Продолжение. Начало см. здесь.

Во второй главе "Психологическая диагностика нравственной установки на целомудрие и связанных с ней свойств личности" описывается разработанная нами методика для измерения уровня сформированности установки на целомудрие, и приводятся результаты экспериментального исследования взаимной связи личностных и нравственно-духовных характеристик испытуемых с уровнем развития данной установки. В качестве испытуемых в нашем исследовании выступают учащиеся-подростки школ г. Балашиха Московской области и Самары. Общее количество испытуемых на диагностическом этапе 300 человек.

Опросник для выявления уровня установки на целомудрие разработан нами на основе описанной выше структуры установки. Он представляет собой опросник полярных профилей из 12 пар утверждений. По результатам выбора испытуемым того или иного полюса шкалы по каждому утверждению и оценки степени уверенности в своем выборе, выявляется уровень развития установки на целомудрие, выраженный в 4-х-уровневой шкале:

4 – устойчивое целомудрие,
3 – неустойчивое целомудрие,
2 – неустойчивая безнравственность,
1 – укорененная безнравственность.

Показатель уровня установки исчисляется как средняя величина из 12 оценок испытуемого по утверждениям полярной анкеты и рассчитывается в виде индивидуального показателя до 0,01. По результатам диагностики нравственной установки на целомудрие испытуемые распределились по уровням следующим образом (в %): уровень 4 – 8%; уровень 3 – 20%; уровень 2 – 54%; уровень 1 –18%. Такое распределение по уровням позволяет получить СУП = 2,18, то есть чуть выше неустойчивой безнравственности. При этом, у группы испытуемых со сформированной установкой на целомудрие средний показатель установки составляет – 3,29, а у учащихся с несформированной установкой – 1,75 (в 4-уровневой шкале). Эти данные свидетельствуют о том, что более 70% учащихся обследованной выборки имеют несформированную установку на целомудрие и сохранение девственности до брака. Более того, 18% учащихся, по данным диагностики имеют противоположную, достаточно сильно выраженную установку на сексуальные отношения до брака.

В соответствии с нашим представлением о психологической структуре установки на целомудрие были подвергнуты диагностике показатели следующих личностных характеристик:

1. Показатели мотивации выбора поведения в сфере межличностной коммуникации с помощью методики самооценки, построенной на основе идеи Л. Кольберга об этапах нравственного становления личности (2000). Опросник позволяет выявить соотношение в мотивационной сфере следующих 6 мотивов поведения: страх наказания, желание получить награду, одобрение окружающих, уважение к закону, стремление поступать разумно, руководство совестью (нравственное кредо).

2. Показатели социальной мотивации (потребности в общении) по методике Ю.М. Орлова в адаптации Н.М. Пейсахова (1973).

3. Показатели оптимальности личностной самооценки по шкалам С. Будасси в адаптации Н.М. Пейсахова.

4. Показатели уровня уверенности в себе по методике А.М. Прихожан.

5. Показатели эмоционально-негативных переживаний страха неудачи, страха быть отвергнутым и чувства вины по шкалам Р. Мак Ги (1994).

6. Показатели уровня ЦСО и духовно-нравственных ориентаций по модифицированному нами опроснику М.В. Носкова (1999).

Результаты сравнительной диагностики свидетельствуют о том, что учащиеся со сформированной нравственно-психологической установкой на целомудрие (средний уровень установки 3,29 – близко к устойчивому целомудрию) значимо позитивно отличаются по всем исследуемым личностным характеристикам от учащихся с несформированной установкой (средний уровень установки 1,75 – между неустойчивой и укорененной безнравственностью).

У первой категории испытуемых (их в данной выборке 28%) преобладают внутренние мотивы поведения; значительно ниже негативные эмоциональные переживания страха неудачи и отвержения, значительно оптимальнее личностная самооценка, существенно выше уровень уверенности в себе; существенно выше общий уровень нравственно-духовных и ценностно-смысловых личностных ориентаций. Показатели этой категории испытуемых выгодно отличаются от соответствующих показателей личностных свойств испытуемых с несформированной установкой на целомудрие, целомудренный образ жизни, общение и поведение (их в данной выборке 72% испытуемых).

Выявленные диагностикой существенные различия в личностных свойствах учащихся с разным уровнем сформированности установки на целомудрие позволяют предположить, во-первых, что существует настоятельная необходимость специальной программы образовательно-воспитательной работы, направленной на формирование и укрепление названной установки. Во-вторых, можно предположить, что эта программа должна быть ориентирована на оптимизацию всей совокупности личностных характеристик учащихся, а также соответствующих характеристик их поведения и общения, что и приведет к формированию и укреплению установки на целомудрие, целомудренный образ жизни, целомудренное поведение и общение.

Читать дальше