До беременности Беременность Роды От 0 до года От 1 до 3 От 3 до 7 Старше 7 Питание Брат-сестра Семья Досуг Библиотека

Мишель Оден. Изучение любви

Мишель Оден широко известен во всем мире как врач, введший в 1970-х гг. в акушерскую практику бассейны и комнаты с домашней обстановкой. Сначала надувной бассейн использовался для облегчения схваток, но впоследствии из этой практики сформировалась методика водных родов.

Начало этой традиции, ставшей нормой в современном клиническом акушерстве Запада, Оден положил в родильном отделении многопрофильного государственного госпиталя г. Питивье (Франция). Его практика штатного хирурга и акушера в Питивье продолжалась в течение двадцати одного года (1962—1983). Этот период своей жизни доктор Оден описал в книге «Возрожденные роды» (Birth Reborn), вышедшей впервые в 1984 г., переведенной на 13 языков (в том числе на русский) и издающейся до сих пор. Работая вместе с шестью акушерками и принимая около тысячи родов в год, он сумел добиться отличной статистики с низким процентом медицинских вмешательств. Его подход был освещен в известных медицинских изданиях, таких как Ланцет, и в телевизионных документальных фильмах (например, «Возрожденные роды», BBC). С 1985 г. и до настоящего времени доктор Оден живет в Лондоне и практикует домашние роды (которые являются частью официальной системы родовспоможения Великобритании).


Ниже мы публикуем главы из книги Мишеля Одена "Изучение любви" ("Научное познание любви").

Неразбитое зеркало


Изучение человеческой способности любить началось, как это часто бывает, со случайных открытий. Эти открытия были сделаны много лет назад, и для того, чтобы их обнаружить, нужно немало терпения и везения. О работе Юджина Мараиса, известного южноафриканского поэта, я узнал по счастливой случайности. Наблюдая поведение животных, он сделал выводы, которые позднее были подтверждены экспериментами многих ученых-биологов.

В 1920 году Мараис провел эксперимент, подтверждающий его интуитивное ощущение, что существует связь между болью при родах и материнской любовью. Зная, что в стадах антилоп за последние 50 лет не было ни одного случая, чтобы самка отказывалась от своего детеныша, он стал изучать группу из 60 животных. Мараис начал обезболивать роды у самок с помощью хлороформа и эфира. После родов эти самки отказывались принять новорожденных детенышей. Анализируя поведение разных видов животных, Мараис установил простое правило – любовь и забота матери связана с болью при родах.

В середине двадцатого столетия были популярны теории о том, что боль при родах неестественна. Ведь все другие функции организма безболезненны, когда они протекают нормально. Поэтому силы науки были брошены на изобретение искусственных обезболивателей. Но если бы работы Мараиса были широко известны, ученые подходили бы к этому более осторожно.

Эксперименты с животными приводят к простым и недвусмысленным выводам: если нарушается естественный процесс родов, то самки не заботятся о своих новорожденных. Поведение человека намного сложнее. Человеческие существа общаются при помощи слов. Они создают произведения искусства. Их поведение не так прямо зависит от их гормонального баланса. Когда женщина знает, что она ждет ребенка, она может предвкушать проявление материнского поведения.

Однако это вовсе не значит, что мы не можем учиться у самок животных. Эксперименты с животными могут показать нам наши собственные проблемы.

Если антилопа перестает заботиться о своих детенышах после родов, во время которых она несколько раз вдохнула хлороформ и эфир, что же может происходить с человеком? Не следует ли нам задуматься о будущем нашей цивилизации, если естественный процесс родов грубо нарушается?

Биологические науки – словно зеркало, в котором мы можем видеть свои собственные рефлексы. Юджин Мараис мог изучать жизнь и природу человека с разных точек зрения. Поэт, журналист и практикующий адвокат, он изучал религию, право, медицину и биологию, анализируя поведение животных. Глубоко понимая любовь, боль и человеческую природу, он видел связи между всеми этими науками.

