Кажется, летом времени - «целая вечность». Всегда найдется час – полтора для уроков. Но не тут – то было! Летние занятия таят определенные трудности. Сложно посадить ребенка заниматься, когда ярко светит солнышко, весело щебечут птички и дружная компания дачных друзей бежит купаться на пруд мимо вашего окна, а вам нужно сидеть, вникать в правила и теоремы.
Я расскажу о собственном опыте занятий на даче, возможно, кому–то он поможет избежать проблем, сэкономит время и силы.
Моего сына шестилетку брали в школу при условии, что он выправит определенные звуки, улучшит речь и будет быстрее читать. Этим и были вызваны наши ежедневные занятия на дачной веранде, залитой солнцем, запахом скошенных трав и ощущением неправдоподобности полноты бытия. Вот оно, счастье! Летнее утро с яркими бликами на занавесках, с легким ветерком из окна, с видом цветущей сирени… а нужно сидеть и заниматься. Такого желания у меня не было, у сына и подавно. Но есть слово «надо».
Регулярность
Под этим словом я могу подписаться многократно, «регулярность» и еще раз «регулярность». Занимались мы постоянно, но стоило сделать перерыв на месяц, я родила второго ребенка, к этому добавился еще переезд на дачу, и все навыки ушли в никуда. Чистый лист! Снова пришлось вернуться к слогам, а до этого сын читал уже небольшие предложения.
Неминуемость
У ребенка должно сформироваться, можно сказать, на подсознательном уровне, твердое убеждение, что учебный процесс так же неминуем и регулярен, как ежедневный восход солнца, ни что не может повлиять на периодичность природных явлений и занятия с мамой, относятся к категории жизненных циклов. Каждый день в определенный час, в определенном месте…
Наши занятия начинались примерно в десять часов утра после завтрака, перед обещанной прогулкой на пруд. Место занятий - большой стол на веранде. На подоконнике хранилась учебная литература, карандаши и ластики. За этим я строго следилла, чтобы не было лишней ходьбы во время занятий: «Пойду, поищу книжку, где – то я ее видел…»
Занятия проходили только по утрам, как показала практика, это время оптимально, ребенок уже проснулся, но не успел еще переключиться на какие-то свои интересы. Он бодр и понимает, что пока не почитает, не сможет поиграть в песочнице и соорудить кораблик из дощечек.
Продолжительность
На столе перед нами стояли часы. И сын знал, где должна быть стрелочка, указывающая конец учебному процессу. Я обладала правом устанавливать временную дельту. Могла занятия сократить минут на пятнадцать, если сын уж очень старался или увеличить, если процесс растягивался по лености и нерадивости ученика. Но в среднем наши уроки длились полтора часа. Этот режим занятий сформировался после многодневной практики.
Дальняя и ближняя цель
Конечная цель ребенку была неоднократно объяснена. Он знал, что должен поступить в школу, пройдя успешно в августе тестирование. Он и сам хотел учиться в школе, но я подозревала, что школа его привлекала своей новизной, она была непознанным объектом, куда многие его детсадовские сверстники были уже зачислены.
Дальняя цель, зачисление в школу, не была решающим стимулом в нашем учебном процессе. А вот ближняя, конкретная цель, после занятий дружной компанией отправиться на поляну с поваленными деревьями, где всласть можно набегаться и полазить по сучкам – веткам, срабатывала. Я неоднократно повторяла: «Чем быстрее закончишь, тем дольше сможешь погулять».
Массовость
Иногда я проводила занятия не только с сыном, но и с его друзьями. Заниматься было сложнее, дополнительное время уходило на обсуждение второстепенных вопросов: кому где сидеть, с чего начинать, как делать (уровень интеллектуального развития у детей был разный). Но занятия в группе проходили веселее, более слабые ученики тянулись за более сильными, старались показать себя с лучшей стороны, меньше капризничали. Чувство соперничества играло положительную роль.
Сыну в компании было заниматься спокойнее и веселее. Он видел своих друзей озадаченных аналогичными упражнениями, а не бегающих и лазающих без него где-то: «Они там играют, а я, тут…»
Логопедические упражнения
Наши занятия начинались с логопедии, с несложных заданий, чтобы ребенок окончательно проснулся и настроился на учебную волну. Звуки были поставлены профессиональным логопедом, и моя задача была, довести произношение этих звуков до автоматизма. Была куплена необходимая учебная литература по отработке нужных звуков, и мы занимались по ней. Каждое занятие начинали с повторения пройденных звуков.
Методическая литература, по которой мы учились, представляла тетради, где были не только упражнения на произношение, но и на чтение, там же были задания – прописи. Сын одновременно работал карандашом и при этом повторял звук или букву. В тетрадях были загадки и скороговорки, небольшие стишки. Я старалась быстро переключать внимание юного ученика с одного задания на другое, чтобы упражнения не успевали наскучить.
План занятий и наглядные образы
Общий план проведения занятий был: пройти за урок такой то объем, но программа часто менялась, что-то приходилось дольше отрабатывать, а какие – то задания не вызывали трудностей и мы через них «перескакивали».
