Недавно, пересматривая фотографии, наткнулась на большую серию снимков, сделанных во время майской поездки в Петербург-Петергоф-Ораниенбаум. Путешествие длилось всего три полных дня, дочка была в Питере впервые, хотелось успеть всё-всё-всё. Удалось – многое. Не только благодаря заблаговременному планированию (хотя и ему тоже), но, главным образом, потому, что у дитяти к вечеру неожиданно и впечатляюще открывалось второе дыхание. Теперь, глядя на фотографии, отчётливо понимаешь, какой опыт был неудачным, а какой вот прямо уже сейчас хочется повторить.
Аквапарк «Вотервиль»
Его я совсем не могу проиллюстрировать: не решилась брать фотоаппарат в место, где много-много воды. Самой разной: бассейны, простые и всё более экстремальные горки, «речки», гидромассажные ванны, лягушатники для самых маленьких, бани. Звучит привлекательно. Согревает – в прохладный майский день – убедительно. Утомляет – быстро. Если приходишь в такое место вдвоём с шестилетним ребёнком (как это сделали мы), то, в зависимости от его темперамента, приходится либо сидеть в лягушатнике, не забираясь дальше самой безопасной, невысокой и разлапистой горки, либо, наоборот, гоняться за чадом по стремнинам, вылавливать его из большого бассейна и с замиранием следить, как дитя карабкается по винтовой лестнице и исчезает в огромной длинной трубе, заканчивающейся в семи метрах ниже и двадцати метрах левее того места, откуда ты следишь за его полётом. Можно, конечно, всё это запретить и вместо отдыха заниматься родительским самоутверждением – я не решилась. В результате, если вначале только природная осторожность не дала мне купить билет на целый день (а хотелось!), то уже через два часа развлечений я не представляла, чем заполнить оставшиеся два часа. Допустим, мне-то хотелось бы пойти и сесть себе, посиживать в чудном хаммаме – но у дочки на этот счёт было совсем другое мнение. К счастью, утомившись и набегавшись, она через три часа сама запросилась уходить. И мы ушли, пропахшие специфическим тусклым бассейным запахом (хотя в аквапарке, конечно, есть и душевые, и раздевалки, и фены, и камеры хранения для вещей – всё как положено), недоумевая по поводу того, чем люди занимаются здесь целый день и зачем они ходят сюда каждые выходные – а таких, судя по предлинной очереди в «Вотервиль» и продающимся абонементам, немало.
Сад Бабочек
Место, которое лучше смотреть в интернете. Нет, правда. Мне есть с чем сравнивать: я была в подобном саду в Лондоне. Там это некоторым образом похоже на сад: сразу несколько больших тентовых палаток, высоких и просторных, полных пышной натуральной зелени, среди которой пёстрыми платочками жизнерадостно кружатся огромные бабочки, вызывая восхищение детворы и неискушённых взрослых, вроде меня. Сад Бабочек в Петербурге – это одна комната квартирного типа. Около половины зелени в ней – искусственная. Зато очень много натуральных нарезанных кружочками апельсинов, соком которых, вероятно, должны питаться бабочки. От безысходности они так и поступают, но судя по числу созданий, лежащих на полу без признаков жизни, на пользу им это не идёт. Справедливости ради следует сказать, что даже при всём при этом наличие некоторого количества живых, больших, ярких бабочек всё равно вызывает восторг у детей, в особенности же, когда бабочка садится ПРЯМО НА ТЕБЯ! (Мама, посмотри!!! Что делать, мама!? Ничего, доченька, просто у тебя яркая кофточка, она приняла тебя за цветочек, немножко посидит и улетит). Меня же этот «сад» заинтересовал единственный раз, когда я заметила в углу включённый ноутбук, где, нажав на стрелку, можно было посмотреть фильм о том, как из куколки выходит бабочка. Рассудив, что это часть экспозиции, я позвала дочку и нажала на стрелку, но в самый ответственный момент превращения музейная дама из-за моего плеча решительно выключила фильм, заявив, что ноутбук здесь поставлен «для экскурсий» и «вы можете посмотреть это на сайте». Собственно, я абсолютно с ней согласна: нет ни малейшей необходимости платить триста рублей за возможность увидеть вживую несчастных бабочек, ошалевших от апельсинового сока, когда то же самое, только значительно более чистенькое и привлекательное, можно бесплатно посмотреть на их красивеньком сайте.
Исаакиевский собор и его колоннада
Покорение колоннады состоялось исключительно благодаря моей не вполне осознанной провокации в восемь часов вечера: вот, мол, доченька, ты устала и мы едем в гостиницу, а иначе отсюда можно было бы пройти до Исаакиевского собора. Откуда что взялось! Ребёнок, только что решительно засыпавший в метро, тут же заявил, что он может и в собор, и на колоннаду, и до Китая пешком. И таки смог. Колоннада летом открыта до одиннадцати часов вечера. Ничего особенного в ней нет, кроме того, что действительно интересно посмотреть на Петербург с высоты сорока трёх метров, почувствовать восхитительную запретность проникновения на крышу исторического здания и не полениться для этого взобраться по бесконечной винтовой лестнице. Моя дочь, вызывая аплодисменты (ну, не аплодисменты, а снисходительное одобрение взрослых дядь и тёть), с энтузиазмом считала ступеньки, отчего движение по лестнице несколько тормозилось, но дяди и тёти всё равно не были против дополнительного аттракциона.