В начале двадцатого столетия знания зеркало было не очень гладким, но изображение было видно полностью. Сегодня это зеркало блестяще отполировано. В нем различимы бесконечно мелкие детали, но зеркало разбито на тысячи кусков. Специалисты, которые так хорошо разбираются каждый в своей области, не могут увидеть связи с другими науками, чтобы представить целое.

Наша задача – восстановить полную картину как можно яснее. Мы начнем с установления связи между самыми большими кусками зеркала, освещая их с точки зрения различных наук. Затем мы посмотрим на множество мелких кусочков, все еще не связанных друг с другом.

Учась у утят, овец и обезьян


В 1930-м году был проведен опыт, который стал легендой. Основатель современной этологии * , Конрад Лоренц, сообщил, что однажды он расположился между только что вылупившимися утятами и их матерью и начал имитировать кряканье утки-матери. Эти утята привязались к Лоренцу на всю жизнь, следуя за ним, к примеру, когда он прогуливался в саду. Так возникла идея о том, что существует короткий, но критический период сразу после рождения, который никогда не повторится.

Все опыты по исследованию привязанности между самкой и детенышами подтверждают, что у огромного количества видов птиц и млекопитающих период сразу после рождения – особенно чувствительный и значимый.

Известны опыты биолога Бриджеса, который изучал роды у крыс. Если самку беспокоили во время родов, они длились дольше, и нарушалась связь между матерью и детенышем. Если самке не давали вылизывать своих детенышей после рождения, то у нее ослаблялся материнский инстинкт. Те самки, которые вылизывали малышей, даже после 25-дневной разлуки больше заботились о них, чем те, которые не вылизывали вовсе.

Опыты Бриджеса доказали, что материнское поведение устанавливается в самый первый период после родов. Если малыши оставались с матерью на 4 – 6 часов после рождения, самка проявляла материнское поведение даже после 25-дневной разлуки. А результаты подобных экспериментов Сигеля и Гринвальда подтвердили, что после раннего разделения самки и детенышей у хомяков самка теряет материнский инстинкт.

Позднее, Кребель и Поиндрон выявили связь между процессом протекания родов и материнским поведением и у овец. Если овцы рожали с эпидуральной анестезией, они не заботились о детенышах.

Очень интересны опыты американского профессора Харлоу. Он одним из первых исследовал отношения между матерью и детенышами приматов – вида, близкого к человеку. Одна обезьяна воспитывалась без матери, а у другой вместо матери был проволочный каркас, обтянутый шкурой и снабженный трубками, через которые подавалась пища. Когда в клетку вносили страшный предмет, обезьяна, воспитывавшаяся без матери, забивалась в угол в каком-то безграничном отчаянии. А вторая на какое-то время пряталась за свою искусственную «мать», а потом, справившись со страхом, принималась изучать предмет и, в конце концов, даже разломала его! У взрослых обезьян, лишенных в детстве материнской любви и общения со сверстниками, проявлялись тяжелые нарушения сексуального поведения, а отношение самок к их собственным детям поражало равнодушием и жестокостью.

В результате этих экспериментов Харлоу пришел к выводу, что привязанность между матерью и ребенком является прообразом всех других проявлений любви. В способности общаться, в сексуальных взаимоотношениях, в заботе о собственных детях проявляются разные грани одного и того же чувства – любви. А способность любить зависит от связи между матерью и ребенком, чувство которой рождается в первые часы после родов.

Этологи исследуют и человеческое поведение. Например, германский этолог Эйбл-Эйбесфелд с помощью скрытой камеры изучал флирт во многих странах мира. Он описал универсальные виды заигрывающего поведения. Оказалось, что пристальный взгляд – это один из самых действенных способов установления контакта. Читая об этих исследованиях, я не могу не думать о том, как действует на мать взгляд ее новорожденного младенца…

* этология – наука о поведении животных организмов

Влияние периода, близкого к родам, на последующую жизнь


Наш Центр Исследований Первичного Здоровья изучает взаимосвязь между периодом внутриутробной жизни, родов и первого года жизни ребенка и всей последующей жизнью человека. Центр имеет базу данных, содержащую результаты сотен научных работ, опубликованных в авторитетных научных и медицинских журналах.

