С 2003 по 2008 г. на Западе число добрачных родов у девочек-подростков в возрасте от 14 до 17 лет возросло на 75%. Число добрачных беременностей ежегодно составляет около 1 млн., из них 300 тыс. случаев приходится на подростков в возрасте до 15 лет. Многие из них делают аборты, но все же каждый год рожают около 600 тыс. девушек.
В настоящее время и в России внебрачные сексуальные отношения, беременности и роды среди подростков увеличиваются. Каждый пятый ребенок рождается у матери, не достигшей 18-летнего возраста.
Узнав о своей беременности, подростки переживают сильнейший шок, чреватый психологическими травмами. В одночасье подросток сталкивается с ужасом, идущим из внешнего мира, а также с собственной уязвимостью и беспомощностью. Реакция матери и партнера на ее беременность не совпадает с ее прогнозом и ожиданиями.
Наиболее проблемной является ранняя беременность, отягощенная факторами нежеланное и «незаконности». Именно в этом возрасте фактор «незаконности» может стать определяющим, так как он связан с незавершенной сепарацией (отделением) от родителей.
Подростковая беременность. Photo by Isabela Kronemberger on Unsplash
У юных беременных наблюдается высокий уровень тревоги, страхи, связанные с ожиданием конкретных угрожающих событий (одиночества, незнакомых людей, учителей, родителей). Отмечается нервное истощение, неустойчивость внимания. Для них характерна обидчивость, потребность в утешении и опеке, нарушение сна и плаксивость. Период адаптации к беременности сопровождается беспокойством.
Иногда во время беременности подростки употребляют алкоголь, курят, ведут половую жизнь, игнорируют явные признаки беременности, что, по сути, является поиском наиболее адекватного средства справиться с ситуацией, то есть с психической травмой.
К числу наиболее серьезных проблем семейной и личной жизни отцы-подростки относят финансовые трудности, которые осложняют и обостряют все остальные проблемы, связанные с разрывом контактов со сверстниками, неумением организовать надлежащий уход за новорожденным, невозможностью продолжать образование, плохими-жилищными условиями.
Случай из практики. Вот типичные отрывки из разговоров подростков, только что ставших отцами: -Вчера у нас не было денег, и продукты кончились, как назло. Что было делать? Я пошел к матери, потом к деду, и они дали немного на еду.
Чтобы устроиться на мало-мальски приличную работу, нужно свидетельство об окончании школы, и я начал учиться в «вечерке». Но я «засыпался» на математике, точнее, испугался экзамена. Что теперь делать?
Мне очень хотелось встретиться с друзьями, но я никого из них не нашел. Кто-то уехал учиться в другой город, кто-то был на работе или на занятиях в колледже.
Изолированность от друзей, одиночество — еще одна проблема. Отсутствие дружеских связей со сверстниками нередко служит причиной плохого обращения с детьми или отказа от них. Оно приводит к сильнейшей депрессии супругов-подростков, иногда кончающейся разрывом семейных отношений и даже самоубийством.
Возникающие в молодых семьях проблемы не позволяют им создать нормальные условия для воспитания детей. Часто страдают и родители юных супругов. Искренне желая помочь им ухаживать за малышом, они не всегда могут подстроиться под настроение молодых.
Кроме того, многие мужчины и женщины становятся бабушками и дедушками в таком возрасте, когда им еще трудно смириться с новой, непривычной для них ролью, когда у них самих еще много личных проблем. И не всегда им удается настроить себя на необходимость помогать своим детям тогда, когда это необходимо. А проблем у молодых очень много, и им нужна помощь родителей.
Случай из практики. Расстроенный юный отец жалуется: «Мама приходит к нам, только когда захочет. Бывает, мы за две недели договариваемся с нею, но в намеченный день она не появляется, говорит: не получается. И летят к черту все наши планы».
Случай из практики. Признание юной мамы: «Няни у нас нет. Мама не может посидеть с малышом. Вот и пришлось мужу уйти с работы — у него заработок меньше, чем у меня».
Раннее появление детей сводит к минимуму возможность продолжать учебу. Установлено, что женщины, родившие первого ребенка в 15 и менее лет, кое-как заканчивают 9 классов, и этим их образование ограничивается. В результате разрыв в уровне образования между этими женщинами и их сверстницами увеличивается.
