А потом родила и поняла, между теорией и практикой лежит не пропасть, а бездна. Практика и теория - это почти не стыкующиеся материки. Мой ребёнок не желал жить так, как написано в умных книгах. У него свои законы, свои интересы и предпочтения. Книги он ещё не умел читать, и поэтому не знал, что всё делает не правильно.
Он не хотел спать ночью по шесть часов, как предписывалось, он не хотел писать над тазиком, как рекомендовалось, он отказался от материнского молока в четыре месяца. В общем, сын жил, как хотел, а не как рекомендовалось в умных книжках.
В шесть лет он пошел в школу. Остро встал вопрос с выполнением домашних заданий. Ребёнок должен делать уроки самостоятельно. Родители помогают только на начальном этапе, а потом он сам одолевает школьные премудрости. И растёт наше маленькое чудо ответственным, сознательным и самостоятельным. Прекрасная картинка! Но среди знакомых детей я таких не встречала.
С девочками, на мой взгляд, в младших классах как-то попроще. Они более ответственные, старательные и внимательные. А мальчики…Обычный разговор между родителями перед дверями школы: «Ну, я не знаю, как делать с ним уроки, всё перепробовала. И время занятий меняла, то со сложного начинала, то с простого, всё мы обсуждаем, на черновике пишем, потом переписываем, и по выходным занимаемся, и сам он прочтёт, я ещё всё объясню. Но нет результата, одна нервотрёпка, что у меня, что у него».
Родители мечутся между двумя крайностями. Либо позволяют ребёнку делать уроки самостоятельно, в результате - натянутые троечки. Либо делают все уроки вместе, получая более хорошие отметки, но при этом лишая ребёнка ответственности за выполненные задания.
Давайте представим: сын или дочка пришли из школы. Пообедали, немножко поиграли и сели за уроки. Я говорю сыну: «Давай быстренько сделаем уроки и пойдем гулять. Зайдем в садик за малышкой и на сквер. Там построили большую ледяную горку!» Сын согласен с моим предложением. Садится за уроки, открывает дневник, долго листает, вспоминает, какой день недели. Достаёт пенал, видит, что карандаши и ручки разбросаны, начинает их складывать, зачем-то ищет ластик. Потом вспоминает, что по труду задали доделать оригами, и он начинает искать бумагу, находит книжку, начинает листать…
Я же, наивно думая, что катание на горке - это сильный стимул для школьно-умственной деятельности, занимаюсь своими делами и подхожу к сыну минут через сорок, проверить письменные задания.
Сын с горящими глазами показывает мне только что раскрашенного динозавра советуется, в какой цвет покрасить ему глаза.
Делаю вторую попытку ввести ребёнка в русло выполнения домашнего задания. Уже скороговоркой сообщаю, что «делу время – потехе час», «кончил дело – гуляй смело», что домашние задания не стоят того, чтобы им посвящать пять - шесть часов, лучше поиграть… Вместе мы смотрим дневник, разбираем, что задали, проговариваем задания, и я снова ухожу.
Подхожу минут через двадцать. Головка низко-низко склонена, язык высунут, сынулька медленно водит ручкой по тетради. «Старается», - замечаю я. Заглядываю в тетрадь и понимаю, что всё надо переделывать. Ошибок куча, правило, которое мы с ним повторили, осталось лишь правилом и никак не сказалось на упражнении. Две необходимые строчки между заданиями почему-то не пропущены, красных полей нет и в помине, хотя это всё было оговорено. А количество исправлений не подаётся счёту!
Присаживаюсь, объясняю ошибки, начинает заново. Но чувствуется, устал. Исправлений меньше не становится. Начинает затекать рука, болеть спина, хочется пить, есть. Делаем перерыв. Сын переключается на игрушки и потом с трудом сосредотачивается на уроках. Я прикидываю скорость выполнения домашнего задания и понимаю, горка накрылась. Хорошо, если хватит времени погулять у дома. С математикой тоже проблемы. Головка у малыша светлая, считает хорошо. Но исправления, помарки! Растёт раздражение. Столько времени потрачено, столько сил, но из-за исправлений выше тройки не поставят!
Стоит отойти, внимание сына тут же переключается на более интересные объекты. Пошёл ли снег, когда будут мультики, а где его красная машинка. Если сидеть рядом, то сын с удовольствием передаёт инициативу мне.
Я понимаю, если сейчас не буду сидеть рядом с ним, контролируя каждую букву, то само задание померкнет под плотностью исправлений. А от усталости и сидения за письменным столом устные предметы ребёнок уже осилить не сможет, он не «въедет» в текст, лишь на автомате сможет его прочесть. И пойдёт в школу с кое-как выполненными уроками.
Мне не хочется, чтобы учительница его ругала и ставила плохие отметки, потому что я не знаю, как это может сказаться на неокрепшей психике ребёнка. Возможно, у него понизится самооценка, и он будет считать, что не заслуживает больше тройки. Может быть, привыкнет к тому, что троечник, и не будет реагировать на плохие отметки, пропадет стимул хорошо учиться.
Я каждый день ищу золотую середину между самостоятельностью ребёнка и дозированной необходимой помощью, которая требуется от меня.
У нас есть конкретные наработки в этой области.
