Муж и жена решают начать совместный бизнес. Но выстраивать отношения в два раза сложнее, если это приходится делать не только дома, но и на работе. Не станет ли совместная работа угрозой для семейных отношений? Стоит ли начинать совместное дело? Какие опасности оно может в себе таить? Как правильно распределить роли?
Рассмотрим несколько наиболее типичных ситуаций.
Ситуация 1
Семейный бизнес был создан родителями (родственниками) одного из супругов. Второй супруг входит в бизнес, у которого уже есть своя история, правила и четкое разделение ролей. Здесь есть опасность, что он/она не сможет удержаться в границах профессиональных отношений из-за давления со стороны родственников (возможно, даже и из хороших побуждений). Ему/ей будут постоянно указывать, что и как нужно делать, контролировать каждое действие. И как следствие нарушения границ — разрушение самооценки, депрессия. Важно понимать, что это один из возможных негативных вариантов развития событий, а вовсе не обязательный. Здесь особенно важно уметь четко обозначить границы отношений и не давать возможности на себя давить. Если это не получается, то лучше пожертвовать местом в семейном бизнесе, чем своим здоровьем или отношениями с супругом.
Ситуация 2
У супругов, которые уже довольно давно в браке, возникает идея создать свое дело. Причем эта идея могла появиться вначале как у мужа, так и у жены, но развивать ее они решают вместе — так возникает «семейный бизнес». Здесь также возможны несколько вариантов развития событий:
Вариант 1. Ольга (33 года) и Геннадий (37 лет), двое детей, в браке 7 лет. Два года назад они решили открыть свое дело — магазин по продаже автозапчастей. Геннадий давно занимался запчастями, хорошо знал эту область и поэтому предложил открыть магазин. Ольга по образованию бухгалтер, но последние несколько лет она не работала, занималась детьми и домом. Муж дома всегда был «головой», обеспечивал семью, Ольга чувствовала себя как за каменной стеной. Хотя иногда возникали конфликты из-за того, что Геннадий мог быть резким и грубым, но они быстро решались. Ольга всегда первой шла на примирение, считая, что муж много работает, сильно устает, и ей нужно быть терпимее. Предложению мужа Ольга обрадовалась, так как давно уже думала выйти на работу, но никак не решалась, чувствовала себя неуверенно. Она стала вести бухгалтерию нового магазина, а также помогать мужу в других областях — договорах, общении с клиентами и поставщиками, отвечать на звонки. Ольга по натуре человек исполнительный, но довольно часто бывала невнимательной, рассеянной. Из-за этого муж раздражался все больше и больше. Если в семье Геннадий просто не вмешивался в то, что считал «женским делом», то на работе он старался держать все под контролем. Участились конфликты, которые перешли из рабочей сферы в домашнюю. Теперь Ольга считала себя во многом правой и перестала первой идти на примирение. Она обижалась на мужа из-за того, что он не ценил ее вклад в общее дело. Как отношения, так и бизнес оказались под угрозой.
В данном случае муж в семье исполняет традиционную мужскую роль: он более активен, обеспечивает семью и принимает решения. Жена отвечает за дом и воспитание детей, более пассивна и во многом зависит от решений мужа. Если в такой семье возникает идея создать семейный бизнес, то исходит она, скорее всего, от мужа, и он наиболее активно ее реализует. И, соответственно, так же руководит семейным бизнесом, как и всем остальным. В этом случае есть опасность, что жена будет «на подхвате», то есть будет совмещать несколько должностей — скажем, секретарскую, административную и прочие. У такой деятельности неочевидные результаты, которые, как правило, мало ценятся. Поэтому муж будет становиться более раздражительным, требовательным, критичным; а жена будет обижаться, что ее вклад не ценят. Как результат — непонимание, скандалы, взаимные обиды, которые могут плавно переместиться из рабочей обстановки в семейную и испортить отношения.
