А ведь предполагалось, что я сделаю обзор. Посмотрю, что хорошенького на Московской международной книжной выставке-ярмарке представили разные издательства, и напишу обо всём понемножку. Но – не сложилось. Яркие, фактурные книжки-раскладушки «Росмэна» и пёстрое диснеевское однообразие «Эгмонта» были на своих местах. Шикарно изданные детские энциклопедии потрясали воображение и лично у меня рождали сомнения: а под силу ли детям оценить и освоить всё это премудрое великолепие?
И вполне может быть, что я пропустила что-то важное. Потому что началось моё посещение ММКВЯ со стенда «Эксмо», где критик «Афиши» Лев Данилкин провозгласил скорое умирание (а точнее – отмирание) бумажной книги, которая станет роскошью и привилегией людей одновременно богатых и консервативных, в то время как все остальные подсядут на удобные и памятливые электронные читалки.
Одним словом, я расстроилась. Я люблю бумажную книгу. Я пошла от стенда «Эксмо» куда глаза глядят и упёрлась в стенд Издательского дома Мещерякова. Там лежали книги, и они были особенные. Они были совсем новые. А выглядели как старые. Нарочно «состаренные», прекрасно изданные книги Уайльда и Распе, Диккенса и братьев Гримм, «Легенды о короле Артуре». И хотя их притворная потрёпанность косвенно подтверждало правоту ужасного Данилкина (как минимум, это были книги для читателя-эстета), но от всей серии «Книги с историей» веяло уважением к тому единению, которое рождается между книгой и её благодарным читателем.
Я брала в руки книги Джеймса Барри и Льюиса Кэрролла с иллюстрациями Артура Рэкхема и понимала, что это – произведение искусства. Особое удовольствие я получила от наборов открыток с иллюстрациями Билибина, всё того же Рэкхема, а также с «Занимательной наукой» Тома Тита. И не сразу до меня дошло, что это, в сущности, искусство для взрослых. Для искушённых людей, которые покупают книгу не только ради текста, но и ради обладания красивой вещью. Детям это, наверное, не особенно нужно. Раскладушки с выскакивающими оттуда динозаврами скорее завоюют их сердце. Но вряд ли останутся в памяти надолго.
У нас в семье есть старая – 1913-го года издания – многотомная «Детская энциклопедия». Красивые книги с ятями и незамутнённым оптимизмом накануне Первой мировой войны. Там есть и иллюстрации – аккуратно прорисованные чёрно-белые и переложенные папиросной бумагой цветные, а ещё и старинные фотографии. Это – давно уже не книга для чтения, а семейная реликвия. Трудно рекомендовать составить библиотеку из реликвий. Но если вы вообще имеете надежду составить библиотеку, а не покупаете книги постольку-поскольку, вы не останетесь равнодушными к неброской красоте.
Запомнились изданные «Росмэном» книги Беатрис Поттер о кролике Питере и бельчонке Тресси – что отчасти связано с драмой: диск с мультфильмом о кролике, который я привезла из Лондона, оказался не подвластен нашему DVD-проигрывателю и нам только и оставалось, что смотреть на очень милый и уютный рисунок на коробочке. В росмэновских книжках таких рисунков куда больше.
И всё же, при всём богатстве выбора, при всей многотомности шикарных энциклопедий, без которых не обходится сегодня, кажется, ни одно детское издательство, - я так и не нашла того, что искала. Книги Софьи Радзиевской и хоть какое-нибудь интересное детское пособие по шахматам.