Нужен ли школьнику мобильный телефон?


Мобильник для первоклассникаНужен ли моему ребенку мобильный телефон? Когда его покупать и каким он должен быть? Эти вопросы встают перед родителями, когда их ребенок начинает проявлять первые признаки самостоятельности: начинает сам гулять во дворе, становится способен сходить за покупками в магазин, а тем более идет в школу.

В век победоносного шествия гаджетов мы становимся бессильными перед общими тенденциями настолько, что для многих пап и мам вопрос: «нужен или нет?» не актуален. Конечно, нужен, как без него?! Мобильник ребенка становится для многих родителей обязательным атрибутом правильного подхода к воспитанию. Сегодня даже трудно вообразить, как можно было несколько десятков лет назад отпускать гулять детей без постоянной связи с ними?

СМИ безудержным потоком льют в наше сознание новые и новые свидетельства об ужасах, происходящих в наших дворах и на улицах. И запуганные родители с удовольствием бы не только наделили чадо телефоном (по которому можно контролировать его каждые пять минут), но вживили бы в него какую-нибудь микросхему, которую нельзя ни потерять, ни сломать. В каждой шутке, как говорится, есть доля шутки… Скорее всего доживем и до этого.

И все же вопрос этот довольно серьезный, чтобы просто пошутить над ним. Действительно, ритм нашей жизни настолько изменился в последние десятилетия, что мы без мобильной связи просто «как без рук». Всем известна ситуация: вы отъехали от дома на работу или по делам, и вдруг обнаруживаете, что телефон остался дома! Лучше сразу разворачиваться и ехать обратно за ним. Мы привыкли ко всеобщей доступности всех настолько, что планируем встречи «приблизительно в этом районе», даты «по созвону». Многие персоналии для нас стали лишь номерами в записной книге мобильника, утеря которого ведет чуть ли ни к обрушиванию всего нашего бизнеса. Что поделать: в такое время мы живем!

Мобильник соединяет в себе множество качеств: читалки, напоминалки, навигатора, фотоаппарата, компьютера и других полезных устройств. Кроме того гаджет является символом значимости, неким жестом невербальной коммуникации, провозглашающим социальный статус владельца и требующим соответственного отношения к нему. Если раньше встречали только «по одежке», то теперь встречают и «по телефону».

В психологии появилось новое направление: определение характера человека путем истолкования мелодии его мобильника. То есть телефон – это не просто необходимость, продиктованная прогрессом, это целая область человеческой жизни со всеми радостями и печалями, выражающая аскетизм владельца или его гедонистический настрой. В свете этих рассуждений следует задать вопрос: если вы считаете, что вашему ребенку уже нужен мобильник, то каким он должен быть? Сколько он должен стоить и какими функциями обладать?

Какой мобильник подойдет ребенку?



Прежде, чем отвечать на этот вопрос, нужно сделать ряд уточнений:

  • О ребенке какого возраста пойдет речь?
  • Какими актуальными причинами вызвано ваше желание вручить ему телефон?
  • Какие дополнительные функции, на ваш взгляд, должны присутствовать в телефоне, чтобы сделать вашу жизнь и жизнь вашего ребенка удобнее и безопаснее?

Давайте попробуем дать типовые ответы на эти вопросы.

  • Скорее всего, речь идет о ребенке 6 – 7 лет, первокласснике. Интернет-статистика заявляет, что всего 25% первоклассников имеют сегодня мобильные телефоны. Надо признаться, что это относительно не много (если оценивать общественные настроения и цены на устройства). Естественно, эта цифра будет расти с каждым годом, об этом позаботятся реклама и новости СМИ.
  • Причины, по которым мы хотели бы наделить сына или дочь телефоном, просты: мы хотим знать, все ли с ним в порядке тогда, когда он вдали от нас. Попросту говоря, мы хотим контролировать их жизнь в целях безопасности.
  • Здесь мнения могут быть разными: кто-то убежден, что телефон школьника должен только звонить и ничего более; кто-то считает, что этого не достаточно, а нужно обязательно контролировать ребенка через системы спутникового позиционирования (GPS). Кто-то думает, что интернет – запретная область для детей, а кто-то не видит угроз попадания во Всемирную паутину. Кто-то не считает правильным покупать ребенку дорогой телефон, а для кого-то важно, чтобы ребенок получил еще один элемент самоутверждения среди сверстников.


Первоклассник и мобильный телефонВполне возможны другие варианты ответов. Для каждого родителя может быть свой ответ, отражающий частицу его мировоззрения. Другими словами, каждый решает сам. Можно лишь напомнить об объективных минусах и плюсах наличия и отсутствия мобильника у первоклашки.

«Плюсы» и «минусы» наличия телефона у ребенка


Положительные моменты наличия телефона у ребенка


1. Если ваш ребенок действительно нуждается в том, чтобы быть постоянно с вами на связи, если школа, в которую он ходит, располагается достаточно далеко от дома, наличие у него мобильного телефона будет только положительным моментом. Также если в его графике есть возможность изменений, например: внезапно изменяются мероприятия в расписании, будет неплохо, чтобы он имел возможность сообщить вам об этом. Бесспорным плюсом является возможность быстрой связи с родителями.

2. Поскольку телефон для ребенка – одна из «полезных игрушек», есть опасность, что школьник будет отвлекаться в классе на игры или СМС послания, чем может создать помеху для занятий других учеников. В определенном смысле телефон может стать средством воспитания силы воли, и это положительный момент.


3. Телефон для ребенка – одна из первых его личных вещей, его собственность. Хранить и беречь ее – то, чему он должен научиться. Если родители перед тем, как сделать такой подарок, объяснили ценность аппарата и попросили бережно с ним обращаться, телефон будет также и средством воспитания ответственного отношения к вещам.

Ребенок играет на телефоне4. Если вы позволяете ребенку звонить не только вам, но и друзьям, в его телефонной книге будет формироваться список контактов, которые составят круг общения ребенка (который можно иногда подвергать контролю).

Отрицательные моменты наличия мобильника у ребенка


1. Аналитическая компания Nielsen недавно провела исследования на тему: сколько в среднем времени проводят молодые люди в социальных сетях. Оказалось, что не менее 25% своего личного времени молодежь «зависает» в Твиттерах и Фейсбуках. Это довольно настораживающие данные, т.к. отрыв от реального общения негативно сказывается на социализации человека. Мобильный телефон – инструмент выхода в интернет, и нужно научить молодую личность делать верный выбор.

2. Мобильные телефоны нередко являются объектом «охоты» различных мошенников и грабителей. По этой причине лучше не покупать детям дорогие аппараты. А также проинструктировать их о том, чтобы не передавать мобильник незнакомым людям.


3. Недорогая модель телефона может стать объектом незаслуженных насмешек и унижений со стороны сверстников, имеющих более дорогие модели. Необходимо также научить ребенка правильно реагировать на подобные ситуации, предотвратив формирование заниженной самооценки.

Итак, быть телефону у ребенка или не быть – решать вам. Взвесив все плюсы и минусы, примите ответственное решение. Главное – целесообразность и последовательность в вашем надзоре за школьником, а также забота и доверие к человеку, вступающему во взрослую жизнь.