Недавно было объявлено о начале Четвёртого международного Конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы имени Алексея Николаевича Толстого.

Мысль организаторов Конкурса проста: наши дети не знают современных детских авторов. Прежде всего, потому, что им трудно пробиться из-за широких плеч классиков, которых мы, родители, сами любим с детства и, конечно, дадим читать своим сыновьям и дочкам. А во-вторых, современным русским детским писателям трудно пробиться из-за стены отлично изданной, умело продвигаемой, имеющей мировую популярность зарубежной детской литературы.

И хотя поток уже вполне насыщенный, и никак нельзя сказать, что детям просто нечего читать (только бы читали!), но как-то неуютно становится при мысли, что нет в России современных детских писателей. А они, на самом деле, есть. И Конкурс имени А.Н.Толстого – один из способов о них узнать.

По словам организаторов, это единственный конкурс, который ориентируется на детей всех возрастов – вплоть до юношества. Благодаря ему, смогли прийти к читателю Александр Щербаков, Леонид Сергеев, Олег Трушин и многие другие детские писатели. Но пишут ли они о деревенских ремёслах, как Щербаков, о природе, как Трушин, или о первой любви, как Елена Габова, - творчество их должно быть добрым. Такое уж основное требование у организаторов конкурса. Для желающих попробовать свои силы в добром писательском мастерстве сайт конкурса: www.detlit.info

Правда, довольно быстро выясняется: понимание того, что нужно читать детям, у самих организаторов разное – и восходит, конечно же, к тому, что любили они сами. Первый секретарь правления Союза писателей России Геннадий Иванов с нежностью вспомнил сборник русских народных песен, которыми он зачитывался в своём деревенском детстве. Михалкова с Барто у него не было, и он себя обделенным не чувствует. Заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодёжи Денис Кравченко, человек молодой и городской, сразу не согласился: нет, Михалков и Барто – хорошие, мы их будем читать. А я сразу вспомнила свои попытки найти в магазинах любимые с детства книги Софьи Радзиевской. Недавно я их нашла, и в большом количестве: в детской библиотеке маленького провинциального городка, где не было ни одной книги современных детских писателей. Да и, кажется, вообще не было книг, изданных в последние двадцать лет. Географический разрыв и в эпоху Интернета не исчез, и тем похвальнее, что конкурс даёт возможность заявить о себе писателям со всей России.

Актёр, режиссёр и основатель международного кинофестиваля «Золотой витязь» Николай Бурляев согласился возглавить жюри конкурса несмотря на большую занятость – просто потому, что осознаёт провал, который существует на месте современного российского детского кинематографа и надеется отчасти восполнить его через литературу. Об этой проблеме Николай Петрович согласился поговорить подробнее.

Беседа с Н.П.Бурляевым


Как у нас финансируется и снимается детское кино?

Вы знаете, на кинофорум «Золотой Витязь» мы не можем отобрать ни одного детского российского игрового фильма. Их нет в природе. Уничтожил Швыдкой детский кинематограф. Образно он это назвал «Культуру и кинематограф подвинуть на панель» - так он выразился на заседании Коллегии по искусству. Поэтому мы на свой кинофорум привлекаем детские фильмы из Америки, Германии, где правительство заботится о своём детском кино. И даём им премии.

Если это хорошие фильмы, почему у нас понятие «вестернизация» приобретает негативный оттенок?

3% хороших фильмов. Это я оцениваю как человек, проработавший много лет в кинематографе. А Андрей Тарковский вообще не признавал американского кино. Отмечал Бергмана, Бенюэля, Куросаву, Феллини – и ни одного американца. Там культура низведена до уровня денежного промысла. И нас тоже заставляют жить по таким канонам.

Кто заставляет? Ведь даже председатель правительства подписал указ о поддержке детского кинематографа. Почему он не исполняется? Где точки стопора? Я не хочу верить в теорию заговора…

Почему не исполняется указ – надо спросить самого министра финансов Кудрина. Хотите вы верить или нет, но исполнилось то, о чём вещало радио «Свобода» на заре Перестройки: «Цель Перестройки в том, чтобы приблизить русских к западным образцам, с тем, чтобы произошла мутация русского духа». Позже это было напечатано, и шеф ЦРУ подтвердил, что цель – это выбить русских из традиции.

А каким должно быть правильное детское кино? Какие фильмы для вас являются образцовыми?

Раньше я об этом не задумывался, но теперь мне кажется, что «Иваново детство» - это образец патриотического детского кино. Или «Детство Бэмби» с Натальей Бондарчук, которое будит добрые чувства к природе.

Как случилось, что великий добрый советский кинематограф, в том числе, детский, воспитал людей, которых сложно назвать патриотами? Людей, которые не смогли его сохранить?

