Довольно часто родители и педагоги ошибочно полагают, что неспособность ребенка грамотно читать и писать связана с недостаточным количеством занятий, с ленью, нежеланием учиться, и начинают старательно прикладывать усилия к исправлению ситуации – ругать чаще, задавать больше. Между тем, далеко не всегда трудности в учебе у ребенка возникают по этим причинам. Бывает, что проблема кроется гораздо глубже, и тогда помочь с ней справиться могут не педагоги, а нейропсихологи и дефектологи.

Как опознать у своего ребенка дисграфию и дислексию? (соответственно, нарушения письма и нарушения чтения)

Дислексия


Ребенок дислексик, конечно же, будет не любить читать, ибо дается ему это сложно. В школе появится неуспеваемость в таких видах заданий, которые требуют хорошего слухового восприятия, например, изложения и пересказы текста.

Если уж вы таки заставили дитя сжать скрюченными руками ненавистную книгу, то что вы услышите:

  • скорость чтения будет не очень высокой
  • само прочтение будет сопровождаться ошибками, но достаточно специфическими: ребенок будет пропускать первые или срединные слоги, добавлять ненужные звуки или пропускать имеющиеся, менять местами буквы.
  • дети-дислексики трудно различают похожие звуки (помните из школы звонкие и глухие согласные - б-п, в-ф, г-к, д-т...?)

Дисграфия


Ребенок-дисграфик (да и взрослый тоже, тут вся симптоматика одинакова) с трудом пишет, не может избавиться от ошибок никакими просиживаниями за словарями с рядом стоящей с ремнем наперевес мамой, забывает ставить в начале предложения заглавные буквы, не использует знаки препинания. Уроки русского языка, естественно, мучительны, скорость письма понижена, почерк часто корявый. Ошибки дисграфиков тоже достаточно специфичны:

  • оптические (заменяют при письме друг другом прописные буквы, похожие по написанию- д-у, п-т, б-д и пр.)
  • пропуск букв и слогов, недописание слов - вот это как раз последствие раннего чтения, если осталась недоразвитой фонетическая сторона.
  • замена букв по артикуляционному и акустическому сходству: ю-ё, о-у, парные согласные (все те же б-п, в-ф...., но уже при написании), свистящие и шипящие.
  • персеверация и антиципация, перевожу: если застрял на букве и повторяет ее в следующем слоге при письме (мамина - малина, повторенная "м" во втором слоге) - это ошибка персеверации, характерная для дисграфии, если предвосхищает следующую букву и заменяет на нее предыдущую (момпьютер - компьютер, предвосхищенная буква "м" написана вместо ранее следовавшей нужной "к") - это ошибка антиципации, также характерная именно для дисграфиков.
  • ошибки произношения - дисграфики как слышат, так и говорят, также и пишут (суска - сушка)
  • замена друг на друга букв, похожих по очертаниям (например, Р и Ь), или зеркальные развороты (например, Р, Ь, У и Ч пишут в другую сторону)
  • взрослые дисграфики часто предлоги пишут слитно, а приставки - раздельно со словом.

Важно: чтобы речь зашла именно о дисграфии или дислалии, все эти ошибки должны повторяться регулярно и никак не исправляться с помощью тренировок, учения, выписывания-прописывания, чтения по 4 часа в день, истязаний и наказаний. Это стойкие нарушения, требующие специальной коррекции. Если вы нашли нечто похожее в тетрадке своего ребенка пять листов назад или однажды услышали нечто сходное, когда он читал вслух, и больше это не повторялось - ваш ребенок не имеет этих нарушений. В 3 года никто вам такой диагноз не поставит. Дислексию и дисграфию можно дифференцировать и диагностировать начиная с 6-8 лет, а структуры мозга, отвечающие за процессы чтения и письма окончательно дозревают к 10 годам.

Откуда что берется?


Наиболее вероятные и частые причины:

  • скрытая леворукость
  • стойкие нарушения фонематического слуха
  • дети-билингвы
  • запаздывающее развитие центра речи в мозге
  • качественная незрелость мозговых структур - наследственный фактор
  • дети с нарушением артикуляции (каша во рту)
  • неразвитость "буквенного зрения" - особый тип восприятия, необходимый для запоминания символов и их воспроизведения в речи и письме
  • скольжение взгляда, невозможность последовательного слежения (причина - хаотичное движение глазных мышц) – «спонсор» нарушения - телевизор во младенческом возрасте.


Предпосылки для подобных нарушений имеются лет с пяти и могут быть успешно диагностированы и скорректированы еще в старшем дошкольном возрасте на занятиях с нейропсихологом и дефектологом.

Автор: Джумазова Юлия Сергеевна
детский практический психолог, нейропсихолог,
действительный член Профессиональной психотерапевтической лиги
и Московского психологического общества