Вы читаете малышу и рассматриваете иллюстрации. В книжках персонажи четко прорисованы, понятен сюжет и незамысловатая цветовая гамма. А вот как подвести ребенка к восприятию художественной картины?

С живописными полотнами дело обстоит сложнее. Что изобразил творец, что хотел сказать, какие чувства хотел пробудить? Вопрос за вопросом тянется нитью, путая, цепляя, сбивая в клубок мысль нашего разговора. Хочется тут же рассказать и о самом художнике, и о том времени, в которое он творил, и об эпохе, которую изобразил, и о персонажах, что нарисовал, и о свете, и о перспективе и о… Стоп, скажем себе. Не будем пугать кроху понятиями композиции, эффектом освещения, конструкцией линий и художественными стилями. Наша задача - заинтересовать малыша рассматриванием художественных полотен, ввести его в мир искусства, а на себя принять роль экскурсовода.

Материал для занятий


Начинать занятия можно уже с полутора лет. Приобретите несколько наборов открыток с репродукциями известных картин. Купить их можно в книжных магазинах и художественных лавках музеев. Замечательным вариантом будет набор репродукций тех картин, которые в последствие малыш сможет увидеть в музее вашего города. Представляете его неописуемый восторг?! Он разглядывал маленькую открыточку, теребя ее в руках, а теперь вот она, такая огромная … висит на стене.

Приобретите книги с репродукциями картин и кратким описанием жизни и творчества художников. Сейчас выпускается много детских книг, посвященных живописи. Их вы сможете рассматривать и черпать нужную информацию, сделав занятия с ребенком информационно насыщенными и увлекательными.

Как проводить занятие


Делайте все быстро. Покажите малышу первую открытку-картину, назовите ее и уберите, сразу же достаньте вторую, затем третью и так пять-семь открыток. Длятся занятия две–три минуты. Совместным разглядыванием репродукций можно заниматься два - три раза в день. Это великолепное времяпровождение подходит, чтобы занять внимание ребенка в очереди к врачу, магазине, транспорте.

У малыша должно сложиться впечатление, что он увидел что–то яркое, красочное и непонятное по причине того, что толком не рассмотрел.

Со временем часть открыток заменяется новыми, после того как раз пять вы их показали ребенку.

Основная цель занятия


Основная цель – пробудить интерес малыша к более подробному рассматриванию репродукций. Он должен захотеть сам взять их в руки и начать разглядывать. Вы же в свою очередь постарайтесь сопротивляться: показали открытки и быстро убрали со словами: «В следующий раз ты их снова увидишь».

Когда малышу станет в нетерпеж, попросите его выбрать одну открытку, а остальные уберите и начните внимательно рассматривать ее, задавая акцентирующие вопросы: «Что здесь нарисовано?», «Что делает этот человек?», «Где он находится?», «Какое у него настроение?» Ваша беседа не должна напоминать допрос: вопрос – ответ, а диалог. «Да, нарисован дом, старый дом, вон какие потемневшие от времени бревна, покрытие крыши – черепица, облетела местами. Я еще и другие домики в отдалении разглядела. Ты их видишь?»

В следующий раз вы снова раскладываете виденные ребенком открытки и предлагаете выбрать только одну открытку, чтобы подробно ее рассмотреть и поговорить о ней. Длится ваш диалог не больше пяти минут. После ваших бесед – рассматриваний должна ощущаться какая-то недосказанность, ребенок словно вовлекается в мир живописи и потом, не успев в полной мере насладиться ею, с нетерпением ожидает следующей беседы - занятия.

Если проводите три занятия в день, то два раза вы быстро тасуете открытки, произнося названия картин, а один раз рассматриваете одну выбранную ребенком картину. В общей сложности ваши «занятия по живописи» занимают от силы 5 - 10 минут в день.

Расширение кругозора ребенка


Знакомя малыша с новыми понятиями и словами, произносите их четко, делая секундную паузу. «Это старинный замок…, а это рыцарь в доспехах… на лошади надета сбруя…» Не нужно объяснять, для чего нужны шлем, щит или седло, иначе ваши объяснения запутают ребенка, уведут неизвестно куда, придется рассказывать об истории, прогрессе, феодальном строе или видах транспорта. Ребенок потонет в потоке информации, не поймет, занятия растянутся, малыш устанет. Кончиком карандаша показывайте новый для малыша объект и четко называйте его.

Жанры живописи


Через некоторое время, когда произойдет насыщение занятиями, ребенок втянется в них, и вы почувствуете, что он вот-вот начнет скучать за разглядыванием репродукций, разнообразьте уроки.