Чтобы этого избежать, необходимо изначально с большим уважением отнестись к роли каждого участника, четко разграничить права и обязанности сторон. Если муж — руководитель, тогда жене должна выделяться отдельная область, где она сама себе хозяйка и сама несет за нее ответственность (как за промахи, так и за достижения). Тогда результаты можно было бы увидеть и реально оценить на семейном совете. Кроме того, важно четко выдерживать границы, особенно в должностных обязанностях друг друга. Это тоже должно внимательно обсуждаться и записываться в контракт (или трудовой договор), который необходимо составить прежде, чем начать совместное предприятие. Постарайтесь выстраивать свои взаимоотношения продуманно не только психологически, но и юридически. Не стоит пренебрегать формальными правилами. Важно четко распределить между собой все обязанности. Надо понимать, что, тратя время на подобные обсуждения, вы спасаете себя от более серьезных проблем, которые не заставят себя долго ждать, если ситуация будет замалчиваться, а негатив — накапливаться. Тогда и самые безобидные вещи могут вызвать бурю эмоций, которая нанесет вред не только совместному бизнесу, но и семейным отношениям.
Кроме того, очень важно разграничивать рабочие отношения и отношения семейные, они не должны смешиваться и наслаиваться друг на друга. Если муж не выкинул мусор, а жена не сварила борщ, то это не должно припоминаться на планерке или на совете директоров. Постарайтесь на время работы забывать домашние обиды и упреки, а дома не вспоминать рабочие промахи. Это только повредит семейным отношениям. Решайте проблемы по мере их возникновения, каждые на своем месте и в свое время. Взаимное уважение — залог длительных и прочных отношений как в бизнесе, так и в семье.
Вариант 2. Илья (27 лет) и Настя (32 года), в браке 3 года, детей нет. Познакомились на работе. Настя руководила отделом, в который пришел Илья. Илью еще тогда привлекла Настина уверенность в себе и внутренняя сила, она легко принимала решения и была хорошим организатором. Одними из ее жизненных приоритетов были карьера и материальное благосостояние. Идея создать собственный бизнес возникла еще на момент начала отношений. Илья хорошо рисовал, и они решили создать дизайнерское агентство. Настя активно взялась за реализацию этого плана. Вскоре на ее плечах оказалась ответственность и за администрацию, и за руководство, и за развитие, и за рекламу, и за финансы. Кроме того, когда начался семейный бизнес, Илья и Настя переехали в новую квартиру, где нужно было делать ремонт, устраивать быт. Всем этим тоже приходилось заниматься Насте. Илья участвовал в этом и помогал ей, но постепенно перестал это делать, потому что жена слишком жестко на него давила. Илья сосредоточился на том, что у него получалось лучше всего и где он чувствовал себя в без¬опасности, — на творчестве. Кроме того, в последнее время Илья слишком часто стал «зависать» в Интернете на игровых сайтах. Настя все больше уставала и раздражалась. Стали возникать конфликты — Настя выдвигала Илье претензии, что он не помогает ей, что ему «все равно», обвиняла его в «инфантильной позиции» и т.д., совсем забывая о том, что появлением постоянных клиентов у их дизайнерского агентства они обязаны именно способностям Ильи. Муж в ответ обижался и уходил в себя.
В данном случае «мужскую» роль играет жена. Она более активна, чаще принимает решения, обеспечивает семью. Эта ситуация более сложна, чем первая, поскольку традиционные роли смещены изначально. Мужчине тяжелее психологически, так как ему необходимо найти область для самоутверждения, как в своих глазах, так и в глазах окружающих; а женщине тяжелее физически, так как ей приходится выполнять не только «женскую» функцию, но и «мужскую». В такой ситуации есть опасность снижения самооценки у мужчины, особенно если женщина — достаточно жесткий руководитель. Она может насмешливо отзываться о способностях мужа к бизнесу и т.д., что наносит очень болезненную травму его самооценке.
Чтобы избежать подобного развития событий, необходимо четко выдерживать границы и не переносить бытовые проблемы на работу. В данном случае особенно важно дать мужчине возможность самому принимать решения во вверенной ему области, а жене ни в коем случае в это не вмешиваться. Желательно, чтобы эта область была не менее важной, чем область, за которую отвечает жена. И это признавалось бы обоими супругами.
