Наступление Великого поста у многих людей – не только далёких от Церкви, но и вполне православных,– ассоциируется чуть ли не с ужасом: почти два месяца нельзя есть мясные и молочные продукты, развлекаться, веселиться. Смысл поста, по их мнению, состоит исключительно в накладывании на себя всевозможных ограничений – прежде всего, гастрономических. Откуда такое специфическое представление о посте? Попробуем разобраться.
Люди, заинтересовавшиеся Православием, едва ли не в первую очередь узнают о многодневных постах. Говеть в определённые дни и даже месяцы – первый и, пожалуй, самый простой способ показать и себе, и окружающим принадлежность к Церкви. Тем более, разнообразных постных продуктов продаётся сейчас немало, в большинстве ресторанов и кафе есть постные меню. Кстати, у многих стремление к самоограничению в пище вызвано желанием похудеть. Однако практика показывает, что если человек воспринимает пост как некую диету, то он, как правило, не сбрасывает лишние килограммы, а даже, наоборот, полнеет.
Человек, не так давно начавший церковную жизнь, желает своим постом как бы самоутвердиться, то есть берёт от святой четыредесятницы лишь своё, малое, а то, что Бог может дать ему, Его, великое, в итоге не берёт. Ведь пост – это дар, подаренное нам апостолами время, когда можно коснуться образа той свободной духовной жизни, о которой говорит апостол Павел: «Живём ли – для Господа живём, умираем, для Господа умираем» (Рим. 14:7-8). Ведь и Сам Христос, говоря о посте, сказал: «…когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне…» (Мф. 6:17). И именно слова о радости семи постных недель христиане слышат на последней перед Великим постом воскресной Литургии.
Но далеко не каждый потенциальный постник может чётко сформулировать главную цель говения, понять и принять тот факт, что пост – не цель, а средство, средство очищения, прежде всего, не чрева, а души. Нет никакой духовной пользы человеку, когда он, трясясь от гнева, проклинает ближних, а в продовольственном магазине придирчиво разглядывает этикетки продуктов: нет ли там случайно недозволенных ингредиентов?
Главная цель поста, по словам святителя Иоанна Златоуста, – обуздать языки, отложить гнев и укротить плоть, то есть то, что формулируется известной современной рекомендацией «не ешьте людей». Вот пример из личной практики. Лет десять назад, незадолго до наступления Великого поста, я перенёс достаточно сложную полостную операцию, и врачи прописали мне длительную мясо-молочную диету. Попробовал поститься – последствия операции давали о себе знать. Пошёл за советом к священнику Иоанну Лапидусу, который служил тогда в Татьянинском храме. Он внимательно выслушал меня и сказал:
– Твой пост, пока ты после операции, пусть будет на неосуждение. Ешь всё, что прописали врачи, но никого не осуждай.
Через неделю я пришёл к отцу Иоанну просить снять с меня это благословение и разрешить поститься традиционным образом: никого не осуждать оказалось гораздо сложнее, чем лишать себя творожка и паровых котлеток. Однако священник был непреклонен. Хорошо помню: тот Великий пост оказался самым сложным, но в то же время, возможно, и самым душеполезным в моей жизни.
Но если человек здоров, полон физических и духовных сил, он вполне может не просто соблюдать гастрономические предписания православного календаря, но и получать от Великого поста большую радость. Нет, это не оксюморон: радость от поста. И вот почему. Каждый из нас наверняка недоволен собой: переживает о собственной лени, откладывает на завтра массу малоприятных или сложных дел, в сотый или даже тысячный раз обещает себе с понедельника начать новую жизнь. Но, как правило, если подгонять человека некому, то все эти планы и проекты так и остаются мечтами. И Великий пост здесь вполне может сыграть роль подгоняющего: ведь мы знаем, что он не сводится лишь к самоограничению в пище. Тем более, поститься сложно, как правило, в первую неделю, а потом к изменениям в меню привыкаешь, и, разговевшись на пасхальной трапезе, часто думаешь: скорее бы снова пост!
Чем больше мы станем работать над собой, обуздывая язык и плоть, тем быстрее изменимся к лучшему, тем совершеннее будет наша радость от того, что, наконец-то, мы смогли сбросить с плеч груз наших собственных проблем и дел, не дававших нам покоя. И с этой лёгкостью в душе, с сердцем, очищенным от всего лишнего и ненужного, с чревом, свободным от тяжёлой пищи, мы радостно встретим Светлое Христово Воскресение.