Все эти исследования обнаруживают связь между различными нарушениями способности любить – будь то любовь к себе или к другим – и событиями периода, близкого к родам. И эта связь затрагивает важнейшие социологические проблемы.

Особо жестокая преступность


Многие факты говорят о том, что жестокие преступления совершают люди, неспособные любить других. Изучая факторы риска преступности, сотрудник Университета Лос-Анджелеса Адриан Рейн и его исследовательская группа проследили истории 4269 мужчин, рожденных в одной из больниц Копенгагена. Они выяснили, что дети, перенесшие тяжелые роды и разлученные с матерью сразу после родов, с большой вероятностью могут стать жестокими преступниками в возрасте до 18 лет. Интересно, что сами по себе ранее разлучение или отказ матери от ребенка не являются факторами риска, если роды были нормальными.



Саморазрушительное поведение


Самоубийства подростков – еще одна проблема нашего времени. Нью-Йоркский ученый Ли Солк и его коллеги изучили истории 52-х самоубийц моложе 20 лет, и сравнили их с историями 104-х пациентов контрольной группы. Они выяснили, что дети, реанимированные после родов, имеют гораздо большую склонность к самоубийству в подростковом возрасте.

Шведский исследователь Бертиль Якобсон даже установил связь между способом самоубийства и типом родовой травмы. Вначале он собрал истории родов 412-ти пациентов, включающих самоубийц, и сравнил с историями 2901 контрольных пациентов. Он обнаружил, что самоубийства с удушением тесно связаны с асфиксией во время родов; самоубийства путем жестоких механических травм связаны с механическими травмами во время родов. Кроме того, выяснилось, что склонность к самоубийству у мужчин (но не у женщин), получивших родовую травму, повышается в пять раз.

Бертиль Якобсон изучал и наркотическую зависимость. Вместе с коллегой Карин Найберг они проанализировали истории 200 употребляющих опиаты наркоманов, рожденных в Стокгольме с 1945 по 1966 годы. Контрольными пациентами стали их родные братья и сестры, не употребляющие наркотики. Оказалось, что если мать получила определенный вид обезболивающего во время родов, ребенок имеет повышенный риск стать наркоманом в подростковом возрасте.

Аутизм – это тоже своего рода нарушение способности любить. Аутисты не общаются в детстве, не влюбляются в подростковом возрасте, повзрослев, они не имеют детей. Они живут в своем изолированном мире. Один из основателей этиологии Нико Тинберген, разделивший в 1973 году Нобелевскую премию с Конрадом Лоренцем и Карлом фон Фрейшем, исследовал невербальное поведение детей-аутистов. Он не только предложил подробное описание своих наблюдений, но и перечислил факторы, предрасполагающие к аутизму или усиливающие его симптомы. Выяснилось, что этими факторами являются осложнения при родах: «глубокие щипцы», роды с анестезией, реанимация новорожденного и стимулирование родовой деятельности. Работы Тинбергена и его жены представляют первую попытку выяснить связь аутизма с событиями первичного периода – внутриутробной жизни, родов и первого года жизни ребенка.

Именно после знакомства с Нико Тинбергеном я с особым вниманием прочитал отчет японского психиатра Риоко Хаттори. Г-жа Хаттори оценивала риск заболевания аутизмом в связи с местом рождения. Она выяснила, что дети, рожденные в определенных больницах, имеют значительно больший риск стать аутистами. В этих больницах обычным делом были стимуляция родов за неделю до естественного срока и использование при родах комплексной смеси болеутоляющих, анестетиков и анальгетиков.

