- А какие вы знаете сказки о рыбах? - спросила экскурсовод.
- «Золотая рыбка»! – отозвались дети нестройным хором.
- Так. А ещё?
Дети замялись. Я наклонилась к уху дочери и прошептала: «По щучьему веленью». Подсказывать нехорошо, но ответ оказался правильный. Толпа перекатилась к экспозиции хищных рыб – как-то, щук и акул.
- Это щука, - распиналась экскурсовод. - Обратите внимание на её зубы. Обратите внимание на её окраску. Это защитная окраска…
- А я обратил внимание, - раздался голос высокого худенького мальчика в очках, - на зубы акулы. Я вижу теперь, что они не только загнуты внутрь, но и растут в три ряда…
- Да, а кроме того, - поддержал его друг, - зубы первого ряда всё время выпадают и внутренние ряды смещаются на их место. Поэтому посчитать количество зубов у акулы невозможно.
- Вот вы, оказывается, какие взрослые, - с неподдельным удивлением сказала девушка.
Щука была забыта, и все повалили к медведям. Состоялась дискуссия на тему: «Есть ли водопады на дальневосточных реках, и как это сказывается на рыбной ловле медведей». Экскурсовод теперь зажглась и доказывала детям, что лосось не прыгает по порогам, как летающая рыба, и просто встав посреди течения реки с раскрытой пастью, медведь много не наловит.
- Да, он ловит лапами, - авторитетно подтвердил мальчик, отказавшийся подсчитывать зубы акулы, - у меня есть DVD.
Тут же было рассказано про лапы. Про то, что медведи действительно косолапые (это я знала) и про то, что косолапые они потому, что если бы медведь ставил лапу прямо, ему мешали бы ходить длиннющие когти (об этом я как-то не задумывалась).
Потом мы пошли к зайцам, собакам и лисам. По сценарию лисы были последними, потому что именно лиса положила конец путешествию Колобка. Но фактически, сказка была забыта. Экскурсия превратилась в азартный обмен мнениями – и только выиграла от этого.
Однако прощаясь, Колобка захотели погладить все, включая двух мальчиков, специалистов по акулам. И все с удовольствием разобрали – а многие сразу и прицепили – персональных колобков: круглые оранжевые значки Дарвиновского музея. Ведь какие бы они ни были умные, смотрящие DVD, знающие, какие зубы у акулы, - они были просто дети.