Бывало, что-то не «шло». Например, сын не мог долго научиться произносить слово «сковородка». Я билась несколько дней, потом отложила, через неделю сын без запинки произнес это слово.
При любой возможности я стремилась использовать зрительные образы. Слова труднопроизносимые не только проговаривала вслух по слогам, но и писала, разбивая на слоги, рисовала схемы, обводила в кружки. Наши рабочие тетради по логопедии были по-настоящему рабочими. Все занятия проработаны, где надо все обведено и раскрашено, на полях уйма пометок, сносок и схем. И впоследствии, когда тетрадь полностью была пройдена, мы вырезали из нее буквы и картинки, с которыми играли в придуманные настольные игры, разыгрывали сказки и истории.
Чтение
Это было самое сложное. Сын так медленно читал вслух, что когда заканчивал читать последний слог, он не помнил первый. Читал отстраненно, называя буквы, не вдаваясь в текст, как говорится «для галочки». Как мне было обидно, так бесцельно тратить время! До сих пор хранится измочаленная книжонка – раскладушка «Маша и медведь», где текста было ровно на два абзаца, сын читал ее неделю!
Для чтения была куплена серия из 20 книг «Читаем по слогам» и несколько книжек – раскрасок с заданием, прочел страничку – раскрась. Сын обладал правом выбора книги для чтения.
Проблема медленного чтения, нашими титаническими совместными усилиями была решена к началу августа. Сын сначала читал слово по слогам, потом его повторял, читал следующее и повторял уже два слова и так до конца предложения. После прочтения странички, ее пересказывал.
Самостоятельное чтение не исключило мое ежевечернее чтение на ночь. Иногда я читала те книги, которые сын прочел самостоятельно, для того, чтобы он лучше усвоил смысл прочитанной сказки. Я модулировала голосом, всячески «изгалялась», чтобы сын смог «увидеть» то, о чем читал, чтобы понял, насколько интересен процесс чтения, как живо представляются описанные персонажи, сколько чувств, эмоций содержится даже в самом простеньком адаптированном тексте.
Наглядность
В качестве наглядности, что наши занятия эффективны, служили две стопочки книг и тетрадей. Одна содержала еще не пройдено – не читаный материал, а вторая – включала материал пройденный. И когда сын заканчивал читать и прорабатывать учебную тетрадь, с какой гордостью он перекладывал ее, в другую стопочку. Регулярно их пересчитывал, где больше книжек, радовался, что стопочка изученного материала увеличивается! До сих пор этот дидактический материал так и лежит на даче, не поднимается рука выбросить!
В качестве подведения успехов на альбомном листе был нарисован график, где фиксировалось время, которое уходило на чтение одной книги. Название книг и числа сын вписывал самостоятельно.
Прописи
Дополнительной задачей при подготовке к школе, были прописи. Нужно было «набить» руку на письмо. Классическими прописями крючочками и палочками, я ребенка не обременяла. На это есть школа, а вот книжки с картинками, где нужно было обвести машинки, раскрасить самолетики, провести линии и узнать, кто из рыболовов какую рыбу поймал, это, пожалуйста. Сын сам выбирал себе задания по вкусу, он обводил карандашом линии, штриховал и аккуратно закрашивал фигуры. Прописи относились к развлечениям, поэтому выполнялись вечером. Особо тщательно выполненные задания по раскраске и штриховке, вырывались из тетради и вывешались над обеденным столом на всеобщее обозрение.
Домашний летописец
В качестве задания по письму на ребенка возлагалось составление плана мероприятий на день. Сын, накануне вечером, садился писать список дел. Ошибок было столько, что текст зачастую мог прочесть только он. Не важно, главное, ребенок осознавал, зачем нужно уметь писать и читать.
Сын в обязательном порядке составлял список вещей, которые следовало взять с собой, когда мы, куда - то отправлялись. Если предполагалось небольшое путешествие в соседнюю деревню, то сын рисовал план - схему дорог, населенных пунктов и других важных стратегических объектов, которые нам следовало уточнить в процессе нашей «вылазки».
Составлять списки я просила сына по любому поводу. Папа отправляется в Москву, нужно написать, что следует привезти. Для бабушки составить план – схему, что на какой грядке растет, на какой полочке, какие крупы хранятся.
Сын к концу лета приловчился так шустро писать, что трижды выпустил семейную газету, где описал самые значимые события пребывания на даче.
Счет
С математикой особых проблем не было. Сначала наши занятия шли после чтения. Потом мы перестали заострять внимание, и простейшие примеры решали на прогулке. Когда дошел счет до 20, то в качестве счетного материала, где-нибудь на пруду, мы использовали палочки, листочки, камушки. Иногда сын спрашивал себя: «А сколько будет?..» Считал в уме, потом проверял себя перекладыванием «подручного материала».
Мы справились с поставленной задачей. В конце августа удачно прошли тестирование и были приняты в школу. Регулярные занятия летом помогли ребенку быстро освоиться со школьным режимом, ему не потребовалось много времени для адаптации к новым условиям и требованиям. Привычка ежедневно заниматься помогла учиться без усилий.