Следующим этапом будет систематизация картин. Дайте малышу открытки и предложите их разложить на кучки, а сами возьмите другой набор открыток, который вы уже не раз вместе разглядывали и тоже разложите на отдельные стопки.

После проделанного малышом упражнения попросите его объяснить, почему именно так он разложил открытки. Будет любопытно узнать принцип его систематизации художественных полотен.

А ваши разложенные открытки, должны быть классифицированы по жанрам изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, религиозно - мифологические, сказочно - былинные, исторические, бытовые и батальные сцены. Объясните малышу ваш принцип систематизации открыток.

Закрепление материала
Попросите ребенка набор открыток разложить по вашему принципу: портрет к портрету, натюрморт к натюрморту. В течение нескольких дней закрепите это упражнение, доведите до автоматизма, чтобы ребенок, почти не задумываясь, раскладывал открытки по жанрам.

Стиль художественных полотен


Следующим шагом занятий будет более детальное рассматривание репродукций. Пусть ребенок выберет тот жанр, который ему наиболее близок и интересен. Например, он выбрал группу открыток с натюрмортом. Разложите их в ряд, попросите малыша выбрать две открытки, попробуйте сравнить, кто из художников и как рисовал картину. Яблоки, груши и виноград изображены на одной и другой открытке, но видно, что рисовали их разные художники. Малышу будет сложно найти отличия в художественной манере письма и передать ее словами, помогите ему. «Вот тут линии более длинные, тут краска ложилась короткими мягкими мазками, здесь использовалась более яркая насыщенная палитра».

Возьмите лист бумаги и покажите, в каких стилях можно работать. Круг можно нарисовать одной линией, а можно короткими штрихами, отдельными точками, можно вообще не рисовать окружность, а просто наложить тень и выйдет шар, получаем объемную фигуру. После каждого объяснения просите ребенка повторить ваши карандашные движения. Пусть нарисует круг, не отрывая карандаша от бумаги, затем штрихами…

Подбадривайте ребенка и хвалите. Репродукция картины, с которой вы работаете, должна вас вдохновлять, быть источником вашего творчества, ни в коем случае не должно довлеть желание рисовать как художник, не должно быть чувства соперничества с мастером кисти. Постарайтесь разгадать, как художник смог передать светящуюся спелость яблока, стеклянную прозрачность винограда, темно - фиолетовую матовость сливы.

Закрепление материала
Дайте малышу в руки десять открыток со словами: «Трое художников перепутали свои картины. Разложи их в стопочки, кто из художников какую нарисовал?» Малыш должен систематизировать репродукции по манере письма.

Передний план, фон картины


Не торопясь, знакомьте малыша с новыми понятиями, характеризующими художественные полотна. Начните с переднего плана, с главного действующего лица, потом перейдите на фон и на второстепенных персонажей. Информация должна подаваться не в виде сухих фактов, а виде совместных размышлений, придуманных игр. Например, вы с малышом рассматривайте портрет и хотите подвести его к понятию «фон». Почему в классической живописи портреты рисовались на темном фоне, какая цель преследовалась? Не озвучивайте сами, что на темном объекты выделяются четче, внимание концентрируется на ярком пятне лица, темный фон не отвлекает. Предложите малышу стать художником и нарисовать ваш портрет, и начните выбирать, на фоне чего он будет рисовать. Сначала пусть малыш увидит вас в проеме ванной комнаты без включенного за спиной света, и свое впечатление постарается запомнить, а потом на фоне кухонных шкафчиков. А затем сравните впечатления, помогите ему сформулировать свои ощущения, где ваше лицо более четко выделялось. На черном фоне фигуру лучше видно, но среди кухонного интерьера лицо мамы как-то приятнее, привычнее лицезреть.

Закрепление материала
Возьмите домашние фотографии, пусть малыш рассмотрит их и назовет, что или кто изображен на переднем плане, кто - на заднем, что является фоном, какой фон, на его взгляд, более удачный, а какие детали можно было бы убрать, как следовало бы «заснять» тот или иной персонаж. Придумывайте вопросы, вынуждая малыша говорить как можно больше.

Цветовая гамма


Познакомьте ребенка с цветовой палитрой, сочетаниями, смешением, наложением цветов и оттенков. Перейдите с ним на краски, на прозрачную цветную бумагу. Разбирайте картины уже с позиции цвета.

Рассматривая картины, не спеша, вводите в лексикон ребенка не только новые цвета, но и новые оттенки, учите его апеллировать тонами, полутонами.

