Отменяя школам сметное финансирование, чиновники обещали им экономическую свободу. Судя по всему — снова обманули.

Прошел месяц с начала учебного года — первого, который российские школы провели полностью по знаменитому федеральному закону №83 о финансировании бюджетных организаций. Немедленной гибели всей средней школы, к счастью, не произошло: учителя и руководство школ — люди достаточно тертые и живучие. Кое-какие изменения, однако, уже почувствовали не только внутри школ, но и ученики и родители.

Например, с самых первых сентябрьских дней возникли трудности с «продленками». В одной из школ района Отрадное, например, на родительском собрании выяснилось: на бесплатной группе продленного дня для первоклассников предусмотрено всего семь мест. Платную же группу при школе организовывать не имеют права, сообщили учителя Ирине К., матери первоклассника Дмитрия. Подобная ситуация, по словам родителей младшеклассников, сложилась еще во многих московских школах.

Ситуация в школах района Щукино сложнее: там на «продленку» принимают всех желающих, но от родителей при этом требуется полностью «отбывать» день в группе как минимум до 17.00.

«Так чиновники департамента борются с приписками, — пояснила «Правмиру» преподаватель группы продленного дня одной из щукинских школ Елена П. — По группам иногда ходят проверки, и если в списке ребенок значится, а в наличии его нет, нас подозревают, что мы набрали в группу «мертвых душ». Поэтому, во избежание накладок, мы просим не забирать детей днем, а те, кто всегда уходит раньше времени, будут исключаться из группы».



Фото: Арина Сорокина, photosight.ru
Фото: Арина Сорокина, photosight.ru


Новые правила — и в «учреждениях дополнительного образования», то есть в музыкальных, спортивных, художественных школах. Волнения для родителей начались с лета, когда выяснилось, что прием в эти заведения теперь ведется только через интернет-портал госуслуг правительства Москвы.

Причем — в первую очередь идут те, что «по месту регистрации», остальные — только по остаточному принципу. В итоге многие родители до начала учебного года так и не смогли разобраться в правилах поступления; в самих же музыкальных и т. п. школах — недобор учащихся (что при нынешнем подушевом финансировании угрожает их существованию).

И не только недобор. Учителя в «дополнительных» школах волнуются, что их могут вскорости начать «уплотнять» — в чисто территориальном смысле. «Моих присутственных дней — четыре в неделю, — рассказала «Правмиру» преподаватель одной из музыкальных школ северо-запада столицы Майя Л. — Вопрос сейчас стоит так: если мои ученики не смогут занять самостоятельными занятиями три оставшихся дня, у нас могут отнять помещение. Поэтому я изо всех сил агитирую ребят заниматься и в субботу, и в воскресенье».

Чем оборачивается «оптимизация» помещений — когда чиновникам кажется, что музыкальная школа может уместиться и на меньшей площади — уже понятно: например, в «излишках» помещений музыкальной школы им. Я. Флиера района Щукино сейчас ведется ремонт и делается отдельный вход. Здесь вскоре будет новая аптека.

Вслед за подушевым финансированием и системой госзаказа — и то, и другое предусмотрено 83-м федеральным законом — в школы пришли усиленные за несколько последних лет бюрократические механизмы контроля за расходованием средств. Этого не учли ни сторонники, ни противники нового порядка финансирования в тот момент, когда вокруг него велись дискуссии.

С формальной точки зрения всё вполне логично: подушевое финансирование означает, что перечисляемые бюджетным учреждениям суммы постоянно меняются. А если суммы меняются, то во избежание казнокрадства необходим тщательный учет и контроль. Всё чрезвычайно логично — и чрезвычайно же усложняет и без того трудную жизнь всех, кто занят в образовательной сфере.

Минувшим летом группа учеников одной из лучших московских школ была в традиционном летнем лагере на Соловках. По стечению обстоятельств руководство монастыря и администрация музея не смогли поселить ребят, по сути, приехавших на остров в роли трудников. Школа поселка Соловецкий для москвичей также оказалась закрыта — с тех пор, как два года назад директор этой школы за поселение столичных школьников лишилась должности и едва не лишилась свободы.

Школьникам пришлось поселиться в гостинице — при том, что профинансировать такое размещение окружное управление образования согласилось. Однако деньги дошли до руководителя экспедиции лишь в самом конце августа — до этого момента вся группа жила в складчину, буквально на грани голода. Причина задержки, как неофициально объяснили в департаменте — обилие контролирующих инстанций на пути от бюджета к ученикам.

Этот тотальный контроль пока не убивает школы, но всерьез испытывает их на прочность. Попутно унижая и подавляя учителей — главный ресурс, который пока еще может позволить российскому школьному образованию подняться.

Учителя известнейшей столичной 57-й школы недавно узнали, что годы, отработанные в этом учреждении, не идут в зачет Пенсионного фонда как стаж в государственной общеобразовательной школе. Потому что в названии легендарной 57-й нет формулировки «Государственное бюджетное образовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа». Если это не унижение для педагогов — то что?

Самое же обидное — что грозные контрольные начинания слишком часто завершаются комично, по принципу «чижика съел». Так, например, еще в январе этого года в Курчатовском центре культуры (бывший дом культуры одноименного института атомной энергетики) была введена пропускная система: посетителям многочисленных кружков и секций за 100 рублей оформили именные пропуска, а рядом с входом посадили проверяющего их охранника.

Однако уже весной предъявлять эти пропуска продолжали только энтузиасты — среди детей немало любителей помахать перед охранником «настоящим документом» — а случаев, когда при отсутствии пропуска кого-то не пускали в помещение, не было ни одного. В сухом остатке — администрация ДК собрала с посетителей деньги и отчиталась за принятые дополнительные меры безопасности.

Впрочем, «необязательность исполнения» нынешних законов, возможно, как раз и внушает надежду на выживание.