Для того чтобы подростки быстрее и легче свыклись с ролью родителей, им необходима помощь взрослых. Экономическая ситуация, помощь в решении бытовых проблем влияет на исход беременности, родов и состояние новорожденного. Здоровье и выживаемость малышей, рожденных юными матерями, в огромной степени зависят от питания матери. У совсем молоденьких девушек-подростков рацион питания весьма беден, а сами они растут быстро, поэтому плод, требующий дополнительной пищи от матери, может вызвать некоторую напряженность в функционировании организма девушки. Также подготовка к рождению ребенка зависит от общего состояния ее организма, от ее самочувствия в период беременности и сразу после родов, а также от качества медицинского наблюдения и ухода за ней в это время, который иногда беременные подростки избегают.
Исследование, проводившееся среди 94 беременных девушек-подростков в возрасте 12-19 лет, обратившихся за экстренной медицинской помощью к врачам, свидетельствуют о том, что только 8% из них уведомили врачей о наличии беременности. Вместе с тем лишь в 36% случаев выставлен диагноз «беременность» врачами клиник. В основном пациентки предъявляли жалобы со стороны желудочно-кишечного тракта (77%), остальные жалобы были связаны с заболеваниями мочеполовых органов. Беременные подростки с недоверием относятся к медицинским работникам, опасаются осмотров. В то же время своевременное и регулярное медицинское наблюдение за беременными подростками способствует снижению частоты осложнений беременности, родов.
В последние годы большое внимание уделяется организации медицинской помощи беременным девушкам-подросткам. Например, в американских штатах, где обеспечена государственная помощь в рамках планирования беременности и развитие личностного потенциала женщины и семьи, отмечено снижение преждевременных родов у подростков. Снизилось число рождений маловесных детей от юных матерей и младенческая смертность. Доступность медицинской помощи для девушек-подростков является важным фактором в благоприятном течении беременности.
Большая роль в заботе о здоровье будущей юной мамы отводится физическим упражнениям с целью снижения у нее физического дискомфорта, депрессивных состояний, связанных с беременностью.
Благополучному исходу ранней беременности способствуют такие случаи, когда родители роженицы соглашаются взять ребенка и беременная девушка состоит в браке. В то же время у беременных 15-16 лет, состоящих в браке, отмечается тревожность, неуверенность в успешности выполнения материнской роли, ориентация на необходимость помощи старших, причем свои действия рассматриваются скорее как помощь более опытным родственницам в уходе за ребенком. На мужа возлагаются надежды по обеспечению защиты, поддержки, организации всех сторон жизнедеятельности. А это препятствует развитию материнской интуиции, уверенности в собственной компетентности относительно оценки проявлений поведения ребенка, анализа своих чувств, что является важным - компонентом материнского поведения.
Чувство одиночества, оторванности от друзей и взрослых можно значительно ослабить или снять совсем, если окружающие будут поддерживать постоянную связь с будущей матерью-подростком. Необходимую моральную поддержку могут оказать ей не только родители, но и соседи, сверстники. В случае необходимости можно обратиться за профессиональной помощью к психологу.
Специальные курсы по подготовке к рождению ребенка также способствуют тому, что юные матери и отцы быстрее адаптируются к их новой роли, лучше справляются с чувством одиночества и в конце концов становятся хорошими воспитателями своих детей.
Факт. В одном из исследований специалисты в течение двух лет наблюдали за развитием малышей, чьи юные матери были выходцами из низших социальных слоев. Эти дети находились в больнице и получали все, что им требовалось, — питание, медицинский уход, нормальное общение. В течение всего периода наблюдения еженедельно в больницу приходили консультанты-специалисты, которые помогали матерям в уходе за малышами и корректировали воспитательный процесс. В свою очередь матери обращались к ним с проблемами, касавшимися не только детей, но и их собственного физического и морального самочувствия, они вместе пытались разобраться в причинах депрессии, искали пути ее преодоления. Через 4-6 недель у детей экспериментальной группы улучшились основные показатели физического развития — вес и рост, а к году возросли и средние показатели умственного развития: у них они были почти на 10 пунктов выше, чем у детей, не участвующих в исследовании.