Когда к концу 90-х развитие российского среднего класса приблизилось к стадии раннего пубертата, государственные мужи тут же стали придумывать разные способы его кастрации — чтобы средний класс «как бы был» (подглядела на митинге лозунг про «как бы выборы»), но половозрелости не достиг.
Одним из деятельных способов пресечь попытки к его воспроизводству стало почти полное уничтожение частного образования. Именно как образования среднего класса, для людей среднего достатка, а не для очень богатых людей.
Можно заниматься гимнастикой ума, обсуждая «за» и «против» частной школы. Но я хочу сказать о социальном смысле такого образования. Частные школы возникли в начале 90-х как протест против тоталитарной советской школы. (Я настаивала и буду настаивать на том, что советская школа в целом была тоталитарна – несмотря за наши счастливые детские воспоминания и наличие отдельных ярких учителей.) В то время эти школы создавались родителями и всякими помешанными на идее свободного развития интеллигентами.
Фото: GuIr, photosight.ru
Учили там по-разному, но пафос движения в целом можно было свести к одному понятию: «индивидуализация образования». Вдруг стало важным хоть в чем-то идти от ребенка, хоть как-то корректировать свои образовательные программы в соответствии с его конкретными запросами и проблемами. И во многом эти школы – вольно или невольно – учили самостоятельности и инициативности. Учили рисковать и брать на себя ответственность за сделанный выбор.
Когда сегодня чиновники государственного образования говорят, что школа должна воспитывать успешного выпускника, что на это направлены их основные усилия, для этого они разрабатывают новые законы и принимают новые стандарты, пробирает дрожь. Потому что у чиновников есть, безусловно, образ такого успешного ученика. Это тот же чиновник. А кого еще сегодня можно считать успешным? Того, кто имеет устойчивую социальную позицию, кто имеет возможность карьерного роста и перспективу увеличивать свои доходы. Кто чувствует себя приобщенным к власти, владеющим вотчиной того или иного размера.
То есть, это явно не ученые, явно не люди искусства, и не бизнесмены. Эти все сильно зависят от тех же чиновников. А быть бизнесменом, да еще и успешным, – слишком рискованно.
Иными словами: государственное образование всегда в той или иной степени отображает государственные запросы и обслуживает воспроизводство системы. Поэтому оно будет настойчиво внедрять свои способы действия в школу и доводить процесс до бюрократического абсурда. (ЕГЭ в российском варианте и есть иллюстрация такого абсурда.)
И если всерьез думать о развитии самосознания среднего класса, придется думать о развитии частного образования. Повторюсь: не образования для богатых, а образования, оплатить которое по силам людям среднего достатка, но для которых важно, чтобы их ребенок воспитывался не в соответствии с вектором «успешный чиновник».
Развитие частного образования требует не так уж много: выполнения принципа «деньги следуют за учеником», предоставления образовательным учреждениям льгот на аренду и оплату ЖКХ и изменение в налогообложении. Потому что представить себе хорошую частную школу или детский сад, которые приносят доход, в нашей стране проблематично. И задачи у них совершенно другие. Но и возможности тоже: в плане создания институтов общественного контроля за распределением средств и участия родителей в образовательном процессе.
Между прочим, это то, с чего начинается гражданское общество.