Как известно, большинство серьезных справочников определяют туризм как «вид активного отдыха, представляющий собой путешествия, сочетаемые с элементами спорта». Все верно. Однако для большинства из нас – выходцев из СССР – под этим словом таится куда большее.
В чем же уникальность советского и наследующего за ним российского туризма? Чем мы отличаемся от, скажем, немцев, англичан и «разных прочих шведов»? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, давайте попробуем обратиться к истории.
Охота к перемене мест
Строго говоря, до середины XIX века туризма в современном понимании в России не существовало. Однако после реформ ездить по стране и за границу стали все активнее. Настолько, что к началу ХХ века приморские курорты Европы были полны русскими. В Ницце и Биарице строились «русские пансионы», обслуга понимала язык, а относительная дешевизна делала такой отдых доступным для среднего класса того времени – врачей, инженеров, преподавателей. Свидетельством тому можно считать письма А.П. Чехова. В 1897 г. он писал из Ниццы: «Здесь и теплей, и интересней, и жизнь гораздо дешевле... За превосходную комнату... за завтрак, обед (по качеству и количеству не уступающие ничем 2-рублевому обеду в Эрмитаже), кофе и проч. и проч. я плачу 70 франков в неделю, т.е. 100 руб. в месяц. Стало быть, холостой человек, зарабатывающий 2500-3500 руб. в год, может прожить здесь прекрасно». Отметим, что месяц в Ялте в сезон, в гостинице средней руки без питания обошелся бы желающим в 50 тогдашних рублей...
Между прочим, Антона Павловича можно смело назвать одним из первых русских морских туристов. После своего путешествия на Сахалин он возвращался домой кружным путем – на пароходе через Индийский океан, Средиземное и Черное моря, посетив Японию, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Константинополь. О своих впечатлениях он оставил записки, опубликованные издателем Сувориным (он и оплатил поездку) и бывшие весьма популярными у русской читающей публики.
Надо сказать, что дореволюционный российский туризм отличался от своих европейских или американских аналогов в основном религиозной спецификой. За границу и по стране ездили не только люди довольно обеспеченные, с целью «мир посмотреть, себя показать», но и паломники, для поклонения святым местам. Интересно, что имущественный ценз в таких поездках особой роли не играл: ко Гробу Господню в Иерусалим ездили (а вернее, плыли на пароходах) как великие князья и богатые купцы, так и вполне обычные селяне. Например, в 1914 году Землю Обетованную ежегодно посещало 35-40 тыс. человек, по преимуществу – крестьяне. Это отметил и поэт Андрей Белый, который писал о пасхальных праздниках 1911 г. в Иерусалиме: «Пол-Иерусалима говорят по-русски... сейчас здесь 6 000 паломников – мужичков». Интересно, что почти сто лет спустя подобные поездки (правда, чаще всего в составе круизных туров) стали пользоваться в России столь же большим спросом. «Как правило, – говорит Ольга Килимник, директор единственного в России национального круизного туроператора «Метрополис Круиз», – такого рода программы, например поездки в Иерусалим, пользуются очень высокой популярностью у российских путешественников. Они интересны всем – и людям воцерковленным, и просто интересующимся. Это приходится учитывать при разработке маршрутов национальных круизов».
Война, а позже революция эту традицию прервали. Но как только страна начала оживать после катастрофической разрухи, развитие туризма началось уже на государственном уровне.
Нас водила молодость
Организация в 1929 году «Общества пролетарского туризма» была своеобразным ответом на общественную необходимость. Это время вообще отличалось гражданской активностью – страна быстро прощалась с массовой неграмотностью, молодежь оказалась ведущей политической и социальной силой. Избыток сил требовал выхода; начавшееся самодеятельное туристическое движение стало настолько массовым, что привлекло внимание на государственном уровне.
Между тем, созданное несколько ранее предприятие «Советский турист» потребностям этого нового поколения не соответствовало. Эта организация, ставшая мишенью для тогдашних сатириков (вспомним, например, булгаковских литераторов, бьющихся за путевки), ориентировалась на спокойный «пляжный» отдых, без особых идеологических изысков. Естественно, что популярностью такой досуг пользовался, но массовым назвать его было нельзя.
