Мир цвета радуги, беспроблемный, простой, светлый, радостный, бесконечно добрый – таким нам, взрослым, и родителям, и педагогам, хочется видеть мир ребёнка. А когда вдруг оказывается, что в этом мире много совсем других оттенков цвета, что в нём есть место раздумьям о зле и его природе, о несправедливости, горе, страхе и смерти, мы теряемся.

Так нужно ли постоянно ограждать ребёнка от неприятных переживаний? Давайте внимательно присмотримся к тому, какая напряжённая работа происходит в душах наших детей в тот период их жизни, когда они начинают использовать тёмные и мрачные краски.


- Смотрите, вот мои краски, кисти настоящие, карандаши! – с гордостью демонстрирует мне свои сокровища мой новый ученик шестилетний Слава.
- А почему у тебя в коробке только десять баночек, две потерял? – спрашиваю я.
- Нет, не потерял! Мама их выкинула, сказала, что мне они не понадобятся.
- А вы что, не знаете о том, что детям нельзя давать тёмные краски? – смотрит на меня укоризненно профессиональная художница Лена, мама Славы. – Чёрные, тёмно-коричневые цвета негативно влияют на психику ребёнка! Так психологи говорят!

Действительно, в среде педагогов изобразительного искусства немало людей разделяют подобное мнение.

- Детям нельзя пользоваться тёмными красками! Это мнение авторитетных психологов, мировых светил! – уверенно заявляют они, но, ни одного имени авторитетного психолога назвать не могут.

В течение десяти лет я была постоянным участником российских и международных семинаров по проблемам творческого развития детей, на которых мне посчастливилось познакомиться с ведущими специалистами, психологами, педагогами, искусствоведами России, Японии, Болгарии. Но не в одном выступлении, ни в одной из многочисленных прочитанных мною книг и статей, мне не удалось найти подтверждения этого расхожего мнения.

Мир цвета радуги, беспроблемный, простой, светлый, радостный, бесконечно добрый – таким нам, взрослым, и родителям и педагогам, хочется видеть мир ребёнка. А когда вдруг оказывается, что в этом мире много совсем других оттенков цвета, что в нём есть место раздумьям о зле и его природе, о несправедливости, горе, страхе и смерти, мы теряемся.

Так нужно ли постоянно ограждать ребёнка от неприятных переживаний? Давайте внимательно присмотримся к тому, какая напряжённая работа происходит в душах наших детей в тот период их жизни, когда они начинают использовать тёмные и мрачные краски. Страх остаться беспомощным и одиноким, потерять свою мать не оставляет ребёнка всё раннее детство – это первая тёмная краска в его жизни. И от поведения родителей ребёнка зависит то, появится ли доверие к миру, или навеки останется ощущение потерянности и одиночества. А в четыре года, когда дитя осознаёт свою относительную независимость от матери и самостоятельность, в духовную жизнь ребёнка врывается новая, ещё более мрачная краска – интерес к смерти.

В этот период жизни ребёнка включается очень древняя врождённая программа, связанная напрямую со способностью к выживанию. Как и через какие действия происходит инсталляция врождённой программы, какие новые способности мы получаем в результате правильной её установки, что произойдёт с личностью ребёнка, если установка врождённой программы произошла с ошибками? Об этом мне хотелось бы поговорить и поспорить с родителями и педагогами в этой статье.

Инсталляция древней программы

Первый блок: интерес к смерти

Добрую и милую, доселе невинную нашу детку вдруг начинает интересовать то, что родителей приводит в настоящий шок! Ребёнка интересует смерть и то, как она происходит. В это время он с любопытством наблюдает за страданиями и болью других существ, слушает страшные сказки, смотрит по телевизору жестокие разборки трансформеров и мутантов.

- Мы растим бездушное чудовище! – пугаемся мы, и отгоняем от экрана дитятку, внимательно наблюдающего за смертями мультяшных героев.

Но если оберегать ребёнка от «страшилок», то он сам может убить бабочку, растоптать муравьёв, затискать до смерти ящерицу или лягушку, и с интересом наблюдать за тем, как они мучаются и умирают. Постепенно ребёнок приходит к пониманию того, что он и сам смертный, так появляется страх смерти, механизм психики, необходимый для выживания в опасном мире. Этим завершается первый этап установки врождённой программы.

Сбой инсталляции 1-го блока врождённой программы
Что произойдёт, если вам из лучших побуждений удастся остановить процесс, загнать в глубь подсознания пугающий вас интерес ребёнка? Интерес к смерти вырвется наружу позднее, в опасном подростковом возрасте, или сохранится на всю жизнь. Время от времени мы сталкиваемся с немотивированной жестокостью подростков, которые мучают и убивают кошек и собак, а иногда и людей, лишь затем, чтобы удовлетворить своё любопытство, своё стремление разобраться с загадкой смерти. Подросток своё неудовлетворённое любопытство может направить на себя самого, попытки самоубийства это не только отчаяние, доведённое до предела, это ещё и жгучее любопытство: каково это умереть, что ждёт меня после смерти?

Второй блок: поиск врага

Следующий этап – это период изучения тех, кто может причинить смерть. Ребёнок стремится понять, кто его враг, узнать о его повадках, привычках как можно больше. Напоминаю, что инсталлируется очень древняя программа, и форма ячеек нашей психики, куда будет вливаться собранная ребёнком информация, создавалась природой в очень отдалённые времена. Поэтому в качестве врагов ребёнка будут интересовать не по настоящему опасные автомобили и педофилы, а хищники, которых увидеть городской ребёнок может только в зоопарках и на картинках.

