Маме 13-летней Тани каждый день приходится провожать дочь в школу и встречать после уроков. Думаете, семья живет очень далеко от школы и дорога кажется матери небезопасной? Отнюдь нет, школа близко, просто по пути к ней есть… игровой автомат. И если Таню не проводить, она непременно завернет к нему. Проиграет все деньги, которые даны на обед, и… отправится гулять.
КАК поясняет педагог-психолог психологического центра «Исток» Е. Климачева, чаще всего такие проблемы возникают у детей, которые плохо справляются со стрессовыми ситуациями. Посудите сами: в школе — двойки, учителя ругают, родители — тоже, настроение — никудышное. А сыграл разок — глядишь, и настроение поднялось.
Вот и Таня, как выяснилось, находится в состоянии хронического стресса: во-первых, родители недавно развелись, во-вторых, ее перевели в другую школу, где и нагрузка больше, и с учителями и одноклассниками она так и не нашла общего языка. Мама занята своими делами, времени на общение с дочкой у нее нет. Но с тех пор как Таня начала играть и прогуливать школу, а мама — провожать ее, они по крайней мере стали проводить какое-то время вместе. В данном случае тяга к автомату — лишь способ добиться маминого внимания. Способ, конечно, не самый лучший, но разве эту девочку кто-нибудь научил другому? Однако проблема оказалась разрешимой. Первый совет психолога маме был очень простым: завести обычай по вечерам вместе гулять, рассказывая друг другу о новостях дня, своих делах и переживаниях. Казалось бы, в дружной семье это происходит без всяких подсказок извне. Но вот в этой каждая жила своей, отдельной жизнью. По вечерам дочка сидела за уроками, мама — чтобы расслабиться — разгадывала кроссворды. Результат нового подхода сказался очень быстро: «Мы сегодня так долго гуляли, ты замерзла и устала, — сказала как-то дочка. — Не вставай завтра утром рано. Я дойду сама». С тех пор ходит в школу самостоятельно.
Но, конечно, не во всех случаях результат достигается так быстро. Все зависит от того, насколько сильно страсть к игре завладела ребенком. Специалисты выделяют четыре стадии игровой зависимости, или игромании. Первая — когда игра нужна, чтобы снять стресс, вторая — когда к автомату тянет постоянно, даже когда ничего плохого не случилось. На третьей стадии, даже придя в школу, подросток думает только о том, как бы скорее оттуда вырваться и погрузиться в стихию игры. На четвертой, последней стадии проявления естественного образа жизни (учеба, друзья, спорт, другие интересы) теряют всякую ценность, игра становится единственным смыслом жизни. Кстати, такое случается не только с детьми. Но, по словам психолога, взрослому человеку помочь намного легче: он ведь обращается к специалисту только тогда, когда чувствует, что игра разрушает его жизнь, здоровье, семью, карьеру. Ребенок никогда не почувствует этого сам: его ценности еще не сформировались и ему кажется, что терять нечего. Поэтому его ни в коем случае нельзя оставлять наедине с проблемой. Сам он не справится! Скандалы и ультиматумы тоже не помогут. Конструктивная позиция взрослого такова: «Я люблю тебя и переживаю из-за того, что это случилось с тобой. Давай попытаемся справиться вместе».
Кстати, иногда бывает, что взрослые не замечают даже проявлений четвертой стадии игровой зависимости. Особенно если чадо играет дома, сидя за компьютером: это кажется меньшим злом, чем «влияние улицы». А на самом-то деле даже улица с ее суровыми законами может научить чему-то полезному. Например, отстаивать свое достоинство и находить выход из конфликтных ситуаций. А вот тупые «стрелялки» или «гонялки» (не важно, идет речь о компьютерной игре или игровом автомате) — не учат абсолютно ничему.
Но категорические запреты на электронные игры вряд ли имеют смысл… Да и вообще игры, как утверждает психолог, могут быть полезными — развивающими, интеллектуальными. Но чтобы ребенок почувствовал разницу и научился выбирать лучшее, ему нужна помощь взрослых. В любом случае нельзя позволять сидеть за компьютером больше часа в день. А еще задача родителей — собственным примером научить детей радоваться жизни, а при необходимости — справляться с огорчениями и неприятностями.