«Общество пролетарского туризма», созданное, как это часто тогда бывало, «снизу», наоборот, ориентировалось именно на познавательный и активный отдых. Оказалось, что он очень востребован. Уже через год после создания в «Общество» вошли 50 тысяч человек – десятикратный прирост! Это была своеобразная революция: именно с этих пор советский (а затем и российский) туризм приобрел свои «родовые» черты: ориентированность на коллективный, познавательный и активный отдых, развивающий не только тело, но и личность.
К середине 30-х годов туризм стал настолько популярен, что «Общество» стало развивать международный туризм. Были налажены связи с коммунистическими туристическими организациями в Германии, Чехословакии и других странах Европы. Возник обмен, в СССР потянулись иностранцы… Возможно, именно это и стало причиной разгона организации. В 1936 году «Общество пролетарского туризма», как и многие другие, разогнали. Руководство было репрессировано, а структуры перешли во Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта.
На пользу движению это, понятно, не пошло. Международные связи были разрушены, многие низовые организации распались. Пришлось принимать экстренные меры – в конце 30-х годов началось становление сети турклубов, которые и стали основой советского турдвижения на долгие годы.
Во время Великой Отечественной войны о туризме говорить, по понятным причинам, не приходилось. Однако уже в 1945 году туристско-экскурсионные управления были воссозданы в Ленинграде, Крыму, на Северном Кавказе, в Краснодарском крае, а затем и в других краях и областях. И дальше развитие шло по нарастающей.
По морям, по волнам
Уже к середине 50-х годов туризм стал своеобразной визитной карточкой эпохи. Колоритные бородачи с гитарами и рюкзаками стали героями кино и литературы. Романтика походов буквально пропитала воздух «оттепельной» страны. И в это же время начал активно развиваться другой вид активного отдыха – морские и речные путешествия. В данном случае совпало много факторов: воевавшее поколение, которому в это время уже было в среднем около 40-50 лет, хотело, с одной стороны, комфорта. С другой стороны, эти люди смолоду привыкли к активности. С третьей, после войны в СССР попало достаточное количество кораблей, изначально предназначенных для туристических целей. Благодаря этому стечению обстоятельств уже в начале 50-х годов круизы стали любимой формой отдыха огромного числа людей.
Точкой отсчета морского круизного туризма в СССР можно считать 1957 г., когда ВАО «Интурист» арендовало у торгового флота два теплохода – «Грузию» и «Победу» (оба судна изначально были трофейными, немецкими), организовав туры из Одессы в Ленинград вокруг Европы. Кстати, именно на «Победе» шли съемки знаменитой комедии «Бриллиантовая рука» – в ней судно выступало как «Михаил Светлов». Еще один корабль – «Петр Великий» – возил по Черному морю иностранных (преимущественно из стран соцлагеря) туристов.
Популярность таких маршрутов была неимоверной. Поездки по Волге с серьезной экскурсионной и культурной программой расписывались на много месяцев вперед, достать путевки на них было весьма непросто. А морские международные круизы с посещением иностранных портов и вовсе были пределом мечтаний (вновь вспомним незабываемого Семена Горбункова из «Бриллиантовой руки»). Осознав это, тогдашний монополист туррынка «Интурист» расширил маршрутную сеть. В 1962 г. на Дальнем Востоке теплоход «Григорий Орджоникидзе» стал ходить с туристами по маршруту Находка – бухта Ольги – Совгавань – Холмск – Корсаков. Этот двадцатидневный вояж пользовался огромной популярностью, несмотря на то, что погода в этих краях неустойчива и далека от «нормальной» курортной. Успех такого «крутого маршрута» подстегнул развитие круизов на Севере и Балтике.
Надо сказать, что в этом отношении советский турбизнес вплотную приблизился к зарубежному, но с одним кардинальным отличием: наши круизы были «перегружены» культурой. Причем делалось это не по остаточному принципу, а являлось одной из основных частей путешествия. Сплав комфорта, активного отдыха и интеллектуальной составляющей во многом определял и контингент таких лайнеров: как правило, это была интеллигенция – как техническая, так и управленческая.