Интенсивная работа, происходящая в душе ребёнка, не может не сказаться на его творчестве. В этот период, дети с особым интересом рисуют опасных и страшных животных, в том числе вымерших динозавров, делают акцент на клыках, когтях, жалах, горящих глазах. Для работы используют тёмные оттенки, резкие сочетания цвета. Наряду со злыми героями в рисунках детей появляются добрые защитники, которых они пишут светлыми и нежными цветовыми переходами. Если раньше большинство детей использовали в своём творчестве цвет лишь в его декоративном качестве, по принципу: красиво-некрасиво, то, именно с выполнения этих заданий, цвет дети начинают использовать как мощное средство для передачи своих эмоций и чувств.

Любимыми сказками, которые дети готовы слушать бесконечно в этот период детства, являются «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», в которых маленькие и беззащитные герои погибают, но случается чудо: на помощь спешит сильный и справедливый взрослый – охотник, мать-коза, и вырывает беспомощную жертву из лап смерти. Враг, как символ зла обязательно уничтожается.

Духовным приобретением второго этапа инсталляции врождённой программы, является то, что ребёнок осознает, что в мире существует добро и зло. Ребёнок понимает: не смотря на то, что иногда зло торжествует, добро всё равно, в конечном счете, побеждает.

Сбой инсталляции 2-го блока врождённой программы
А основной ошибкой, которую совершают педагоги и родители ребятишек, переживающих данный период детства, это стремление облагородить зло. Из самых великодушных побуждений взрослые переделывают классические сказки, которые кажутся им слишком жестокими, так, чтобы «и волки были сыты и овцы целы», тем самым сбивают ребёнка с толку. Чем опасно подобное облагораживание зла? В результате формируется личность, у которой нет чётких нравственных установок, представления о добре и зле размыты. В подростковом возрасте искажения, произошедшие при установке данного блока врождённой программы, сказываются в том, что подросток постоянно напрашивается на опасные приключения, вольно или невольно попадает в смертельно опасные ситуации.

Третий блок: стратегии сохранения собственной жизни

Изучив метафорического врага, ребёнок начинает нарабатывать стратегии сохранения собственной жизни. Через эти действия запускается третий блок врождённой программы. Дети могут без устали наблюдать за котом Томом и маленьким и смекалистым Джерри, радоваться за зайца в мультсериале «Ну погоди!», смеяться над незадачливым волком.

Любимыми сказками в это время для малышей становятся те, где герой попадает в опасные обстоятельства, но благодаря своим лучшим качествам: смекалке, отваге, трудолюбию, спасается от смерти. Это сказки «Пряничный домик», «Мальчик-с-пальчик», «Морозко». Любимые игры: догонялки, прятки, от которых дети получают массу удовольствий.

Главным приобретением третьего блока врождённой программы является осознание ребёнком того, что хоть он и смертен, но гибели можно избежать, смерть можно перехитрить и обмануть! Только пройдя весь, такой нелёгкий путь от начала до конца, ребёнок становится способным понять то, что смерть - естественное явление, что все живые существа, достигнув старости, умирают. Расскажите об этом своему ребёнку, и страх смерти, приобретённый на первом этапе, заменится спокойным принятием законов жизни.

Сбой инсталляции 3-го блока врождённой программы
Если из-за неуклюжего вмешательства взрослых или жизненных обстоятельств третий блок программы был искажён, или не установлен вовсе, то в подростковом возрасте подросток затевает то, что мы можем назвать играми со смертью, не на символическом уровне, как в раннем детстве, а всерьёз! Вступая в такие игры, подросток прекрасно осознаёт правила этих игр, знает, что в случае проигрыша рассчитываться придётся собственной жизнью. К этим страшным играм относятся: увлечение экстримом, участие в бандах, связи с опасным миром криминала, азартные игры, потребность в риске во всех его видах. Наркомания и алкоголизм – это тоже игры со смертью.

Людмила Антипина в комментариях к статье: По образованию я художник, но руковожу студией давно, поэтому не могу не задумываться о том, что происходит с детьми, когда они выбирают ту или иную тему для своих рисунков. У психологов, к сожалению, не могу найти ответы на все возникшие вопросы. Интересно, что часто ответы находятся у этологов! Поэтому я рекомендую вам обратиться к книге доктора биологических наук, этолога Виктора Дольника "Непослушное дитя биосферы". Книга увлекательная, меняющая многие представления о природе человека, помогающая понять то, какие пружины управляют нашими спонтанными поступками и проявлениями.

Сбои в инсталляции программы происходят постоянно! Потом мы удивляемся, мы так старались ребёнку привить только добрые и светлые чувства, в чём же дело? Почему дети успешные, из хороших семей, внезапно начинают рисковать своей жизнью, попадая в опасные ситуации, почему так много подростков-самоубийц? В чём наш просчёт? Я много думала об этом! Моя статья не истина в последней инстанции, а версия возможного ответа, основанная на концепции Дольника.

Вопрос: Это означает, что можно с младенчества показывать мультики с кровавыми сценами и страшилищами?

Людмила Антипина: С младенчества не стоит. Программа начинает инсталлироваться в возрасте около 4-х лет. Чтобы удовлетворить возрастную потребность ребёнка, не нужны кровавые сцены, достаточно сообщить, что враг уничтожен, без описания жутких подробностей. С этим хорошо справляются классические сказки!

В кровавых зрелищах, на мой взгляд, нуждаются те подросшие дети и взрослые, у которых инстинкт самосохранения был установлен со сбоями и нарушениями.