Природа детского страха

«Где живут ночные страхи?
Не известно до сих пор…
Из-за папиной рубахи
Страшно выйти в коридор!»

Этот отрывок из стиха говорит о проблеме, посещающей наши семьи. Многие дети вдруг начинают бояться чего-то неведомого, сверхъестественного. Даже при включенном свете малыш боится оставаться один в комнате, не может спать без родителей, ему видятся какие-то пугающие его образы. Тема детских страхов обсуждается специалистами-психологами, предлагается множество методик решения этой проблемы. Помимо возрастной особенности боязни темноты, через которую проходят практически все дети, существуют и другие источники страхов наших чад.

К сожалению, многие родители не понимают и не принимают своей ответственности за ребенка. В некоторых семьях дети – один из символов благополучия и достатка: есть дом, обстановка в доме, работа, хобби, друзья, ну и конечно же дети. Кое-кто из родителей так и заявляет: «Мы родили ребенка ДЛЯ СЕБЯ!», т.е. ребенок нужен НАМ, чтобы было о ком заботиться, с кем поиграть, о ком поумиляться, кем занять время, чтобы нам «быть как все нормальные семьи». Подобный эгоистичный взгляд исключает представление о ребенке, как о самостоятельной личности, которая пришла в этот мир не для того только, чтобы радовать папу и маму, а для того чтобы жить в конце концов своей собственной жизнью. Родители-эгоисты даже и не подозревают, что их эгоцентризм просто ищет выражения посредством детей, что дети для них – не цель, а средство. Но как только ребенок начинает нарушать их комфорт, родители начинают всеми силами стараться оставить за собой ту позицию удобного существования, в которую вторгается маленькое существо. Вот здесь-то и начинают формироваться многие страхи, которые потом пытаются исцелить в кабинетах детских психологов и невропатологов.

Сразу следует отметить, что эгоизм родителей – не единственный фактор, порождающий детские страхи. Но в этой статье мы рассмотрим страхи, возникающие именно по этой причине.

Цена послушания


Начнем с простого. Нередко можно слышать, как мама, пытающаяся угомонить малыша, пугает его страшным дядей на улице, который его заберет, если тот не перестанет баловаться. Эта же схема работает и за столом, когда ребенок не хочет есть: «Ешь! А то домовой заберет!». Некоторые родители при этом незаметно постукивают по столу или стулу, внушая малышу страх перед неведомым и ужасным домовым, который уже якобы стучит в дверь, чтобы забрать всех, кто не кушает. Как правило, этот вид запугивания основывается на двух видах страха:

• на реальных существах
• на запредельных, мистических, таинственных явлениях, которые детский разум не способен опровергнуть как несуществующие.

Вот небольшой список предметов страха, предлагаемых родителями:

• милиция
• цыганка
• пьяный дядька
• различные животные, которые могут показаться ребенку страшными
• бабайка
• домовой
• бука
• привидение
• и т.п. (всего не перечесть!)

Запугивание применяется в самых разных ситуациях:

• когда ребенок не хочет есть
• не хочет спать
• когда капризничает и плачет
• когда малыш не хочет идти домой
• не хочет купаться
• не хочет идти в детский садик и т.п.

Все эти запугивания – выбор родителями легкого пути достижения желаемого поведения ребенка. Пугая детей, мамы добиваются сиюминутной выгоды для себя: ребенок действительно может повиноваться и сделать то, чего от него ожидают. Но на этом работа «страшилок» не закончится.
Особую опасность представляют страхи мистического характера. Если боязнь пьяных дядек, собак и милиции, скорее всего, уйдет с взрослением, то страхи перед привидениями, духами, домовыми и прочими запредельными явлениями никуда не деваются, напротив, они растут вместе с человеком и напоминают о себе уже ставшим взрослыми мальчикам и девочкам. Страшные образы и явления укореняются в их подсознании, ведь им рассказывают о них люди, которым они доверяют больше всех – их мамы, папы, бабушки. Страхи начинают руководить поведением наших детей. Чрезмерно впечатлительные и чувственные дети в большей мере страдают от подобного насилия: последствия запугивания могут выразиться в заикании, энурезе, невротических страхах.