Результаты исследований, устанавливающих связь между процессом родов и различными нарушениями способности любить, были опубликованы в авторитетных медицинских журналах. Однако практически все они остались без внимания в научной среде. Например, большая обзорная статья об аутизме в “ British Medical Journal ” не упоминает ни об одном из исследований связи этого заболевания с первичным периодом. Почему же эти работы не нашли отклика и не были продолжены?

Могут ли исследования быть запрещенными?


Поскольку я лично встречался с авторами этих исследований, я знаю о трудностях, с которыми они столкнулись. Перед смертью от инфаркта Нико Тинберген прислал мне ряд писем. Он был удивлен тем, что большинство детских психиатров «нашли его методы, факты и взгляды тяжелыми для восприятия». Он добавил, что он чувствовал «сомнение и даже резкое неприятие со стороны профессионалов».

Во время одной из поездок в Японию я встретился с Риоко Хаттори. После опубликования в 1991 году ее данных о детях-аутистах она была уволена с должности психиатра в Университетской больнице. В результате этого Риоко вынуждена была оставить надежду на развитие и продолжение своих исследований.

Я беседовал и с Ли Солк, изучавшем связь склонности к самоубийству с событиями перинатального периода. Он был обескуражен и удручен невниманием к своим открытиям. Вскоре после этого он умер от рака.

Бертиль Якобсон, исследовавший деструктивное поведение людей, преодолевал сопротивление этических комиссий, которые не допускали его к записям о родах, не давая ему возможности продолжать свои исследования.

Диссертация Карин Найберг о «перинатальных событиях как потенциальных факторах риска наркотической зависимости взрослых» была отклонена в Институте Каролинска без какого-либо технического, этического или научного обоснования – беспрецедентное событие.

Адриан Рейн, по происхождению британец, получил в Великобритании один за другим множество отказов в поддержке своих исследовательских проектов, пока не нашел возможности реализовать их в Лос-Анджелесе.

Но могут ли объективные исследования быть запрещенными? Ведь это не опыты над людьми, а ретроспективные исследования, изучающие прошлое детей, подростков и взрослых, у которых было что-то общее (они были убийцами, наркоманами и т.д.).

Всё начинается с внутриутробной жизни


В банке данных нашего Центра Исследований Первичного Здоровья есть научные исследования, изучающие влияние эмоционального состояния беременной женщины на последующую жизнь ребенка. Некоторые из них говорят о том, что эмоции, испытываемые беременной женщиной, могут сильно влиять на последующую общительность, агрессивность или – с другой стороны – способность ее ребенка любить. И это влияние может сохраняться очень долго.

Первые исследования были проведены двумя финскими психологами, проследившими истории жизни 335 людей, выросших без отцов. Причем у 167 из них отцы умерли до их рождения, а у 168 – в течение первого года жизни. Несмотря на то, что все эти дети воспитывались только матерью, лишь те из них, кто потерял отцов до рождения, имели повышенный риск алкоголизма, психических расстройств и криминальности. Эти результаты ясно показывают, что эмоции беременной женщины гораздо сильнее влияют на последующую жизнь ребенка, чем ее состояние в первый год после рождения малыша.



К похожим выводам приходят исследователи, изучающие жизнь детей, родители которых не хотели их рождения. В шведском городе Готенберг конце 1950-х было начато исследование жизни детей, матери которых хотели сделать аборт, но получили отказ. Были изучены истории 120 нежеланных детей и 120 детей контрольной группы в течение 21 года их жизни. Исследование было продолжено до 35 лет. В результате ученые пришли к выводу: уровень общительности в группе детей, чьим матерям было отказано в аборте, был гораздо ниже, чем у желанных детей. И в возрасте 35 лет это различие все еще сохранялось.

В 1966 году группа финских ученых пришла к выводу, что риск заболевания шизофренией особенно повышен у нежеланных детей. В это исследование были включены 11 000 беременных женщин, у которых на шестом или седьмом месяце беременности спросили, желательна ли беременность, преждевременна, но желательна, либо нежелательна вообще.