Нет, наше поколение выросло патриотами. Мы, кому сейчас 65 лет, послевоенное поколение. Мы воспитывались на патриотическом кино, образах Александра Невского, Кутузова, Суворова…

Но ведь те, кто разрушает, тоже воспитывались в это время и на этих фильмах…

Да, конечно, есть, к примеру, Швыдкой, который разрушал и продолжает это делать. Но есть и Татьяна Доронина.

А почему оказалась утраченной замечательная мультипликация? Почему родители показывают детям не добрые советские мультфильмы, а «Тома и Джерри» или трансформеров?

Эти родители – уже сами плод Перестройки. Я приехал отдыхать на Алтай – там чудеснейшие шукшинские виды, чистейшие реки. И вдруг по радио – чудовищная попса. Я говорю: что же вы делаете, вы же калечите детей! Мне отвечают: пробовали выключить, но приходят мамаши и требуют, чтобы им вернули попсу.

А бывает в провинции и так, что радио вдалеке от крупных городов просто больше ничего не ловит. Какими должны быть детские фильмы, чтобы они учили детей патриотизму, и при этом не показались неестественными, скучными? Как должны работать молодые режиссёры на современном материале?

Я вам отвечу так: я не принимаю государственную политику в сфере культуры. Я считаю её вредоносной. Расходы бюджета на культуру не должны быть меньше расходов на оборону, ведь культура – и есть та самая оборона души. Нужно коренным образом менять культурную политику в России, делать её стопроцентно государственной.

А это не опасно? Если будет введено стопроцентное государственное финансирование для «фильмов, способствующих духовному возрождению», не станет ли это поводом для произвольного толкования такого способствования, съёмок низкокачественных картин, перераспределения финансов в узком творческом кругу?

Узкий круг всегда будет. Но будет и конкурс. То, что было когда-то в СССР, когда творили Тарковский и Шукшин. Они были патриоты. Тарковский действовал хитро. Он знал, что есть цензура, что цензура что-то вырежет, и он подавал так, чтобы захотелось вырезать вот это и вот это, а прочее – оставить. Это была такая игра. А сейчас что? Время полуграмотных продюсеров.

Кто финансирует такие фильмы, как «Школа», в отсутствие средств на доброе юношеское кино? А потом показывает по центральному каналу?

А вот это – большой вопрос. Станислав Говорухин на одной из передач у Познера рассказал, что, когда он пытался предложить свой фильм одному из центральных каналов, руководитель ответил, что «это не наш формат». На вопросы «Почему? И что есть — ваш формат?» было сказано: «Кровь и насилие. Мои акционеры знать ничего не хотят о детях, о нравственности. Они хотят деньги-деньги-деньги».

Если мы согласны, что советская детская литература была хороша, может быть, нам и не нужно никаких новых книг? Может быть, нужно просто заниматься переизданием?

Вы правы, нужно переиздавать то, что было создано прежде. Но если будет появляться то, что ещё выше по духовному уровню, - то надо это поддерживать.

Выше по духовному уровню или ближе к современной действительности?

Выше по духовному уровню. Не надо заигрывать с молодёжью – тотальными дискотеками и так далее. Победоносцев был прав, когда говорил, что слабо то государство, которое заигрывает с молодёжью. Её нужно вести за собой, и главное, чтобы в правильном направлении.

_____

На мой вопрос организаторам, будут ли сами дети участвовать в определении победителя, мне ответили, что будут в том смысле, что взрослые члены жюри дают понравившиеся им книжки читать своим детям. Но думается всё же, что не мешало бы учредить и дополнительную номинацию (в разных возрастных категориях): приз детских симпатий. Хотя бы для того, чтобы воспользоваться удобной возможностью понять, что нравится нашим детям, когда у них есть осознанная серьёзная необходимость сделать свободный выбор, и почему их выбор именно таков.

Мы часто говорим о современных детях, как о неких существах, которые ВНЕЗАПНО современны. Это не так: у них изначально лишь нет предыдущего консервативного опыта, они на чистый лист воспринимают то, что мы им предлагаем. Или навязываем, или подталкиваем. Это мы, а не они хотим вводить в детские рассказы новую реальность. Сначала это интересно нам. А потом уже – им.

Немало найдётся взрослых, которые, подобно Геннадию Иванову, готовы сказать: «Мы книгам, возможно, обязаны больше, чем живущим ныне людям». Более того, книги – и, несомненно, кино – формируют нас, даже если мы сами этого не осознаём. Поэтому нам редко бывает совсем безразлично, что читают и смотрят наши дети. Но они так же не могут читать только то, на чём мы уверенно можем поставить штамп «одобрено нашим детским опытом», как не могут повторить нашу жизнь.

А значит, новая детская литература не только будет, но и нужна. И нам, в идеале, придётся знакомиться с новыми книгами, которые берутся чему-то научить самых важных для нас людей. Конкурс детской и юношеской литературы им.А.Н.Толстого – один из способов это сделать.