Мультофобия


Еще одной причиной детских страхов является просмотр мультпродукции сомнительного характера. Что несут современные мультфильмы? Настолько ли безобидны Бэтманы, Шреки, оборотни, трансформеры и прочие герои фильмов, которые повально смотрят наши дети? Давайте разберемся с этим.

Например, американские дети от двух до пяти лет посвящают просмотру телевидения 27 часов в неделю (в среднем 3,5 часа в день). Половина родителей не знает, что смотрят их дети, четверть мам и пап допускают просмотр телевидения ребенком самостоятельно в спальне. Еще до 2000 года по статистике на час детской телепрограммы приходилось 15 актов насилия, а к тринадцати годам дети «пропускали» через свое зрение и сознание около 20000 сцен жестокости! Эти цифры действительно впечатляют.
Может возникнуть резонный вопрос: почему детские программы содержат столько негатива и мистики? Неужели производители не замечают опасности? Даже для взрослого человека немыслимо справиться с таким объемом видеожестокостей: все осмыслить, оценить, осудить, примириться. Что же можно сказать о детях? Почему подобная продукция выпускается полным ходом? В качестве ответа можно привести знаменитую формулу: «Если что-то делается, значит это кому-то выгодно!» Кому выгодно выпускать жестокие мультфильмы – это другая тема.

Насилие порождает не только ответное насилие, но и страх. Если дети не боятся конкретных героев мультфильмов, это не значит что не они стали причиной их страхов. Просмотр видео, вызывающего негативные эмоции, раз за разом наносит непоправимый ущерб нежной детской психике. Отсюда агрессия, выражающаяся в рисунках и играх малышей, различные невротические проявления, истерии, страхи.

Для многих родителей телевизор – способ занять ребенка, чтобы тот не мешал. В этом случае опасность усугубляется тем, что в ход пойдут не только мультфильмы, но и взрослые программы, транслируемые по TV. Ничто увиденное нами не проходит бесследно, все остается в тайниках нашей памяти и когда-то даст о себе знать. Воспитанием многих детей занимается именно телевидение: если вы готовы уделять внимание ребенку 3 – 4 часа в день, вы всего лишь уравняете свои шансы влияния по отношению с влиянием телевидения. Некоторые родители не пытаются вникнуть в эту область в силу занятости, некоторые умышленно не хотят ничего менять, т.к. это отразится на их личном комфорте. Виной этому все тот же эгоизм, жертвой которого становятся дети.

Ответственность родителей и семьи


Семья – это среда, где происходит воспитание ребенка. Термин «воспитание» происходит от однокоренных слов «питание, питать». Но питать не только физической пищей, поддерживая биологическое существование человека, а и духовной «едой», которая дает ребенку сил быть духовно здоровым. Будет ли ребенок подвержен страхам, понесет ли на себе бремя психологических проблем – ответственность родителей.

Воспитание не ограничивается запретами и наказаниями, как многие считают, но в большей мере выражается в создании позитивной мотивации для действий ребенка, в формировании его как здравой, целостной личности. От тех духовных моральных принципов, которые «проповедуются» в семье зависит духовный облик воспитуемых. Атмосферу отношений между родителями можно сравнить с бульоном, в котором «варятся» дети, впитывая в себя их черты характера: доброту или озлобленность, аккуратность или неряшливость, взаимное уважение между мамой и папой или эгоистичное манипулирование друг другом.

До школьного возраста родители имеют наибольшее влияние на детей, а это именно тот возраст, в котором формируется характер. Характер (в переводе с греческого – «чеканка, оттиск») – комплекс привычек, взглядов на вещи, которые приобретаются под влиянием кого-либо или чего-либо. Задача родителей поспособствовать формированию доброго характера, с которым ребенку легко будет жить.