В соборе нам повезло: мы попали на бесплатную экскурсию. Был День города, и юноша-администратор при мне уныло жаловался кому-то в трубку, что, вот, целый день бесплатные экскурсии, а народу-то и нет. Но мы были, и нам повезло по-настоящему, потому что экскурсия для полутора десятков таких же припозднившихся бродяг, как мы, оказалась не только бесплатная, но вправду хорошая: познавательная и внятная. Узнали, сколько свай было забито под фундамент (без малого одиннадцать тысяч), сколько рабочих трудилось при строительстве этого многострадального величественного храма, сколько времени заняло изготовление уникальных мозаик, какие колонны – монолиты, какие – составные, а какие и вовсе полые, лишь снаружи облицованные ценным камнем. Увидели весьма впечатляющую, ювелирной точности, деревянную модель Исаакия, выполненную бывшим крепостным художником-резчиком. Обратили внимание на то, что в головокружительной высоте под куполом парит посеребренный белый голубь. Понятно, что всё это и даже больше можно найти в интернете, но разве это доставит столько же удовольствия, сколько сиденье, задрав голову, на полу посреди колоссального собора? Дочь на удивление добросовестно ходила за экскурсоводом по всему храму, ни разу не запросилась наружу и не увильнула в сторону.
Сказкин Дом
Восхитительное место для ребят до десяти лет – музей-театр! Просто, без предварительной записи и экскурсии, туда не попадёшь, а экскурсия – это путешествие с Василисой Премудрой по сказочной поляне или сказочному городу. В других случаях – участие в сюжетной сказочной игре. Главное преимущество этого музея – то, что в нём всё-всё можно трогать. И не просто трогать, а убираться в домике трёх медведей, бултыхаться и плескаться в речке, наполненной синими мячиками, залезать в печь Бабы-Яги и оказываться в Кощеевом царстве. Сюрпризы – повсюду, всё – «настоящее». На меня самое большое впечатление произвёл колодец с живой водой, в котором был заботливо спрятан подсвеченный синими лампочками кулер. Вот так всё и сделано – просто и с выдумкой, почти как в детстве, когда ты сам строил паровоз из стульев и верил, что это «взаправдашнее», - а ведь мы с дочкой побывали только на «сказочной поляне» и даже одним глазком не заглянули в «город». Дети радуются, взрослые с восторгом фотографируют, от усердия даже порой мешая Василисе рассказывать сказку, а самые смелые, согнувшись в три погибели, лезут в печь и скатываются с горки вслед за детьми.
В Москве я таких мест не знаю, да и в Питере «Сказкин Дом» открыт недавно, совсем рядом с городским зоопарком. Здесь можно отмечать детские праздники, участвовать в ролевых играх с богатырями и пиратами, научиться самостоятельно делать простые, но милые игрушки. Петербуржцы, с кем я успела поговорить, весьма этим довольны.
Кунсткамера
Я сомневалась, стоит ли вести шестилетнего ребёнка в серьёзный большой музей. В Эрмитаж – не повела, представив, как я буду зависать над каким-нибудь Гойей, а дитё будет изнывать рядом. Но, попав в культурную столицу, шибко хотелось быть культурной, и мы пошли в Кунсткамеру.
Надо сказать, что мы не пожалели. Надолго зависать, правда, и здесь не получалось, но и меньше, чем в Эрмитаже, хотелось. Зато широко раскрытых глаз, удивлённых вздохов, а также полезных сведений (видишь, дочка, водонепроницаемая одежда этого эскимоса целиком сделана из кишок морских животных, а одежда этой индейской женщины так красиво расшита иглами дикобраза) было немерено. Подписи ко многим экспонатам дочь читала сама, а это что-то да значит. Кунсткамеру я тоже мысленно сравнивала с лондонским Музеем Науки, и на этот раз наши выглядели весьма достойно. Макеты всевозможных индийских, индонезийских, малазийских и филиппинских деревень выполнены очень искусно и натурально.
Правду сказать, есть в Кунсткамере место, куда не каждый родитель поведёт своё дитя. Это – отдел антропологии, а точнее, тот его зал, где помещены скелетики с двумя головами и всевозможные заспиртованные патологии. В основном, это препараты коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша, которые у него выкупил ещё Пётр I. Моя дочь смотрела эту коллекцию и запомнила её. Как мне кажется, я достаточно убедительно сумела объяснить ей, что всё это делалось в интересах науки и во благо медицины. Может быть, я самообольщаюсь – но поход в Кунсткамеру действительно хороший повод для такого разговора.
