте хорошее поведение. Старайтесь зафиксировать момент, когда ребенок ведет себя должным образом.
7. Заменяйте неприемлемое поведение, когда оно имеет место, на приемлемое. Когда ребенок в следующий раз ведет себя как надо, хвалите его.
Несмотря на то, что вами владеет естественное желание защитить ребенка от боли, которую приносят ошибки, постарайтесь не проявлять чрезмерную опеку. Позвольте ему совершать ошибки, но будьте рядом, чтобы обсудить любые вопросы или трудности, побольше подбадривайте его. В какой-то момент вам покажется важным обсудить с ребенком вопрос о том, что обеспечивает и помогает поддерживать хорошие дружеские отношения, а также что их обрывает.
Разговаривайте с ребенком о том, какие чувства он испытывает и что с ними делать, помогайте ему выражать его эмоции словами, чтобы он сумел справиться с ними.
Конечно, для проявления чрезмерной опеки родители имеют вполне понятные причины. Есть такие социальные ошибки, которые могут втянуть вашего ребенка в серьезные трудности или опасные ситуации. Разумеется, вы захотите оградить его от таких ошибок. Особенно беспокоят родителей две социальные ошибки:
Как определить, кто незнакомец, а кто друг?
Как нужно вести себя в публичном месте, а как дома?
При обучении ребенка умению отличать незнакомца от знакомого и друга нужно объяснять ему все очень аккуратно и многократно. При этом можно охарактеризовать следующим образом три категории людей:
1. Люди, которых можно обнимать, - это только члены семьи и хорошие друзья.
2. Люди, которых можно обнимать иногда (например, во время праздников типа дня рождения), но обычно мы говорим им только «Привет!», жмем руку или машем - это одноклассники, сослуживцы.
3. Люди, которых НИКОГДА нельзя обнимать - это работники всякого рода учреждений, люди помогающих профессий (врачи и т. п.), незнакомцы, маленькие дети и люди малознакомые, даже если мы их часто видим (продавцы в магазине, официанты, соседи).
Несмотря на кажущуюся простоту, научить ребенка отличать общественное место от дома, интимные части от тех, которые могут быть выставлены напоказ, довольно трудно. И здесь, более чем при обучении каким-либо другим типам поведения, родители и другие члены семьи должны моделировать поведение, приемлемое для общественных мест и для дома с особой тщательностью. Чем раньше вы начнете и чем большее постоянство проявите, тем легче ребенку понять эти отличия и следовать правилам.
Помимо формирования у ребенка понятия о том, что можно и чего нельзя делать, вам очень важно помнить, что у вашего собственного ребенка может быть потребность в уединении, которую надо уважать. Это не только поможет вам моделировать соответствующее поведение, но и даст ему возможность почувствовать изнутри, что такое «побыть одному», и он поймет, что вы уважаете это его право. Всегда стучитесь, прежде чем войти в его комнату, и следите за тем, чтобы дверь в ванную была закрыта, когда он принимает душ или переодевается. Даже тогда, когда ваш ребенок еще мал, не разрешайте никому входить в ванную комнату, когда он купается, побуждайте его мыться самостоятельно. Если же ему нужна помощь, старайтесь мыть его интимные места не голой рукой, а полотенчиком. Это подкрепит ваши высказывания о том, что никому - даже членам семьи - не разрешается дотрагиваться до его интимных мест. Гуляя в парке или перекусывая в кафе, спрашивайте ребенка, какое это место - общественное или нет. Пройдите вместе с ним все этапы процесса принятия решения о том, что и как можно сказать, что можно и чего нельзя здесь делать. Прерывая свои дела и обсуждая принятие такого рода решений, вы помогаете ребенку осознанно и целенаправленно делать то, что определит его поведение в дальнейшем. Он начинает лучше понимать, какие причины обуславливают его решения.
В основе всего, что обсуждалось до сих пор, лежит процесс принятия решения. Осуществление каждого действия подразумевает наличие этого решения. Диана Максим говорит: «Когда ребенок учится тому, как вести себя с друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми, он учится принимать решение.
Когда ребенок учится понимать, какое поведение является нормальным на публике, а какое дома, он учится принимать решение. Мы должны много помогать маленьким детям или неопытным молодым людям, чтобы, в конце концов, они продемонстрировали нам, что в той или иной ситуации «на людях» они могут вести себя так, как принято в обществе без подсказок с нашей стороны». Под словами «действовать приемлемо» Диана Максим, конечно, подразумевает «принимать надлежащие и ответственные решения, как себя вести».
Как и всему вообще, умению принимать решения ребенок учится постепенно, много практикуясь. Начните с простого, например, попросите его решить, что надеть. Если ему трудно принять решение, предложите свою помощь.
Непременно дайте ребенку прочувствовать последствия его выбора, чтобы он понял, что решения важны (что, скажем, в холодный день существуют достаточно убедительные причины того, чтобы не надевать шорты!).
Ниже представлены шаги, на которые можно разбить процесс принятия решения. Их соблюдение поможет вам организовать занятия с ребенком.
1. Определите проблему, которая мешает вашему ребенку. С самого начала постарайтесь понять, согласен ли он с тем, что проблема существует. Спросите его, что он чувствует в соответствующей ситуации (ребенок ничему не может научиться, если единственным человеком, который думает, что проблема существует, являетесь вы).
2. Поговорите о подходах к разрешению проблемы.
3. Постарайтесь представить, что произойдет, если вы выберете тот или иной подход. В чем, вероятнее всего, выразятся последствия применения каждого из них?
4. Выберите самый лучший способ решения проблемы.
5. Покажите ребенку, что нужно делать.
6. Обеспечьте ему возможность практиковаться.
7. Обеспечьте конструктивную обратную связь (ваши комментарии и предложения).
8. По возможности организуйте отработку желательного поведения в подходящих условиях.
Правила поведения в обществе важны, но не обязательно осваивать их все сразу. Вам понадобятся время и выдержка. Усвоение этих правил может потребовать многократных повторений, множества практических занятий.
Поначалу будет много ошибок. Но все труды окупятся, если ваш ребенок научится поведению, которое не подвергает его опасности, способствует успешному построению отношений с другими людьми и принятию здравых решений.
Автор: Э.Лейинг, Фонд исследований проблем синдрома Дауна и ресурсный центр (Ванкувер, Канада).
Перевод Н.С. Грозной