Довольно интересно, что исследования, изучающие влияние эмоционального состояния беременной женщины, не встречают такого неприятия в медицинской научной среде, как те, которые затрагивают сам процесс родов. Возможно, это объясняется тем, что медики не хотят отвечать за последствия медицинского вмешательства в роды. Кроме того, консервативное медицинское сообщество отрицательно относится к изменению самого подхода к родовспоможению и роли в нем врача.

Этологический * подход к изучению любви


Целью этологического подхода в данном случае является изучение отношения различных культур к процессу деторождения. Сравнивая различные культуры, мы продвигаемся в «изучении любви», потому что каждый народ в этом отношении уникален. Этология располагает множеством материалов о беременности, деторождении и первых днях после родов, из которых становится видно, что очень часто человеческие сообщества тем или иным образом вмешиваются в физиологический процесс рождения, навязывая различные образцы поведения в этот период.

Прежде всего, вмешательство в естественный процесс родов исключает возможность рожающей женщины уединиться, хотя все млекопитающие во время родов предпочитают, чтобы за ними не наблюдали. Согласно исследованию Бетси Лозофф, в 62 % человеческих сообществ на родовые муки пытаются активно влиять, поглаживая живот руками, даже постукивая по нему или расширяя вручную шейку матки. У многих народов распространено мнение, что молозиво – это нечто вредное для ребенка и его нужно уничтожать. Например, в Тюдоре или Англии во времена Стюартов, молозиво открыто рассматривалось как вредное вещество и подлежало удалению. Хотя согласно современным биологическим исследованиям, молозиво, выделяющееся из женской груди после рождения ребенка, имеет огромную ценность. Не зря ведь в новорожденных младенцах природой заложена способность находить материнский сосок в первый час после рождения.

Ритуалы, проводимые многими народами сразу после рождения ребенка, лишают мать и дитя их первого контакта, который имеет огромное значение для их последующих взаимоотношений. Быстрое перерезание пуповины, купание младенца, натирание его, тугое пеленание, связывание ножек, «окуривание» ребенка, прокалывание ушей маленьким девочкам, открывание дверей в холодных странах - все это примеры такого вторжения со стороны. В той же Англии мать не признавали «очищенной» после родов до тех пор, пока у нее не прекращались лохиа (кровяные выделения). Ей не разрешалось кормить грудью своего ребенка и общаться с ним, пока не производился обряд религиозного очищения.

Изучая экстремальные случаи


Понадобились бы тома, чтобы подробно описать особенности различных культур в области родовспоможения. Однако из беглого просмотра данных можно сделать простой вывод: чем больше то или иное сообщество культивировало агрессию и воинственность, тем активнее происходило вмешательство в процесс родов. Обряды и верования вводились для того, чтобы разрушить формирование у ребенка способности любить.

Ведь только будучи агрессивным, наш далекий предок мог победить в неравной борьбе за существование с природой и себе подобными.

В Древней Греции, в Спарте воспитывали воинов, если вы помните. Когда рождался мальчик, его бросали на пол. Если он выживал после такой экстремальной процедуры, значит, ему суждено было стать хорошим воином.

Вмешательство в процесс родов, в первый контакт матери и ребенка и распространение идей, подобных той, что молозиво вредно для ребенка, - довольно распространенное явление в разных культурах, а такого рода поведение способствует эволюционному господству. Проследив историю культур, достигших в своем развитии двадцатого века, можно заметить, что все они придерживались определенной стратегии выживания, которая заключается в порабощении природы и в превосходстве над другими человеческими группами. Достигалось это преимущественно путем ослабления в человеке способности любить, будь то любовь к родителям или к природе, к слову сказать, имеющей прямое отношение к любви к Планете Земля. Те народы, которые не придерживались агрессивной стратегии, закончили свое существование еще до начала развития сельского хозяйства.

