Учебники для начальной школы

Начальная школа 1-4



К каждой из указанных в списке программ дается краткое описание, в котором мы стремились отразить авторское видение предлагаемого программой курса, используя следующие параметры: а) предназначение программы, ее ориентация на ту или иную категорию учащихся; б) требуемый программой объем учебного времени; в) преемственность ее с другими родственными курсами в предыдущих и последующих звеньях учебного процесса; г) программы смежных дисциплин, которые желательно использовать параллельно с данной; д) количество московских школ или классов (в процентах), использующих в преподавании данную программу; е) направленность, концептуальные подходы, основные отличительные или характерные педагогические и методические особенности программы, ее структура и основное содержание; особенности построения; ж) требования, предъявляемые к организации учебного процесса.

Русский язык и литература



Обучение грамоте 1-4. (Горецкий В.Г. и др.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1 классе, требует 9 ч/нед.; преемственна с программой "Литературное чтение" (Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.). Используется при обучении примерно в 70% классов четырехлетней школы.

Отличается целостным подходом к процессу овладения чтением и письмом как речевым действием, основанным на использовании звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте.


Обучение грамоте 1-3, 1-4. (Бунеев Р.Н. и др.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1 классе школы, требует 9 ч/нед. Преемственна с программами "Чтение и начальное литературное образование" и экспериментальной программой "Русский язык" тех же авторов. Используется при обучении примерно в 4% классов четырехлетней школы.

Направлена на ускоренное обучение детей навыкам грамотного чтения. Программой предусматривается совместное обучение читающих и нечитающих детей.


Обучение грамоте 1-4. (Бугрименко Е.А. и др.)

Предназначена для обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова в 1 кл., требует 10 часов в неделю; преемственна с программами "Русский язык 1 - 3" (Репкин В.В., Некрасова Т.В.), "Литература как предмет эстетического цикла" (Кудина Г.Н., Новлянская З.Н.). Используется при обучении примерно в 2% классов четырехлетней школы.

Содержит технологию обучения языку, построенную на усилении значимости фонетических умений в овладении чтением и письмом; предполагает организацию специальной исследовательской деятельности детей по получению лингвистических знаний.


Обучение грамоте 1-4. (Климанова Л.Ф.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу. Реализует попытку построения новой системы изучения родного языка на основе развивающей коммуникативно-познавательной деятельности, раскрывающей знаковую природу языка. Методическая система предполагает интегрированный характер формирования коммуникативных умений. В проверке учебно-методических материалов участвует примерно 2% классов четырехлетней школы.


Обучение грамоте 1-3; 1-4. (Горецкий В.Г., Федосова Н.А. и др.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-м классе (9 ч/нед.); преемственна с программой "Литературное чтение" (Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.).

Творчески развивает теоретические положения программы "Обучение грамоте" тех же авторов. Используется в 0,1% классов четырехлетней школы (дальнейшее распространение сдерживается отсутствием в школах учебника "Русская азбука").


Литературное чтение. 1-3; 1-4. (Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; изучается на базе программы "Обучение грамоте" (Горецкий В.Г. и др.) во 2 - 4 классах (4 + 5 + 4 ч/нед). Используется при обучении примерно в 77% классов четырехлетней школы. Соответствует московским региональным стандартам.

Построена на художественно-эстетическом и литературоведческом принципах; преследует цели интенсивного развития навыка чтения как вида речевой деятельности, постепенного расширения читательских возможностей детей, их представлений об окружающем мире, накопления ими социально-нравственного опыта.


Чтение и начальное литературное образование. 1-4. (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, изучается во 2-4 кл. (5 + 4 + 4 ч/нед.). Используется при обучении примерно в 22% классов четырехлетней начальной школы; учебники серии "Свободный ум" используются в качестве хрестоматий для внеклассного чтения при обучении по параллельным программам учителями начальной школы. Соответствует московским региональным стандартам.

Направлена на подготовку эстетически и эмоционально развитого читателя, обладающего потребностью в чтении художественной литературы. Строится на принципах тематической группировки материала для чтения (с постепенным укрупнением и усложнением тем), жанрового разнообразия, оптимального соотношения произведений детской и "взрослой" литературы, а также на основе монографического принципа. Большое внимание уделяется совершенствованию техники чтения.


Литературное образование "Азбука словесного искусства". 1-11. (Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д.)

Сквозная программа литературного образования; ориентирована на гуманитарные школы и классы. Используется в 0,4% классов четырехлетней школы.

В начальной школе направлена на формирование глубокого понимания детьми сущности художественной литературы как вида искусства, смысла художественного текста; при этом не ставится задача отработки техники чтения. Образование осуществляется на фольклорном материале и на произведениях, генетически связанных с устным народным творчеством.


