Продолжение. Начало читайте здесь.

Родители школьников часто слышат термин «абстрактное мышление», «образное мышление», «пространственное мышление» или «представление предмета в пространстве». Что это такое? Для чего оно нужно Вашему ребенку? Как его развивать?

Образное, абстрактное мышление - это перевод реального предмета или процесса в область мыслей, его перевоплощение, с различными вариантами исхода данной ситуации. Когда ребенок говорит, что «облака - белокрылые лошадки», он задействует свое образное мышление и в некоем размытом образе способен увидеть, то есть вообразить вполне конкретный предмет с «настоящими» свойствами и даже в движении.

Подобное мышление помогает человеку достаточно быстро решать сложные задачи. Так, абстрактное мышление необходимо для физиков, химиков и математиков, чтобы строить свои модели, представлять различные процессы, изучать свойства предметов, доказывать законы и решать задачи. Без пространственного мышления не обойтись архитектору и строителю. Помимо специальных знаний строительства, им необходимо представлять свое строение не только на чертежах, но и в «уже готовом виде». Образность мышления - это сокровище инженерной мысли: разрабатывая новую деталь, инженер мысленно представляет ее вращение, поступательное движение, взаимодействие с окружающей средой. При помощи образного мышления артист перевоплощается в новый жизненный образ и представляет себя в определенной исторической эпохе, он приобретает даже совсем другой характер и привычки на время представления в театре или в кино. Поэт, художник, дизайнер и композитор создают образы на основе пережитых мгновений, испытанных чувств. В момент «озарения» они снова погружаются в ту атмосферу мыслей и чувств, которые буквально охватывают их и начинают творить свои произведения.

Практически во всех сферах деятельности есть необходимость в образном, абстрактном мышлении. Человек с развитыми навыками мыслить широко, за счет образов, легче запоминает учебный материал. Он способен увидеть что-то новое в обыденном и даже сделать открытие. Ему проще найти выход из ситуации, многократно прокрутив различные образы в уме. Такой человек может буквально оттолкнуться от реальности.

Как и в любом деле, в развитии образного мышления важна тренировка.

Предложите своему ребенку поиграть в игру с различными образами. С ребенком раннего возраста играйте в более простые игры, с дошкольником и школьником - усложняйте занятия.

Возьмите любую детскую игрушку и придумайте целую историю про нее. Начните с ее описания. Какая она? Большая или маленькая, твердая или мягкая, тяжелая или легкая, какого цвета, есть ли у нее имя. Это реальные данные об игрушке. А теперь предложите пофантазировать. Пусть ребенок расскажет о любимых занятиях мишки, о его друзьях, семье, привычках. Для поезда и железной дороги придумайте новую не стандартную ситуацию. Вместе с ребенком придумайте историю о самом обыденном предмете. Например, о табурете. Начните с описания, затем немного «одушевите его», представьте, что он может думать, чувствовать, о чем мечтает и проч. Это очень забавная игра, которая нравится детям.

Тренируйте образное выражение мыслей ребенка: спрашивайте, на что похож тот или иной предмет, какими качествами (одушевленными и неодушевленными) он обладает. Прочитав сказку, спрашивайте ребенка о понравившихся героях, предложите продолжить эту историю. Что могло бы быть дальше. Разберите сюжет произведения и характеры главных героев. Спросите ребенка, как главный герой вел бы себя в саду, школе или с друзьями, что он мог бы подарить другу на день рождения, куда поехал бы на школьных каникулах.

Воспользуйтесь уже готовыми играми для развития образного мышления у ребенка. Паззлы позволяют ребенку научиться представлять части целого в едином мысленном образе еще до собрания картинки. Удерживая в мыслях готовый образ, ребенок подбирает подходящие по размеру, форме и изображению частицы.

Кубики помогают ребенку представлять предмет в пространстве, особенно, если к ним есть определенное задание. Читая задание, ребенок мысленно представляет к какому результату в строительстве из кубиков ему нужно прийти. Когда он начинает работу, то мысленно возвращается к образу, который необходимо построить. Идет постоянный обмен «реальное строительство - мысленный образ». Таким же свойством обладают различные конструкторы. Только взяв их в руки, ребенок начинает представлять различные образы готовых предметов.

Развивайте образное мышление ребенка. Это способствует успехам ребенка в школе, приобретению новых полезных навыков, дает основу для будущей профессии.