Новый учебный стандартС 1 сентября 2011 года начальная школа переходит на новый учебный стандарт. Учеников младших классов ждут новые способы познания окружающего мира и качественно отличающиеся педагогические технологии.

"ФГОС: испытание практикой", интервью с зам.директора ИСИО РАО Логвиновой И.М.

С сентября по ноябрь 2008 года в 378 школах 14 регионов РФ – от Калининграда до Якутии – проходила апробация нового стандарта начальной ступени общего образования. Впервые в истории демократической России в роли экспертов, оценивающих документ такой государственной важности, выступили сами педагоги (более трех тысяч учителей), работники институтов повышения квалификации, медики, представители бизнес-сообщества, родители, ученики.

О том, как был построен, организован и реализован этот уникальный по своим масштабам и задачам национальный проект, рассказывает заместитель директора Института стратегических исследований в образовании РАО, руководитель Федерального центра апробации ФГОС второго поколения, кандидат педагогических наук, доцент Ирина Логвинова.

Вопрос: Ирина Михайловна, как вам и вашим коллегам удалось, казалось бы, невозможное: объединить общей целью, вовлечь в творческий процесс создания новой идеологии множество людей, отнюдь не всегда и далеко не везде настроенных на перемены?

Ответ: Я и сама удивляюсь достигнутым результатам: настолько они многогранны, конкретны, практически ценны, а порой и неожиданны для нас. Мы получили из регионов мощную энергетическую волну поддержки.

Мы начали с обеспечения оперативного обмена информацией с территориями. Для обсуждения горячих вопросов в режиме онлайн, хранения отчетных материалов, отслеживания статистики мы создали СКИВ – сетевой комплекс информационного взаимодействия. Через этот комплекс только в сентябре и октябре мы оказали более 40 персональных консультаций, выставили более 150 сообщений, инструктивных писем, справочных материалов, административных указаний. Общение в сети позволило восполнить многие пробелы, возникавшие по причине жесткого цейтнота, когда на местах не удавалось полноценно изучить весь гигантский массив адресованных им документов.

Судите сами: теперь мы можем оперативно в течение дня получить от-клик на любой наш документ из 14 апробационных территорий. Нужно ли говорить, как это важно для управления грядущим процессом внедрения ФГОС на всей территории страны?

В: Какие же конкретно результаты дал эксперимент? И есть ли среди них такие, которые порадовали, удивили вас и ваших партнеров из федерального центра апробации стандарта?

О: Вот один пример. Для апробации мы предложили 260 заданий, позволявших оценить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (ООП). Эти задания касались трех предметов – Математики, Русского языка и Окружающего мира. В ответ мы получили от педагогов тысячи поправок, замечаний, уточнений, пожеланий – буквально по каждому заданию. «Сложная формулировка», «Не учтены возрастные возможности детей», «Содержание задачи чересчур абстрактно, далеко от жизни» – это я читаю выдержки из откликов учителей. Все замечания учтены.

По каждому из семи выставленных нами стратегических документов регионы представляли свое заключение с деловыми предложениями и оценками. Более того, по инициативе самих участников апробации во множестве городов и райцентров собирались установочные семинары, создавались переговорные площадки, своего рода методические клубы педагогов, работали временные научно-исследовательские коллективы (ВНИК) по адаптации примерных планов к реальным условиям той или иной территории. С повышенной нагрузкой действовали сайты и блоги региональных институтов повышения квалификации. Испытание стандарта практикой всколыхнуло умы, породило всплеск общественного творчества.

«Мы вкусно работали, порой от усталости падая, – призналась мне на итоговом семинаре методист Ярослав-ского института развития образования Ольга Наумова. – Сколько нового узнали, какой огромный материал перелопатили! Все это, конечно, освежает душу, помогает профессиональному и личному прогрессу».

«Мы настолько прониклись программой формирования универсальных учебных действий, что по-другому работать дальше не сможем», – резюмировали учителя из города Ивантеевки Московской области.

В: Это замечательно, но ведь апробация не ограничивается только школой. Как результаты апробации сказались на других ее участниках?

О: Нужно заметить, что и областные институты повышения квалификации почувствовали, как вырос их общественный авторитет благодаря апробации ФГОС. Кафедры и методические кабинеты начальной школы, которые обычно у нас держатся особняком, вольнее расправили крылья, также повысив свой статус в регионах, где это новшество обкатывалось. Вот почему имеет смысл говорить о результатах освоения этих инновационных документов как о веерном социальном эффекте.