Внеклассное чтение. 1-4. (Светловская Н.Н., Джежелей О.В.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу. Предназначена для изучения в 1-4 классах (0,5 + 0,5 + 1 + 0,5 ч/нед) параллельно с курсом "Литературное чтение" (Горецкий В.Г. и др.) и курсом "Чтение и начальное литературное образование" (Бунеев Р.Н. и др.)

Направлена на углубленное знакомство с детской литературой и книгой, на формирование навыка чтения, способов и приемов работы с текстом и книгой. Призвана обеспечить литературное развитие младших школьников, помочь выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.


Детская риторика. 1-3; 1-4. (Ладыженская Т.А. и др.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу для изучения в 1 - 4 классах (по 1 ч/нед в каждом из классов). Направлена на обучение искусной речи, на формирование умения содержательно, ясно и точно излагать свои мысли, навыка общения. Используется примерно в 17% классов четырехлетней школы. Имеет продолжение в основной школе (Ладыженская Т.А. Развитие речи. Школьная риторика. 5 кл.)


Русский язык. 1-4. (Рамзаева Т.Г.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1 - 4 классах (5 + 5 + 6 + 6 ч/нед). Преемственна с программой "Русский язык. 5 - 9" (М.Т. Баранов и др.) Направлена на формирование осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка, на развитие умений анализировать, сопоставлять, группировать, обобщать языковой материал. Используется при обучении примерно в 97% классов четырехлетней начальной школы, обычно начиная со 2-го класса на базе программы "Обучение грамоте" (Горецкий В.Г. и др.). Соответствует московским образовательным стандартам.


Русский язык. 1-3, 1-4. (Бунеев Р.Н. и др.)

Экспериментальная программа, ориентированная на массовую общеобразовательную школу. Предназначена для изучения во 2 - 4 классах (4 + 4 + 4 ч/нед). Направлена на формирование орфографической зоркости и развитие языкового чутья детей на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом. Сквозными темами курса являются лексика и состав слова, большое внимание уделяется синтаксису и пунктуации. В экспериментальной проверке материалов участвует примерно в 0,1% классов четырехлетней начальной школы.


Русский язык. Коммуникативно-ориентированный курс. 1-4. (Желтовская Л.Я.)

Экспериментальная программа, ориентированная на массовую общеобразовательную школу. Реализует попытку построения новой системы изучения родного языка на основе развивающей коммуникативно-познавательной деятельности, раскрывающей знаковую природу языка. Методическая система предполагает интегрированный характер формирования коммуникативных умений. В проверке экспериментальных материалов участвует примерно 1% классов.

Математика



Математика. 1-4. (Моро М.И. и др.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1 - 4 классах (4 + 5 + 5 + 6 ч/нед). Используется при обучении примерно в 76% классов четырехлетней школы. Соответствует московским региональным образовательным стандартам. В среднем звене преемственна с программой "Математика. 5-6" (Виленкин Н.Я.. и др.).

Направлена на формирование устойчивых навыков устных и письменных вычислений. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений, направленных на усвоение отношений между единицами измерения величин и действий с величинами.


Математика. 1-3, 1-4. (Петерсон Л.Г.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1 - 3 классах (6 + 6 + 6 ч/нед). Используется при обучении примерно в 7% классов трехлетней школы. В среднем звене преемственна с программой непрерывного гуманитарного курса "Математика. 1-9" (Дорофеев Г.В., Муравин Г.К., Петерсон Л.Г.).

Преследует цели обновления содержания и методов обучения математике с позиций комплексного развития личности, гуманизации, гуманитаризации и экологизации образования. Одна из основных задач - обучение построению, исследованию и применению математических моделей окружающего мира.


Математика1-4. (Истомина Н.Б.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; требует в 1-4 кл. 4 ч/нед в каждом классе. Используется при обучении по системе Л.В. Занкова примерно в 2% классов 4-х летней школы.

Направлена на целенаправленное и непрерывное формирование приемов умственной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, классификации, проведения аналогий и обобщений) в процессе математического образования. Существенно изменена традиционная последовательность изучения материала.


Развитие познавательных способностей у учащихся на уроках математики. 1-3; 1-4. (Волкова С.И., Столярова Н.Н.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-4 классах (4+ 5 + 5 + 6 ч/нед) параллельно с программой "Математика" (Моро М.И. и др. ). Используется при обучении примерно в 2% классов четырехлетней школы. В среднем звене преемственна с программой "Математика. 5-6" (Виленкин Н.Я.. и др.).

Направлена на создание действенных условий для развития познавательных способностей и познавательной деятельности детей, их интеллекта и творческого начала, расширения их математического кругозора. Основное содержание представлено пятью блоками: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, компьютерным и блоком содержательно-логических задач и заданий.