Наша трактовка подтверждена данными об очень малом количестве доаграрных народов. У них была другая стратегия выживания. Она заключалась в том, чтобы жить в гармонии с экосистемой, развивая способность любить ближнего и все сущее на Планете Земля. Примером могут служить пигмеи, жившие в лесах Итури в Заире. У них был глубоко укоренившийся экологический инстинкт, в особенности огромное уважение к деревьям. Согласно материалам Джина Пьера Халлета, у них не было поверий или примет, связанных с процессом деторождения. Благодаря Мелвину Коннеру мы также знаем об «уединенных родах без посторонней помощи» у африканских охотников и собирателей! Кунг Сан: «Женщина, чувствуя раннюю стадию родовой деятельности, ничего никому не говоря, спокойно покидает деревню. Она проходит несколько сотен ярдов, в то время как роды неминуемо надвигаются, находит место в тени, очищает его, устраивает мягкую подстилку из листьев и рожает, сидя на корточках или лежа на боку – как сама того пожелает».

Несомненно, в тех человеческих группах, чья стратегия выживания была основана не на доминировании над Природой, вмешательство в физиологические процессы было минимальным.

Выводы, которые мы можем сделать с помощью этологического подхода, только укрепляются при рассмотрении их с разных ракурсов. Возможные длительные последствия короткого около родового периода подтверждены. Этнологический подход представляет идею любви к природе и показывает, что отношения к матери и отношения к Планете Земля – это две стороны одного и того же феномена.

Потрясая основы наших культур


Становится понятным, почему все, кто рассматривает связь процесса деторождения и человеческой способности любить, сталкиваются с большими препятствиями в своей работе: они расшатывают саму основу наших культур.

То, что в успешных человеческих сообществах – в тех, которые не вымерли – выгодно снижать и контролировать различные аспекты способности любить, включая любовь к Природе, объясняет широко распространенную тенденцию нейтрализации, препятствования и даже преследования тех, кто изучает и распространяет информацию о связи между способностью любить и тем, как мы были рождены.

Много общего мы найдем между современными эпидемиологами, банк данных которых позволяет бросить новый взгляд на перинатальные ритуалы, веры и практики, и передовым исследователем Человеческой природы Вильгельмом Рейхом, который заявил, что «цивилизация начнется в тот день, когда благополучие новорожденных младенцев будет важнее всех других соображений». Рейх умер в тюрьме. Его взгляды похожи на взгляды Фредерика Лебуайе, который в поэтической форме написал о родах и их последствиях, которые «везде»… «во всех наших безрассудствах, в нашем безумстве, наших мучениях, наших тюрьмах, наших легендах, эпосах и мифах». Идеи Лебуайе, будучи искаженными и нейтрализованными, трансформировались в «метод Лебуайе».

Эта концепция имеет много общего с идеями, переданными в легенде об Иисусе. Иисус был рожден в хлеву между самками, и он был Тем, кто провозглашал Любовь. Символизмом этой части легенды пренебрегали на протяжении двух тысячелетий.

Этологический подход также помог нам понять, что только те общества, которые развивали свою способность доминировать над Природой и другими человеческими группами, сохранились до конца тысячелетия. Все другие культурные сообщества исчезли. Но сейчас наступило то самое время, когда мы осознаем срочную необходимость развивать уважение к Планете Земля и другие формы любви. Человечество находится в поворотной точке, когда глубокие традиции и верования, связанные с перинатальным периодом, теряют свое эволюционное значение.

Сейчас мы достигли эпохи экологического сознания и научного изучения Любви. Человечество должно и может найти новые стратегии выживания.

Резюме


В большинстве известных человеческих сообществ до сих пор преимущественно снижались и контролировались различные аспекты способности любить, включая любовь к природе, и развивалась человеческая агрессивность. Чем больше в обществе необходимость в агрессии и способности разрушать жизнь, тем интенсивнее ритуалы и обычаи, вмешивающиеся в процесс родов.