Океанариум
Другого такого в России я не знаю. Не знаю другой возможности проехать на движущейся дорожке в стеклянном тоннеле, где справа и слева и прямо над тобой проплывают гады морские – акулы и скаты. «Они на самом деле меньше, это кривое стекло их увеличивает», - донёсся до меня обрывок разговора. Оказалось – нет, на самом деле они больше, и стекло их уменьшало. Нам опять повезло, и мы попали прямо на бал – кормление акул. Для этого одна стена самого большого аквариума сделана как огромный экран, перед которым самый настоящий зрительный зал. Народ с энтузиазмом занимал места уже за час до кормления: кино с участием акул, скатов, рыб-прилипал и мурен было впечатляющим и без главного героя-водолаза. Но герой не подкачал. Он не только кормил этих милых тварей (по правде сказать, этим он занимался меньше всего), но и похлопывал их по спинам, танцевал с ними, сворачивал их в кольцо и проделывал другие очень обидные вещи. Например, переворачивал акулу. А между прочим, если акулу перевернуть кверху брюхом и потом не вернуть в исходное положение, она так растеряется, что утонет. Честное слово, возьмите на заметку, если приведётся встретиться с акулой. Мурены, несмотря на свою боевую леопардовую раскраску, всё это время прятались в утёсах – как нам объяснили, после трагического случая, когда одна из них схватила кусок еды под носом у самой большой акулы, Пирата, и Пират не стал отнимать кусок, а просто проглотил мурену. На глазах у изумлённой публики.
При нас, к счастью (к сожалению?) ничего такого не случилось, но представление было очень впечатляющим. А ещё там очень много аквариумов с просто красивыми рыбками (которые, конечно, имеют названия, но я их не помню), бассейнов со скатами, похожими на огромные самодвижущиеся сковородки и специальное отделение с тюленями, которые тоже очень резвые и занятные. Хотя именно и только их мне почему-то было жаль (кроме бронзовой тюленихи, которую можно было седлать) – сказывается, наверное, биологическое единение с млекопитающими.
Прогулка по рекам и каналам
Все знают, что в Петербурге их много, не заметить – нельзя. Заметив – хочется покататься. В нашем случае, правда, инициатива исходила от меня и проявилась достаточно безрассудно: в одиннадцать часов вечера. В результате поездка наша (Фонтанка – Крюков канал – Мойка – Нева – Фонтанка) разделилась на две половины: сперва дочь лежала на маме, куталась в плед и хотела только поскорее приехать. Плед можно взять прямо на трамвайчике – но об этом надо знать, и количество их ограничено, потому нам свой плед уступил добрый человек. Ближе к Мойке, согревшись, дочь восторженно скакала под мостами и спрашивала, может ли мама дотянуться. Поскольку в некоторых местах мосты такие низкие, что могут сами дотянуться до тебя, периодически приходилось хватать её и стаскивать с крыши на палубу. За этими развлечениями несомненные архитектурные красоты берега как-то остались незамеченными: их лучше изучать с экскурсоводом и без шустрых маленьких деток.
Петергоф и Ораниенбаум
И эти великолепные места для детей совсем не то же, что для взрослых. Больше всех бело-золотых красот Петродворца, больше всех его мощных Самсонов, изумительных каскадов, пафосных лестниц и изысканно-воздушных фонтанов, больше талантливых музыкантов, играющих в парковых аллеях, моей дочери понравилось мочить ножки в Финском заливе. Ну, и бегать туда-сюда под фонтанами-шипучками, которые с хитрой, невычисляемой периодичностью струйками выскакивают из-под камушков и обрызгивают прохожих. Ещё это хорошее место для того, чтобы дружить с белками: они здесь непугливые, и настолько откормленные, что в подношение принимают исключительно орехи.
Я же в Петергофе не могу отделаться от мысли о том, сколько статуй и фонтанов было уничтожено в Великую Отечественную. Сколько было разграблено, разбомблено, вывезено. Мы во многих случаях видим уже реконструкцию – и слава богу, что мы её видим.
Если Петергоф – парк, разбитый преимущественно на французский регулярный манер, то Ораниенбаум – английский парк. В глухомани ораниенбаумских лугов прямо средь дикой травы цветут тюльпаны – возможно, когда-то давно здесь были клумбы, но теперь от них и следа не осталось. Тюльпаны, вопреки всем законам климата и садоводства, остались. Меншиковский дворец сейчас закрыт на реконструкцию (кстати, рядом с ним просматривается большой кустарниковый лабиринт – будет интересно когда-нибудь в нём заплутать). Дворец Петра III – открыт, но на деле никакой это не дворец, а скромный загородный дом, который, рядом с Меншиковским истинно дворцом убедительно показывает, кто здесь был могущественный светлейший генералиссимус, а кто – нелюбимый племянник. Ораниенбаум создан не для того, чтобы восхищаться, а для того, чтобы уютно и неспешно гулять. Он, в отличие от Петергофа, запоминается не яркими деталями, а общим ощущением покоя.
Такое вот вместительное было наше путешествие. Этот рассказ, разумеется, не гид, и даже не рекомендации. Это, скорее, попытка увидеть в Петербурге именно то, что можно увидеть только здесь, то, что понравится и детям, и взрослым. А может, и не понравится – дети, как и взрослые, они ведь все разные.