«Я хотел рассказать историю Рождества так же просто, наивно и бесхитростно, как ее рассказал бы ребенок, которому прочитали Евангелие: показать мир, светлый даже в ночи, где живут добрые звери и строгие ангелы, где пастухи пьют вино и дерутся, а Дева стирает белье. И где появляется жизнь, рожденная спустившейся с небес любовью».
Михаил Алдашин
15 лет назад Михаил Алдашин впервые показал зрителю свой мультфильм «Рождество». Картина продолжительностью 14 минут снималась полтора года и вышла на экраны в 1996 году. И стало на одно рождественское чудо больше…
«Признаюсь честно: хотелось сделать лучший фильм в мире. Осчастливить человечество. Так и представлял, как в рождественские праздники весь мир сидит и смотрит мое кино…», - вспоминает режиссер. Честолюбие - прекрасный двигатель и мотиватор в работе. К тому же нашелся человек, который финансово поддержал проект. В итоге получился оригинальный и эмоциональный мультфильм на традиционный сюжет о рождении Младенца, но рассказанный необычными средствами. Цвет, свет, звуки, образы – здесь всёподчинено святой простоте, в которой многообразие культурных смыслов.
…Лето, жара. Солнечные лучи, проходящие сквозь деревья. И где-то в глубине кадра Мария в светлом сарафане достает из корзины белье, выкручивает его и вешает на веревку. Простая и неказистая, рыжая, большеглазая девушка, за которой из-за дерева подглядывает Ангел… Так начинается эта история.
В процессе создания фильма все диалоги «ушли», осталась только классическая музыка: сочинения Людвига ван Бетховена и Иоганна Себастьяна Баха. За весь фильм музыкальный ряд замирает лишь однажды – во время колыбельных напевов Марии.
Неожиданным решением было использовать музыку, которую мы традиционно привыкли слушать на похоронах важных государственных лиц. «Я решил, что это несправедливо, - делится своими мыслями автор фильма Михаил Алдашин, - и этот «кладбищенский штамп» хотелось преодолеть, очистить от него музыку. В ней невыразимой красоты тема, простая, как детская песенка или считалочка. Это аллегретто из Седьмой симфонии Бетховена». И вдруг действительно «похоронность» куда-то исчезает, классическая музыка становится чуть ли не главным действующим лицом и выполняет особо важную роль в развитии сюжета.
После того, как фильм был готов, режиссеру показалось, что музыкальные фрагменты, собранные из разных концертов, звучат разнородно. У Алдашина появилось идея – аранжировать отдельные куски, объединив их общим звучанием. Он обратился с этой просьбой к композитору Шандору Каллошу. Композитор пришёл, посмотрел материал, помолчал и сказал: «Знаете, здесь всё есть. Мне тут делать нечего. Я вас поздравляю». И режиссер ему доверился. Оставил всё как есть.
Образы
Тема фильма известная. Вроде бы ничего нового… Но начинаешь смотреть и понимаешь: все по-другому. История глазами ребенка, свежий и немного примитивный, но простой и искренний взгляд на все события. Поэтому и Ангелы иногда бывают нелепы, спотыкаются и падают, грустят и радуются, пастухи пьют вино и дерутся, по утрам не хочется просыпаться даже королям… В фильме есть момент, когда Ангел будит бородатого старца, тот поджимает руку, потягивается, чешет пятку... Потом, проснувшись, трясет другого (у того потешно мотается голова); третий подскакивает с испугу. Сначала они плохо соображают спросонья, но, зато, очнувшись, немедленно достают с полки миро, ладан и смирну (а ничего другого в комнате и нет, потому как без надобности), садятся на сонных лошадок и, позевывая, отправляются в путь.
Все картинки очень живые. Вот плотник Иосиф, заметив дыру в крыше хлева, чинит ее, затем с выражением полнейшего счастья на лице сколачивает табуретку. Мария,купая младенца, пробует локтем, не слишком ли горяча вода. Зайчик, выскочив из-под львиной лапы, прячется за Ангелом, как прячутся за родителей маленькие дети. Бык качает люльку то рогами, то мордой…
Художник картины Зоя Трофимова. Как сказал Михаил Алдашин, «каждый кадр обласкан ее руками». Это она придумала чудесного Ангела, у которого есть ноги, руки и крылья. В результатеон то семенит по дорожке, то прыгает по кочкам, а через овцу просто перелетает. А однажды, подняв с тропинки грушу, привычным движением вытирает ее об крыло.
Когда Ангел приводит к младенцу людей и зверей, из хлева выходит озабоченная мама Мария и прикладывает палец к губам: «Тише!» И ангелы, и пастухи, и овцы, и зайцы, и львы пляшут на цыпочках, пляшут и радуются…
А младенец… он плачет как обычный ребенок. Он хрупкий и нежный, и светится лишь так, как светилось бы любое детское тельце в темном хлеву…
Фильм и книга
Пересказывать сюжет нет смысла, фильм надо смотреть. И тогда почувствуете начало новой жизни, рожденной спустившейся с небес любовью. Восемнадцать месяцев понадобилось талантливому режиссеру-мультипликатору Михаилу Алдашину, чтобы путем проб, ошибок, находок и озарений создать для нас это чудо.
Совсем недавно автор мультфильма подарил нам еще один шедевр – книгу «Рождество», историю рождения мультфильма. И теперь вы можете не торопясь разглядывать то, что живет на экране, посмотреть рабочие материалы к фильму и узнать, как он делался.
Посмотреть мультфильм можно по ссылке: video.google.com.au