* этология – наука о поведении животных организмов

Возрождение родов


Cоединив самые большие осколки разбитого зеркала, мы убедились в том, что зарождение в человеке способности любить тесно связано с событиями первых дней его жизни, поэтому околородовой период является в этом отношении критическим. Это достаточно серьезные причины для того, чтобы выяснить наше понимание родового процесса. Перед тем, как сфокусировать наше внимание на осколках поменьше, я предлагаю сделать краткий обзор физиологии родов.

Что обозначает термин «физиологический»


Мы не должны путать термин «физиологический» с термином «нормальный». То, что считается «нормальным» в одних странах, не является таковым в других. Термин «физиологический» также не означает, что «это должно быть только так». «Физиологический» – это контрольная точка, от которой мы постараемся сильно не отклоняться. Любое отклонение от физиологической сферы – это патология, поэтому важно знать степень такого отклонения. Физиологи исследуют нормальное функционирование тела, универсальное для всех культур. После тысячелетнего повседневного вмешательства культур в родовой процесс как никогда возникает необходимость вернуться к нашим корням.

Я начал понимать физиологию родов в начале 1960-х гг. благодаря одному наблюдению. При длительных и трудных родах в англоязычных странах иногда использовался препарат “GHB”, определенный фармацевтами как стимулятор родовой деятельности, усиливающий сокращения матки во время родов. Это вещество, в общем, довольно схоже с веществом мозга GABA, которое блокирует передачу информации от одной клетки мозга к другой. Под действием препарата GBH у роженицы снижалась мыслительная деятельность, она была возбуждена, кричала, вела себя как во сне… и роды проходили невероятно быстро и легко. Я понял, что стимулирующий родовую деятельность эффект здесь ни при чем, все дело в торможении мыслительного процесса, благодаря которому высвобождался поток гормонов.

Язык современной физиологии может доходчиво объяснить, что происходит с женщиной во время родов.

На языке физиологов


Чтобы родить, женщине нужно выделить определенный коктейль из гормонов. Не будем упоминать все их названия (окситоцин, эндорфины, пролактин, ACTH, катехоломин и т. д.). Обратим внимание на то, что все они берут свое начало в одной и той же железе – мозге. В наши дни традиционное разделение нервной и эндокринной систем устарело. Существует единая сеть, и мозг тоже является эндокринной железой, но не весь, а только его глубинная часть - очень старые отделения мозга, общие для всех млекопитающих (гипоталамус, слизистая железа и т.д.) Мы назовем его примитивный мозг. Во время родов примитивный мозг – наиболее активная часть тела роженицы. Если происходит какое-либо сдерживание при родах (или любой другой половой деятельности), то это, по данным современных научных исследований, связано с работой другого отдела мозга, высоко развитого у человека. Мы назовем его неокора.

Физиологами отмечен феномен, знакомый акушеркам, некоторым матерям и всем, кто сталкивался с родами без всякого медицинского контроля и применения лекарств. Во время родов наступает период, когда мать ведет себя так, как будто она «на другой планете»: отрезая себя от внешнего мира и уходя внутрь себя. Такое поведение на уровне ее сознания объясняется снижением активности мозгового интеллекта, т.е. неокоры. Акушерки, которые понимают этот существенный аспект физиологии родов, не сделают ошибки, пытаясь «вернуть роженицу в сознание». Они прекрасно понимают, что любая стимуляция неокоры головного мозга, т.е. интеллекта, мешает естественному течению родов.

Давая отдых интеллекту


Давайте рассмотрим, как это происходит с практической точки зрения. Есть несколько хорошо известных факторов, стимулирующих кору головного мозга человека.

Язык, в особенности мыслительный язык, является одним из таких факторов. Представим рожающую женщину, уже находящуюся «на другой планете». Она позволяет себе кричать, делать вещи, которые бы никогда не сделала в другой ситуации, забывает о том, чему училась или читала из книг. И вдруг, кто-то зашедший в комнату спрашивает, какой у нее почтовый индекс. Женщина оказывается в неожиданном для себя положении!

