РапунцельЖила-была в высокой башне девушка с длинными-предлинными золотыми волосами, которые, когда она пела, светились, словно солнце, и могли исполнять заветные желания. Но из всех, кому на радость могли бы сиять эти чудесные волосы, их магией пользовалась только эгоистичная колдунья, похитившая принцессу в младенчестве.

Ибо это, конечно, была принцесса. Звали её Рапунцель, и характер у неё, когда она выросла, оказался самый симпатичный – бойкая, весёлая, нежная, мечтательная, наивная, она растопила сердца зрителей, разбойников и даже сурового полицейского коня Максимуса. А начиналось всё ужасно.

Мы пришли в кинотеатр «Люксор» перед самым сеансом; три билета в обычный зал, включая детский, нам обошлись в 900 рублей с хвостиком, и за это мы получили салфетки и 3D-очки. Я была рада, что ждать не придётся, и сейчас начнётся мультфильм. И ждать, действительно, почти не пришлось, но с огромного экрана (а мы попали в первый ряд) на нас обрушилась клокочущая зловонная реклама адреналиновых напитков. Она грохотала и выла, и была ни на секунду не остроумна, а только агрессивно бабахала по мозгам, но попадала в тот отдел, который отвечает за рвотные рефлексы. Она всё никак не кончалась, а потом вдруг, без явной смены жанра, начались трейлеры каких-то совершенно посторонних фильмов с чудовищами, которые я не стала бы показывать не только своей шестилетней дочери, но и никогда не пошла бы смотреть сама. Напоминаю: всё это происходило перед показом диснеевского мультфильма, предназначенного для детей. И так же, как бывает в телевизоре, реклама и трейлеры были значительно громче, чем мультфильм, когда он всё же начался. Поэтому ещё до того, как первые кадры мультика «Рапунцель. Запутанная история» появились на экране, я была уверена, что ничто не сможет исправить кошмарного послевкусия, оставленного адреналиново-трейлеровым бредом.

Но это оказалось неправдой. Мультфильм на диво хорошо нарисован. Золотые волосы принцессы Рапунцель, зелёные долины и леса волшебной страны, выходящая из берегов река, сотни тысяч фонариков в вечернем небе – всё это красиво само по себе. Но куда лучше то, как использовали, вплели их в сюжет создатели мультфильма. Волосы – это не только украшение и источник чудес: Рапунцель метает их, как лассо, использует как верёвку и источник света, когда не остаётся ничего другого. Бумажные фонарики, которые несчастные король и королева зажигают каждый год в день рождения принцессы, – это просто ненавязчивый шедевр трёхмерной графики, от этой сцены захватывает дух, и очень верится, что принцесса, даже не ведая о своей горькой доле, много лет глядя на далёкие фонарики из высокой башни, мечтала о счастье.

Собственно, с этого всё и начинается. Весёлая и живая девушка, ничего не знающая о внешнем мире, кроме того, что он полон ужасных опасностей, мечтает увидеть фонарики вблизи. Колдунья, её как бы мать, ей это запрещает (запрещает, исполняя великолепную арию из серии «Мама знает лучше»). Ведь если Рапунцель выйдёт из-под её опеки, колдунья не сможет подпитывать от её волос свою вечную красоту и молодость и станет жуткого вида старухой. А по лесу, спасаясь от боевого коня Максимуса, мчится юный разбитной вор, симпатичный и наглый жулик, которому суждено найти счастье, но не раньше, чем он поменяет свою мечту и узнает, что такое угрызения совести и самопожертвование…

Всё хорошо в этом мультфильме. Его герои красивы – но не идеальны (в случае с главным героем – далеко не идеальны), а естественны. Его шутки – а там их много, и они понравятся не только детям, но и взрослым – действительно удачные, смешные, не банальные и не пошлые. Замечательно сделаны кошмарные разбойники, к которым юный вор заманивает Рапунцель – она покорит их сердца требованием (именно требованием!) рассказать, есть ли у них мечта, и глядя на них, как-то верится и в то, что они действительно кошмарные, и в то, что мечта у них есть, а в душе цветут ромашки. Великолепны животные – деловитый крошка-хамелеон на плече у Рапунцель и, конечно, конь Максимус, который блюдёт порядок со страшной силой копыта и с повадками сторожевого пса, неотвратимо настигает жулика, укравшего королевское добро, но тает от доброго слова принцессы.

Для меня самым главным в повествовании всегда оказывается сюжет: именно от него зависит обоснованность морали. Просто чудо, что в этом мультфильме сюжет не банален, не представляет собой набор штампов и самоповторов студии «Дисней». И мораль, которой в мультике, конечно, очень даже много, не пихается в рот зрителям деревянной ложкой, а просто льётся с экрана ровным солнечным светом, какой исходит от волос принцессы Рапунцель.

Точнее, исходил – до тех пор, пока умирающий, но уже влюблённый в неё главный герой не отрезал внезапно эти волосы, сознавая, что для самой принцессы они являются не благом, а проклятьем. И теперь она не сможет исцелить его рану, а ведь этого она желает больше всего на свете…

В зале, у нас за спиной, ахнули, и суровый детский голос сказал: «Ты что, в мультфильмах не умирают!» Это, в общем-то, правда. Но ведь если бы мы не знали точно, что это мультфильм, – мы бы поверили? Так что можно считать, что мы поверили в сказку, – хотя бы на полтора часа реального времени.