Душевная чуткость
Дочь остановилась возле мужчины, сидящего у стены дома. «Он, наверное, заболел?» - сказала она. «Здорово перебрал», - подумала я. «Нужно вызвать скорую помощь», - продолжила юная «мать Тереза». «Вытрезвитель, вот, что ему необходимо!» - пробурчала я. Дочь не услышала. Она пришла в сильное возбуждение. Затеребила меня, переводя глаза с него на меня. Дочурка впервые столкнулось с болью и мукой. Взглянув в умоляющие глаза малышки, вызвала «Скорую». Оказалось, у командировочного из Красноярска случился сердечный приступ. Дочь спасла человека, а мне преподала урок сострадания и доброты.
Уча этим прекрасным человеческим качествам большей частью на примере художественной литературы, в жизни я к ним прибегала редко, распространяя выборочно. Любить и испытывать сострадание априори, как делала моя кроха, я не могла. Пятилетний ребенок оказался щедрее и душевнее, чем его мама.
Радость бытия
Дочка усердно готовилась к встрече Нового года. Она проштудировала книги, посвященные досугу, написала план новогоднего шоу и подготовила необходимый реквизит. Новый год прошел по привычной программе: гости, поздравительная речь президента, застолье, уличный фейерверк. Когда отяжеленная деликатесами компания растеклась по комнатам, дочка попросила всех снова собраться в гостиной и выступила как конферансье. Объявила музыкальный конкурс, затем были спортивные соревнования, потом шло отгадывание шарад. Дочь смогла в течение полутора часов удерживать внимание взрослой публики. Она вполне профессионально меняла номера: подвижные игры сменялись заданиями на смекалку, затем шла пантомима и снова интеллектуальные задания. Всегда под рукой у нее был нужный реквизит. Она не уставала поддерживать и ободрять участников. Развлекательное ночное шоу шло в хорошем ритме, при позитивном настрое. Конечно, не сразу взрослые дяденьки и тетеньки, к тому же после сытного застолья включались в разгадывание шарад или хождению по клочкам бумаги, но небывалый детский задор, старание поднять публику, развеселить, ободрить, возымело свое действие.
Это был хороший урок для меня. Как минимальными средствами, имея лишь большое желание можно раскрасить свой досуг, привычное времяпровождение наполнить игрой, куражом и весельем. Если это под силу ребенку, то взрослому сам Бог велел…
Терпение, еще раз терпение
Дочь учила меня новому танцу. Но, увы, я не в силах была запомнить последовательность элементарных движений. Моя маленькая танцовщица, не раздражаясь, повторяла телодвижения, ставила мои руки и ноги в нужную позицию, подходила, поправляла меня. Она ни разу не сорвалась, только подбадривала: «Мама, у тебя все получится!»
Дочка преподала не урок танцев, а урок терпения и выдержки. И теперь, когда я занимаюсь с ней домашними заданиями, и мое терпение подходит к концу, я готова сорваться, вспоминаю звонкий детский голосок: «Мама, у тебя все получится!»… и продолжаю объяснения.
А почему бы нет?
На любой вопрос, прежде чем дать привычный отрицательный ответ (так проще и спокойнее), спрашиваю себя: «А почему бы нет?» Этому научили дети.
«Мама, а можно положить варенье в кашу?» «А почему бы и нет?» - говорю я, предполагая, что молоко свернется, но молоко не сворачивается, каша с вареньем оказывается намного вкуснее. «Мама, а пойдем домой вот этой дорогой». Мы идем новой дорогой к дому, и она оказывается короче и удобнее привычной дорожки. «А давай придумаем свои правила игры?» - предлагает сын. «А почему бы и нет?» И мы играем в новые игры. Я научилась быстро бегать спиной вперед, вслепую играть в шашки, перепрыгивать через три ступеньки…
Жизнь раскрасилась, словно снялось доселе не осознанное табу на поступки, мысли, эмоции. Я стала более открытым и искренним человеком. Научилась не стесняться своих эмоций, и открыто выражать их. Например, незнакомому человеку на улице - улыбнуться и сделать комплимент… Исчезла взрослая боязнь «Что обо мне подумают?!». Появился некий драйв, задор, который вызывает у окружающих лишь положительные эмоции.
Всепрощение
Дети живут «здесь и сейчас». У них почти нет прошлого, а будущее представляется в плотной дымке. Поэтому они легко забывают, что произошло недавно, не помнят о конфликтах и ссорах. Я продолжаю дуться и мусолить в себе обиду на детей, а малыши забывают, подскакивают и тараторят что-то, уже не помня о ссоре. Иногда думаю: «А стоит ли?» Если бы у взрослых была такая же «короткая память», то, наверное, исчезла бы месть, зависть, ревность. Мы были бы не только психологически, но и физически намного здоровее. Не разъедали бы нас негативные чувства. Дети легко прощают, не задумываясь «кто прав, кто виноват». Может, стоит и взрослым перенять талант всепрощения? Какой смысл пережевывать вчерашнюю обиду?
Как аукнется, так и откликнется
Жизнь в семье напоминает жизнь за стеклом: ничего не утаишь, не скроешь. «А кто звонил? А почему ты надела это платье? Что смешного в этом фильме?..» Вопросы беспрестанной чередой следуют друг за другом, и приходится все разъяснять. Был период, когда я отмахивалась от детских расспросов и однажды услышала в ответ: «Зачем? Ты все равно не поймешь!» Я позабыла, что дети все копируют. Нельзя ждать искренности по отношению к себе, замуровав свой мир от детей.
Не имея наработанных стереотипов поведения, дети копируют взрослых. Дети научили меня большей ответственности: держать слово, делать самой то, что от них требую. Я леплю детей, дети лепят меня.
Теперь я перехожу дорогу только на зеленый свет: на меня же смотрят дети! Общаясь в магазине, я четко выстраиваю беседу: здороваюсь, затем следует просьба – утверждение, благодарность, прощание. Меня же слышат мои дети! Вещи кладу на место, за собой убираю. Меня же копируют! Да, часто не хочется, но я осознаю, что для детей являюсь примером и не могу от них требовать порядка и аккуратности, если сама недисциплинированна. Малейшая поблажка себе любимой, и в ответ - возмущенный выстрел: «А сама?!»
Быть «на чеку», зная, что твое поведение отслеживается детскими глазками и усердно копируется, стало для меня нормой и не напрягает - переросло в привычку.
Детьми имитируется не только внешнее родительское поведение, но и мироощущение папы и мамы. Как взрослые подходят к решению различных вопросов, как выходят из конфликтных ситуаций, какими способами добиваются намеченных целей, какой стереотип поведения выбирают и в какой эмоциональный фон это окрашивается.
Понаблюдайте, как дети общаются друг с другом и со сверстниками, и вы увидите свое отражение. Ребенок «берет» голосом, доказывая свою правоту или якобы «не слышит», то, что не хочет слышать, обещает, но не выполняет, перекладывает ответственность на другого. Возможно, именно так вы ведете себя в аналогичных ситуациях?
Меняйтесь сами и изменятся ваши дети.