Во все века женщины любили украшать свою одежду. Еще в каменном веке шкуры животных скреплялись костяными и каменными иглами, и наверняка они были расписаны неприхотливым узором, а бусы из ракушек и камушков завершали наряд древних красавиц. Шло время, и технологии изменились, появились ткани и нити, мастерицы научились вышивать крестиком узоры-обереги. Следом за усовершенствованием методики появились и первые кружева. Стоили они огромных денег, и в каждой стране развивался свой неповторимый стиль, тут и фриволите, и коклюшки, и турецкое игольное кружево ойа, и венецианское кружево. И мастерицы крючка тоже не отставали, вывязывая ажурные полотна.
Картофельный голод, который произошёл в 1845 - 1849 г., привел к тому, что многие семьи Ирландии остались без средств существования, и тогда мадемуазель Риего де Бланкардье изобрела имитацию игольного кружева Розалина, которое в свою очередь было модификацией популярного на тот момент венецианского кружева. Крючковая техника ускоряла процесс создания кружева в 10 раз!!! А благодаря тому, что вяжется такое полотно из отдельных мотивов, которые в дальнейшем соединяются при помощи сетки, в процесс создания кружева была вовлечена вся семья. Вязали все - женщины, мужчины, дети, старики. Готовые мотивы сдавались в кружевные центры, где мастера собирали готовые изделя - жакеты, воротники, платья, манжеты и даже пальто.
Почти столетие, до второй мировой волны ирландское кружево было очень популярно, но всеобщий экономический спад сказался в первую очередь на предметах роскоши.
В наше время искусство вязания ирландского кружева возрождается. В Ирландии существует несколько музеев, а так же центры по обучению технике. Одной из известных мастериц из города Клонс (Clones) является всемирно известная Мойра Тренор (Maire Treanor), автор книги по ирландскому кружеву. В России и Украине, благодаря специфике национальных узоров возникло новое течение этой техники, на западе именуемой Славянское/Русское Ирландское кружево. Парадоксально, не правда ли? Дело в том, что оригинальное кружево обычно выполняется из белой или необработанной красителями хлопковой нити, а наши мастерицы привнесли разноцветье, и старая техника заиграла по новому. Достаточно открыть любой выпуск журнала по вязанию крючком (Журнал Мод), чтобы полюбоваться изящными изделиями современных мастериц.
Вяжется кружево из отдельных мотивов - цветов, листьев, веточек, птиц и насекомых, которые в дальнейшем подвергаются влажной термообработке, пришиваются к выкройке в нужной композиции и пустые участки заполняются сеткой, которая может быть как регулярной, так и нерегулярной. Именно последней и отличается славянское ирландское кружево от классического.
Немалую роль в популяризации этого кружева сыграла его относительная простота в выполнении, ведь половину работы можно делать в прямом смысле на ходу - прогуливаясь в парке с ребенком, отдыхая перед телевизором, в машине(разумеется не за рулем). Конечно, вторая часть работы требует концентрации времени и внимания, но и ее можно сократить, собирая куски полотна по мере вязания мотивов, связывая их вместе в готовые композиции. Ведь любая рукодельница, может попробовать сшить для своей дочки сарафан со вставкой из ирландского кружева.