Вариант 3. Оксана (24 года) и Дмитрий (27 лет), в браке 1,5 года, детей нет. Они познакомились на дружеской вечеринке, уже при первой встрече почувствовали, что очень похожи. Оба любят спорт и активный отдых, увлекаются путешествиями и фотографией. Оксана — тренер по фитнесу, а Дмитрий — менеджер в строительной компании. Быстро приняли решение пожениться. Идея начать свой бизнес пришла в годовщину свадьбы — решили открыть свой небольшой спортивный клуб. Проблемы начались с самого начала — Оксана и Дмитрий никак не могли поделить, кто чем будет заниматься. Оба претендовали на роль лидера, того, за кем остается последнее слово при принятии решений. Возникло противостояние — каждый считал, что у него больше знаний и опыта. Любое решение оспаривалось партнером, поэтому развитие бизнеса шло тяжело и медленно. В этом также каждый обвинял другого. Семейная атмосфера стала портиться. Возникло отчуждение и непонимание, ссоры.
И муж, и жена — люди деятельные и активные, поэтому оба хотят лидировать в бизнесе. Причем эта ситуация может как повторять семейную, так и нет. Опасность может состоять в том, что супруги будут постоянно соперничать (открыто или скрыто), что негативно скажется как на совместном бизнесе, так и на семейных отношениях.
Здесь очень важно изначально прояснить ситуацию, подробно обсудив возникшее соперничество. Важно, чтобы обе стороны это поняли и согласились с этим. Потом так же важно честно и открыто выяснить приоритеты обоих партнеров — кто чем хотел бы заниматься, не чувствуя себя ущемленным. Возможно, чтобы решить этот вопрос, можно обратиться к профессиональному психологу или коучу, профессионалу в области достижения целей, так как самое главное здесь — это найти баланс, тогда обоюдная активность и стремление к лидерству только поможет развитию бизнеса, а не наоборот.
Вариант 4. Андрей (43 года) и Людмила (42 года), 19 лет в браке, 1 взрослый ребенок. Они оба творческие натуры. Людмила долгое время работала в школе преподавателем музыки, а Андрей читал историю в институте. Оба любят литературу, искусство, хорошее кино. Для обоих деньги никогда не были самым важным в жизни. Но, во-первых, в институте, где работал Андрей, резко сократили штат, и он остался без любимой работы. Во-вторых, Людмила давно мечтала объездить все известные мировые фестивали музыки, на что требовались большие деньги. В итоге супруги решили организовать совместный бизнес — интернет-магазин специализированной гуманитарной литературы. У Андрея были прекрасные отношения со старшим братом, преуспевающим бизнесменом, который охотно согласился одолжить денег для стартового капитала. Людмила же хорошо знала, где можно дешево купить специализированную литературу. Интернет-магазин открылся — но Андрей вдруг загорелся идеей дописать докторскую диссертацию, над которой он уже несколько лет работал. В итоге он просиживал целыми днями в библиотеке, переложив все деловые вопросы на жену. Людмила никак не была готова к такому повороту, поскольку думала, что она будет заниматься исключительно поиском товара. Бизнес встал, отношения стали портиться. Людмила обвиняла мужа в том, что он непоследователен: если хочет заниматься наукой, тогда не надо было занимать денег у брата на семейный бизнес. Андрей в ответ упрекал жену, что ей деньги стали важнее его положения в научном мире.
В данном случае у мужа и жены есть понимание и взаимное уважение, есть общие ценности в развитии духовности, красоты, творчестве. Они оба далеки от материальных приоритетов. Поэтому им так сложно начать свое дело. Им не хватает прагматичности и деловой хватки. Кроме того, муж, как человек творческий, постоянно увлекается чем-то новым и забывает взятые на себя обязательства. Здесь супругам важно прийти к пониманию, что у них есть общий интерес — заниматься бизнесом затем, чтобы беспрепятственно, не отвлекаясь на материальные затруднения, иметь возможность наслаждаться искусством или заниматься наукой. Если один из супругов бросит бизнес, занявшись любимым делом, то много времени волей-неволей будут поглощать заботы, где достать денег, да и духовная близость, которой так дорожат муж и жена, будет разрушаться из-за банальных бытовых конфликтов.
В качестве заключения можно сказать, что во всем хороша мера. А совместный бизнес может как сделать отношения более близкими, так и их ухудшить. Он выступает неким катализатором отношений — если они зрелые, открытые, честные, основанные на взаимной любви и уважении, то и совместная работа их только улучшит. А если в отношениях есть хотя бы маленькая трещина, то семейный бизнес, вероятнее всего, ее увеличит. Поэтому совместное дело — это серьезная проверка отношений, и к его созданию нужно отнестись с большим вниманием. Кроме того, крайне важно корректное разделение рабочего и семейного бюджета и формализация деловых отношений.