За выполнение домашнего задания садимся примерно через полтора часа после окончания школьных уроков. Если дать ребёнку больше времени на отдых, то потом моему сыну, потребуются неимоверные усилия, чтобы сконцентрироваться снова на уроках. По вечерам у него спортивная секция, и он должен сделать уроки до 18 часов.
Начинаем с письменных заданий. Тяжело идёт русский язык. Домашние задания и сочинения стараемся выполнить на четыре, чтобы скомпенсировать тройки по контрольным работам. Обходимся без черновиков. Очень не хочется заставлять малыша выполнять домашнее задание в двух экземплярах. И черновик не оберегает от ошибок. Если в задании нужно вставить буквы, разобрать на слоги или разбить на предложения, мы это делаем карандашом в учебнике, а потом стираем. Точно так же обходимся и с математикой. Решаем в учебнике, а потом лишь переписываем.
Лично я прошу сына ошибки исправлять ручкой, а не карандашом, как их учили в школе. Экономится время. Нужно отложить ручку, найти карандаш, отыскать уже потерянную ошибку, зачеркнуть, отложить карандаш, снова взять ручку, въехать в текст. Минутка к минутке и набегает…
Английский язык у нас с первого класса. Мы пришли к выводу, что лучше начинать делать английский в тот день, в который задали, и каждый день понемножку повторять текст и слова. Тогда будет ровное чёткое чтение, слова станут привычными.
Устные предметы обычно бывают раз в неделю, следовательно, их разделяют выходные. В субботу и в воскресенье, утречком, когда головка свежа, их можно выучить, а перед уроком, уже на неделе лишь повторить. Материал усваивается лучше, и нет цейтнота.
Ещё к вопросу памяти. Если я не ошибаюсь в формулировке, память бывает долговременная и кратковременная. У кого память кратковременная, тот запоминает быстро, но помнит не долго. У кого долговременная, - запоминает с трудом, но помнит долго. Возможно, это стоит учитывать, кому имеет смысл учить задания перед уроками, кому загодя.
Все мы люди–человеки, и я, как мама, иногда не выдерживаю. Терпение истощается, навёртываются слёзы, и я громко, но без оскорблений, упаси Боже, высказываю своё возмущение. Потом сто раз извинюсь, сына обласкаю-зацелую, но внутри, конечно, остаётся осадок. Я же взрослый человек, ну, как могла сорваться?! Он же ещё маленький и не со зла, устал или не понимает. А я… И вот, когда струна терпения вот-вот лопнет, я это начинаю сознавать загодя, про себя начинаю перечислять положительные черты своего сына. Я их выучила, и пока чётко проговариваю их, успокаиваюсь. Иногда я вспоминаю поступок сына, которым горжусь. Иногда просто выхожу из комнаты со словами: «Если я сейчас не уйду, то начну кричать. Когда успокоюсь - вернусь». Это бывает крайне редко и поэтому, наверное, это работает. Сын молча садится за уроки и делает, всё, как надо.
Честно скажу, занимаемся мы много. По возможности я задаю дополнительные задания, в каникулы отрабатываем новые правила, повторяем пройденный материал. Нет цели добиться, чтобы сын стал отличником. Я стремлюсь привить детям установку, «работа - это необходимая и естественная функция жизни». Основная цель школьного обучения - это найти себя, найти сферу применения своих интересов. Найти отрасль, где ты сможешь полностью реализоваться, что принесёт тебе моральное и материальное удовлетворение.
Для ребёнка школьные занятия - это его работа. И я стараюсь научить его навыкам, как эту работу максимально эффективно выполнить. Учу, как из кучи разрозненных заданий выделить главное и сложное. Прислушиваться к себе, что именно для него самое трудное и сконцентрироваться на этом. Работать с текстом, уметь выделять главную мысль, идею или сложные слова и термины.
Учу работать со временем. Одно задание сложное, на него можно выделить столько минут, другое задание попроще, его можно сделать за столько-то времени и чуть попозже. Пока сложно, но я стараюсь приучить ребёнка считать время, осознавать и ценить его. После школы и до сна у него столько-то времени и его право, как распорядиться временем и на что потратить. Свободное время - это как кошелёк. Можно наполнить медяками, а можно и шуршащими госзнаками. Время - это то, что ты уже никогда не вернёшь.
Важно научить нашего малыша-школьника прислушиваться к своим ощущениям. Да, сейчас я устал и мне нужно отдохнуть. Это будет лучше, чем продолжать сидеть, пытаясь напрячь уже уставшую голову.
Имеет смысл всегда идти чуть-чуть вперёд школьной программы. Тогда новый материал на уроке не будет казаться уже чем-то непонятным и запутанным. В принципе это не сложно, время от времени заглядывать в учебник на один - два урока вперёд, читать новый материал и своими словами, не спеша объяснить ребёнку или попросить его, чтобы он сам его прочёл, а затем вместе с вами разобрал сложный материал. Это удобно делать и на каникулах. Полтора часа занятий в день, я думаю, не очень напрягут малыша.
Немаловажный фактор для успешных занятий – это, когда ребёнок видит вокруг себя успешных родителей, занятых делом. И с возрастом он начинает осознавать, да, имеет смысл хорошо учиться и уметь ценить своё время. Вот какие дивиденды это в дальнейшем может принести.