Закрепление материала
Пусть малыш придумает вам задания, а вы ему. Например, нарисовать переспелую вишню, лодку, покрашенную в цвет молодой зелени, дом цвета асфальта, вазу оттенка грозового неба.

Освещение


На прогулке рассмотрите деревья и обратите внимание малыша на солнышко, которое освещает крону. Те листья, на которые падают лучи - светлее, те, которые остаются в тени, - темнее. За счет освещения мы видим, что крона круглая,и если мы потом захотим нарисовать дерево не плоским, а объемным, то мы должны использовать все оттенки зеленого, от светлого до темного.

Закрепление материала
Пусть малыш выберет какой-нибудь предмет, который хочет нарисовать, и изобразит его сначала освещенным солнцем справа, а затем слева.

Композиция


Понятие «композиция» можно отработать на детском рисунке. Например, малыш нарисовал себя играющим в парке со своим другом. Они с приятелем будут центром композиции, а дерево, скамейка и солнышко – это фон. Рассмотрите рисунки малыша в этом ракурсе, будет интересно анализировать «художественные произведения» со столь необычной, «научной» точки зрения. Ребенок потом будет подходить к вам, и произносить серьезным видом: «Сейчас я нарисую композицию, а затем фон».

Закрепление материала
Вырежьте прямоугольную рамку из картона и смотрите на различные предметы через нее, находите главные и второстепенные объекты, научитесь смотреть так, чтобы выходила интересная композиция, а не нагромождение случайных предметов и деталей. Берите эту рамочку с собой на прогулку и смотрите на мир через нее. Это увлекательное и полезное занятие.

Перспектива


Поставьте одну чашку рядом на стол, другую на подоконник и предложите ребенку нарисовать стол и подоконник, а потом проанализируйте рисунок. Пусть малыш сам дойдет до мысли, что чем объект дальше от нас, тем его размер меньше. Как следовало бы нарисовать чашки, чтобы было понятно, что они стоят на разном расстоянии от художника? А на прогулке среди леса и дорожек, уходящих вдаль, продолжите разговор о перспективе. Оказывается, на картине, если продолжить линии, они все сойдутся в точке схода.

Закрепление материала
Попросите малыша нарисовать несколько пейзажей, учитывая понятия «далеко – близко», то есть перспективу.

Подведение итогов


Рассматривая детские рисунки, вы сможете оценить, насколько ребенок усвоил понятия.

Не стоит без просьбы малыша разбирать его рисунки на предмет композиции или перспективы. Естественно, у него не все будет получаться правильно (он еще мал) и, боясь совершить ошибку, он либо будет бояться рисовать, либо охладеет к рисованию. Внешне не должно быть никакой связи между творчеством ребенка и вашими занятиями живописью.

Вхождение в картину, оживление


Каждое занятие можно завершать сказочным путешествием в… картину. Скажем, вы рассматривайте зимний пейзаж. Предложите малышу войти вовнутрь репродукции. Пусть он почувствует легкий ветерок, обдувающий волосы, вдохнет морозный воздух, сощурится на ярко-холодное солнышко, услышит скрипящий снег под ногами, зайдет за угол дома и что-то увидит там...

Если на картине изображены люди, поинтересуйтесь у малыша, какие чувства и эмоции они испытывают. Как дальше развернутся события, изображенные на полотне?

Игры по картине


Взяв в руки репродукцию, можно придумать с десяток увлекательных игр. Показывая новую картину, поинтересуйтесь у малыша, если бы он был художником, то как бы ее назвал? А что можно увидеть в котомке этого мальчика? Чем может пахнуть в этой комнате, с такой тщательностью написанной художником? А почему у этой собаки такой печальный вид, что с ней случилось? Посмотрев, в течение минуты на натюрморт, отвернуться и перечислить, какие овощи и фрукты нарисованы на картине. Какие имена могли носить персонажи, нарисованные на картине? Рассматривая костюмы на исторических полотнах, можно соорудить нечто похожее из одежды мамы и папы, походить в этом. Насколько комфортно чувствовали себя фрейлины в платьях со шлейфом и маркизы в развивающихся плащах?

Интересна игра, кто больше увидит. По очереди называются объекты, нарисованные художником. Выигрывает тот, за кем последнее слово.

Мама отворачивается, а ребенок описывает картину и его слушательница должна по описанию догадаться, о какой репродукции идет речь.

Речь ребенка


Помимо знакомства ребенка с живописью, как одним из видов искусств, есть и другая цель, еще более важная – развитие речи. Картина не только углубляет и расширяет детское представление об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

Рассматривание картин имеет несколько целей: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и речи ребенка.

В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь, умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.