Чего стоит хотя бы решение образовательных властей Республики Саха (Якутия) сформировать свой БОП на основе присланного им образца. Они, по сути, вдохнули в нашу схему свой комплект идей, надежно под-крепленных опытом сотен и тысяч творчески настроенных учителей.

В режиме сетевого взаимодействия мы поддерживали постоянную связь с центрами апробации на местах, проводили опрос среди их руководителей. Выяснилось, что в результате участия в апробации 81% «первоцелинников» готовы управлять процессом внедрения ФГОС второго поколения на высоком уровне. Такой же показатель среди управленцев, которые постигли тонкости содержания федеральных государственных стандартов общего образования начальной школы. Знание и понимание идеологии ФГОС улучшилось у 67% опрошенных, 92% руководителей образования отметили, что возросла их способность учиться у других, то есть способность к сотрудничеству как одному из универсальных учебных «продуктов», 74% усовершенствовали умение публично выступать на темы по ФГОС, у 59% укрепилась способность к самостоятельному обучению.

В: Ирина Михайловна, а какие вопросы чаще всего задавали учителя во время встреч с авторами стандарта?

О: Таких вопросов два, даже один, по-скольку первое замечание скорее носило характер одобрения. Учителям понравилось, что теперь ответ за успех обучения будет держать не только педагог, но и семья ученика, а также учредители школы. Второй вопрос самый популярный: как будут платить учителям за внеурочную деятельность? Иначе говоря, будут ли тратиться бюджеты на реализацию модели «Полный день»? Директор Троицкой школы выразился еще откровеннее: «Мы 10 лет ждали этого БОПа, работали в школе полный день, но как подпольщики. Теперь же твердо знаем – можно действовать открыто, строить свой полный день без оглядки на высшее руководство».

В Ростовской области отреагировали еще более решительно: едва проекты новых документов появились, тотчас нашлись средства для того, чтобы в значительном числе ростовских школ стартовала программа полного дня.

В: После «проверки на прочность» материалов ФГОС, в педагогическом сообществе о новом стандарте говорят не иначе как о новой идеологии, стратегии развития образования. А у всякой идеологии имеются свои родители. Кого, помимо уважаемых классиков науки – Выготского, Эльконина, Давыдова, Гальперина, вы бы назвали авторами этой идеологии?

О: Действительно, ФГОС-2, и мы всегда подчеркиваем это, не являет собой нечто небывалое. Это продолжение многих достойных, проверенных теорий и идей в новых общественных реалиях. Его преемственность по отношению к действующему и предыдущим стандартам, которые готовили В.С. Леднев, В.В. Фирсов, М.В. Рыжаков, А.А. Кузнецов, очевидна, весомый вклад этих людей во ФГОС не может быть оспорен.

Что же касается «центра тяжести» стандарта – концепции универсальных учебных действий, то ее авторами стали заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ А.Г. Асмолов и профессор кафедры возрастной психологии МГУ О.А. Карабанова, разработчики системы оценки достижения планируемых результатов Г.С. Ковалева и О.Б. Логинова. В роли научного консолидатора всего проекта выступили член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук А.М. Кондаков и действительный член (академик) РАО, доктор педагогических наук, профессор А.А. Кузнецов.

В: Из документов видно: подведение итогов апробации было организовано так же основательно, как и сам эксперимент. Одна за другой прошли 14 региональных конференций. Что можно сказать по их итогам?

О: Участники апробации в целом положительно оценили материалы стандартов и выразили готовность к их использованию. Не менее важно и то, что освоение новой идеологии консолидировало экспертно-профессиональное сообщество, государственные органы управления и общественность. Разработана эффективная модель апробации с использованием сетевого режима коммуникации. Эта модель теперь вполне может быть использована в ходе введения ФГОС во всей Российской Федерации. И наконец, сформирован заказ системе повышения квалификации работников образования: предстоит выстроить систему корпоративного, то есть командного, обучения учителей, руководителей школ в форме активных деловых игр, тренингов, практических занятий.

Новый стандарт – это настолько крупная и многослойная научная конструкция, что говорить о ее идеальной и безупречной «отделке» было бы неправильным. Что-то получилось лучше, что-то хуже. Но это, несомненно, новый горизонт, новый шанс, новый профессиональный рубеж для всей отечественной школы.