Математика и конструирование. Интегрированный курс. 1-3; 1-4. (Волкова С.И., Пчелкина О.Л.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-4 классах (5+ 6 + 6 + 7 ч/нед) параллельно с программой "Математика" (Моро М.И. и др.). Используется при обучении примерно в 1% классов четырехлетней школы. В среднем звене преемственна с программой "Математика. 5-6" (Виленкин Н.Я.. и др.).

Призвана обеспечить математическую грамотность детей, сформировать необходимые трудовые навыки, расширить и углубить геометрические представления, заложить элементы конструкторского мышления, включая анализ и отбор предложенных объектов, составление и преобразование самостоятельно построенных объектов с учетом его функциональных свойств или назначения. Большое внимание уделяется формированию начал компьютерной грамотности.

Естествознание. Обществознание. Окружающий мир



"Зеленый дом". Система учебных курсов с экологической направленностью. (Плешаков А.А.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-4 классах (1 + 1 + 2 + 2 ч/нед). Используется при обучении примерно в 65% классов четырехлетней школы. Соответствует московским образовательным стандартам.

Направлена на воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Обеспечивает всестороннее естественнонаучное и экологическое образование младших школьников, широкую интеграцию разнообразных сведений о природе и обществе. Базовую программу - "Ознакомление с окружающим миром. 1 - 2 кл." и "Природоведение. 3 - 4 кл." - дополняют факультативные курсы "Экология для младших школьников. 3 кл." и "Планета загадок. 4 кл.", позволяющие расширить представления детей о природе Земли. В учебном процессе предполагается широкое использование активных методов и форм обучения.


Природоведение. 1-3; 1-4. (Клепинина З.А.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-4 классах (2 + 2 + 2 + 2 ч/нед). Используется при обучении примерно в 26% классов четырехлетней школы. Соответствует московским образовательным стандартам.

Преследует цели сообщить младшим школьникам элементарные сведения о живой и неживой природе и труде людей, сезонных изменениях в них, раскрыть некоторые доступные детям взаимосвязи в природе, показать влияние изменений в природе на труд человека; привить начальные навыки личной и общественной гигиены; воспитать гуманное и ответственное отношение к живой и неживой природе. Отбор и структурирование материала осуществляется на основе принципов сезонности, краеведения, родиноведения, его экологической направленности. Особое внимание уделяется учебному эксперименту: наблюдениям, опытам, экскурсиям и т.д.


Окружающий мир. 1-4. (Виноградова Н.Ф. и др.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-4 классах (2 + 2 + 2 + 2 ч/нед). Используется при обучении примерно в 13% классов четырехлетней школы.

Призвана сформировать целостный взгляд на окружающую социальную природную среду и место человека в ней. Решает задачи формирования социального опыта школьника, раскрытия элементарного взаимодействия в системе человек - природа - общество, воспитания правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. В основе лежит принцип "позитивного эгоцентризма", реализующийся, во-первых, в построении программы "от ребенка" ("Я и другие люди", "Я и природа" и др.) и, во-вторых, в обеспечении возможности для самостоятельной деятельности. Предусматривает проведение внеклассных занятий, широкое использование дробной структуры уроков - выделение в них нескольких взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей.


Мир и человек. 1-4. (Вахрушев А.А., Раутиан А.С.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1-4 классах (1 + 1 + 1 + 1 ч/нед). Используется при обучении примерно в 5% классов четырехлетней школы.

Направлена на воспитание человека, осознающего свое место и место всего человечества в окружающем мире, активного деятеля, понимающего и оберегающего все, что нас окружает. Отличительные особенности программы: рассмотрение целостной картины мира, естественно-исторический подход к отбору и изложению материала, объемный охват тем, отвечающих на насущные вопросы младших школьников. Содержание программы преподносится с позиций человека, познающего мир.


Введение в историю. 1-3; 1-4. (Саплина Е.В., Саплин А.И.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 3-4 классах (0 + 0 + 1+ 1 ч/нед).

Призвана подготовить учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории в основной школе, научить младших школьников ориентироваться в исторической информации, показать историческую динамику жизни человечества с разных сторон - лингвистической, естественнонаучной, художественно-эстетической, пробудить интерес, уважение к прошлому, помочь понять, что история - это ключ к культуре любых цивилизаций, научить видеть историю "вокруг себя". Ориентирована на активное участие детей в процессе приобретения информации путем изучения быта и материальной культуры прошлого. Предусматривает разнообразные формы обучения (уроки, экскурсии на природу, в музеи и др.), большое внимание уделяется использованию активных методов обучения, практическим работам, развитию устной речи.


История нашей Родины. 4-5 кл. (Ворожейкина Н.И. и др.)

Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 4 классе начальной школы.

Служит введением к систематическому изучению истории, формированию пропедевтических знаний о человеке, истории России и мира. История России представлена в эпизодических рассказах.