Ах, белый теплоход…
Развитие этого направления шло очень быстро и не прервалось даже после развала СССР. Уже с начала 90-х годов, когда перед нашими соотечественниками открылись границы, водные путешествия становятся все более массовыми. Возможно, причиной тому падение популярности самодеятельного туризма: многие регионы, куда было принято ездить «дикарем», стали просто недосягаемыми, да и центральные области не были безопасными. Поэтому активные люди, для которых пляжный отдых не был интересен никогда, стали массово осваивать морские и речные «цивилизованные» маршруты.
«Традиционно наши русские (вернее, русскоязычные – выходцы из бывшего СССР) клиенты, – говорит Ольга Килимник, директор «Метрополис Круиз», – люди респектабельные, и их требования к сервису достаточно высоки. Поэтому все наши круизы организованы на высококлассных судах с европейским уровнем сервиса. Кроме того, российский круизный турист выгодно отличается от соотечественников, заполонивших все мировые курорты, тем, что он хорошо образован, интеллигентен и активен.
Как правило, он хочет не просто впечатлений, но нового культурного и интеллектуального опыта. Из-за этого, например, в наших круизах стоянки куда длиннее, чем у наших зарубежных коллег, а экскурсионная программа более насыщенна и специализирована. В самых интересных портах мы, например, стоим по два дня, что не принято на международных круизах. Сделано это для того, чтобы туристы могли выбирать по своему вкусу: кому-то нужны обзорные экскурсии, для опытных путешественников важнее тематические программы, а кто-то готов пойти только по эксклюзивному маршруту. Например, при посещении Рима новички выбирают классическую обзорную экскурсию, более опытные – музеи Ватикана либо художественные сокровищницы Рима, а для искушенных предусмотрена историко-археологическая экскурсия в Тарквинию – город этрусков».
Даже по статистике российский турист отличается от западного кардинально. Если их «круизник» – это обычно пенсионер, то у нас плавают люди наиболее активного возраста – от 35 до 55 лет (данные «Метрополис Круиз»). «Наш клиент более молодой, – комментирует Ольга Килимник. – Более любознательный, более пристрастный. Более подвижный, но требующий большей опеки. К еде, ее качеству и количеству предъявляет специфические требования – например, нашему человеку обязательно нужно классическое первое. Развлечениям на борту придает большое значение, при этом ценит не только профессионализм исполнителей, но имена и звания участников концертной программы. В своей среде легко раскрепощается, активно проявляет творческие возможности, что очень важно учитывать при организации досуга на теплоходе. В экскурсионных программах ценит более познавательную часть, нежели видовую. И главное, с нашими туристами можно дружить. С ними легко создается та самая семейная, клубная атмосфера, которая отличает «русские» круизы».
Интересно, что даже кризис 1998 года на популярность морских путешествий повлиял незначительно. Уже с 1999 года рост продаж круизных путевок стабильно составлял 10-12% в год. Некоторое затишье наступило только в кризисные времена 2008-2009 гг., причем связано оно было не столько с финансовыми потерями, сколько с острой нехваткой кораблей. «Сегодня развитие отечественного круизного туризма тормозит в основном отсутствие современных комфортабельных теплоходов в России, – считает Ольга Килимник. – На данный момент в такой морской державе, как наша, осталась пара судов, которые с оговорками можно было бы назвать круизными («Русь» на Дальнем Востоке, в частности). Поэтому мы, как единственная отечественная круизная компания, вынуждены обращаться к иностранным судовладельцам, чтобы организовать круизы для соотечественников на современных морских лайнерах».
Что ж, если у России будет собственный пассажирский флот, востребованных национальных круизов станет еще больше. Но это дело, судя по всему, неблизкое. А пока, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос, корабли приходится искать за границей, где спрос на них и без того велик. Например, «Метрополис» отправляет в свои традиционные круизы из Сочи специально зафрахтованный португальский корабль, который буквально был «вырван» у европейских конкурентов.
Общемировая «охота к перемене мест», которая пришла и в Россию, сегодня все чаще подразумевает не просто пассивное ничегонеделание на фоне красивых видов. В наши дни отдых становится по-настоящему активным. Ныне он ассоциируется не только и не столько с пляжным релаксом, но с возможностью личностного и интеллектуального развития. И неудивительно, что морские путешествия, которые наиболее полно отвечают этой тенденции, становятся так популярны среди наших сограждан. Тем более, что выбор велик – от интернациональных «ноевых ковчегов» до национальных круизов, полностью ориентированных на отечественные культурные традиции.