Иван Васильевич меняет профессиюНедавно моя дочь-первоклассница на вопрос, как зовут её учительницу музыки, ответила очень серьёзно: «Я не знаю, как её зовут, но наша учительница очень похожа на Буншу, когда она сняла парик».

Я поняла, что совместный просмотр «Ивана Васильевича» дал крепкие всходы. Пошли в оборот фразочки вроде «Мама! Ты на мне дыру протрёшь!» и «Э, нет, приём окончен, обеденный перерыв!» Дочь поняла не всё; она пока даже не поняла самый любимый мой пласт юмора («Как же тебя понять, если ты не говоришь ничего? – Языками не владеем, ваше высокопревосходительство…»), но зато так хохотала над ужимками Бунши-Яковлева и гримасами Феофана-Крамарова, что я определённо была счастлива от осознания, что фильм, который я люблю, на глазах становится фильмом, который любит и моя дочь.

Нет, разумеется, мы смотрели советские сказки. «Красную шапочку» с Яной Поплавской одно время смотрели каждые выходные. Страстно любимый мной в детстве «Буратино» дочке почему-то не глянулся, но вот «Морозко», «Мери Поппинс», «После дождичка в четверг» -- очень даже. Ну и, конечно, изумительный фильм «Не покидай», достойный отдельной статьи.

Но то всё были детские фильмы. Время от времени я пробовала ставить для совместного сидения перед телевизором «Гусарскую балладу», «Бриллиантовую руку» или «Кавказскую пленницу» -- всё это вежливо смотрелось, но и только. И лишь сейчас я увидела реакцию, какой давно ждала, и крылатые булгаковские фразы (кстати, не все знают, как на самом деле близко к булгаковскому тексту поставил Гайдай свою комедию) запомнились и были подхвачены. И мне уже не терпится посмотреть, что дальше.

«Дальше» может быть самым разным. Когда-то одна моя коллега рассказывала, как восприняла фильм «Дон Сезар де Базан» её десятилетняя дочь. Она посчитала, что это очень большая глупость: пойти бродяжничать вместо того, чтобы стать губернатором Валенсии, когда тебе сам король предлагает. Хм. Может, и так. Но точно знаю, что мне это в детстве никогда не приходило в голову, и я была непокорством Сезара очень довольна… а сейчас уже не хочется менять оценку. Один из любимых (многих любимых) фильмов детства – пусть он таким и останется.

А музыкальные темы! Как в детстве замирало сердце от таинственного, стремительного и торжественного вступления к «Шерлоку Холмсу»! Как с какого-то момента начали наворачиваться на глаза слёзы при звуках заставки к «Семнадцати мгновениям весны» и к «Двум капитанам»! «Три мушкетёра» у меня на всю жизнь связаны со смертью деда: похоронную телеграмму принесли, когда мы всей семьёй смеялись над тем, как Д’Артаньян с головой влезает в парижские неприятности. Странным образом мрачное воспоминание не пробуждает во мне неприязнь к этому лёгкому фильму – а, наоборот, прибавляет нежности. И до сих пор, когда я смотрю советские экранизации чего-то, что существует экранизированным и на Западе, я ловлю себя на детской мысли: «А ведь они, бедолаги, и не подозревают, что есть такой прекрасный, замечательный русский фильм, намного лучше, чем у них!»

…Сегодня, сидя в ожидании, подслушала случайный разговор интеллигентных женщин. «Я смотрю только старые фильмы, - говорила дама лет пятидесяти пяти. – Уж я не знаю, почему они такие, но только после них хочется что-то хорошее кому-то сделать. А после того, что сейчас снимают, кажется, что кого-то вот-вот убьёшь ненароком – просто потому, что под руку подвернулся». И женщина лет тридцати пяти, сидевшая напротив, поддакивала ей.

- А детям вы показываете советские фильмы? – не выдержала я. – Как они их воспринимают?
- Мой внук сам спрашивает, не будет ли сегодня чего-нибудь «старенького»! – охотно поделилась пятидесятилетняя.
А тридцатилетняя промолчала. Может быть, не хотела разговаривать с незнакомым человеком, а может, там всё было не так просто.

А вы показываете детям советские фильмы?