Яркий свет – еще один фактор, который будет стимулировать неокору головного мозга человека. Специалисты, делающие электроэнцефалограмму, знают, что зрительная стимуляция может влиять на показания прибора.

Ощущение, что за тобой наблюдают, также является видом стимуляции неокоры головного мозга. Правда, физиологи еще не дали окончательного ответа, каким образом воздействует присутствие наблюдающего. Хотя, в общем-то, всем известно, что все мы чувствуем себя по-другому, когда знаем, что за нами наблюдают. Другими словами, фактором, который способствует снижению контроля коры головного мозга, является уединенность.

Надо сказать, что в отличие от человека все млекопитающие, чья неокора головного мозга не настолько развита, стремятся рожать в уединении. Животные, ведущие ночной образ жизни, как крысы, имеют тенденцию рожать днем, в отличие, например, от лошадей, ведущих дневной образ жизни, и имеющих тенденцию рожать ночью. Дикие козы рожают на наиболее недоступных горных площадках. Наши близкие родственники шимпанзе тоже отдаляются от группы.

Выброс адреналина, в какой бы то ни было ситуации, также может стимулировать неокору головного мозга и в результате - сдерживать родовой процесс. Это значит, что рожающая женщина, прежде всего, нуждается в защищенности, которая является предпосылкой для изменения уровня сознания, характеризующего родовой процесс. По всему миру и во все века большинство женщин проявляло, как и самки животных, стремление к защищенности во время родов, а также к поддержанию низкого уровня адреналина насколько возможно долго. Роженицы должны были быть убеждены, что за ними никто не наблюдает, не осуждает, что где-то рядом находится их мать, или кто-то из близких родственников, или акушерка. Опытная акушерка сродни облику матери, с которой рожающая женщина чувствует себя защищенной.

Преимуществом для выживания у всех видов млекопитающих является тот факт, что роды не могут начаться, пока самка чувствует угрозу (она готова бороться или убегать от хищника). Роль адреналина в родах является комплексной: низкий уровень его облегчает первую стадию родов, и вместе с тем адреналин является частью потока гормонов в момент выброса их перед родами.

Некоторые женщины могут достигать такого снижения деятельности неокоры головного мозга и такой кульминации гормональной секреции, что последние секунды их родоразрешения можно сравнить с оргазмом. В начале 1980-х гг. корреспондентка BBC, посетив нашу больницу во Франции, стала свидетельницей родов первенца. Через час после родов она спросила молодую маму, что та почувствовала, когда появился ребенок. «Это было похоже на оргазм», - услышала в ответ корреспондентка, а затем и миллионы британских телезрителей.

Культурные заблуждения


Рассматривая родовой процесс с точки зрения физиологов, очевидно, что рожающая женщина нуждается в защищенности и что акушер с самого начала - это защитник. Это позволяет нам оценить все культурные заблуждения по поводу родового процесса в наши дни. В книгах о детях, например, очень часто можно увидеть картинку, на которой изображена рожающая женщина, рядом с которой два или три наблюдающих за ней человека. В медицинских книгах слово «роды» очень часто ассоциируется со словом «управление» – как можно управлять произвольным процессом? Кроме этого к неправильному пониманию родового процесса и настоящей роли акушера подталкивают описания помощников в родах в различных изданиях: считается, что сопровождающее в родах лицо – это активный помощник или руководитель. Слово «инструктор», очень популярное в США, где, кстати, акушеры вновь появляются после продолжительного отсутствия, также говорит о глубоком непонимании физиологии родов. Слово «поддержка» - наиболее сбивающий с толку термин, потому что им злоупотребляют. Предполагается, что женщина не может родить, пока кто-нибудь не наполнит ее какой-то энергией. Хочу привести пример, чтобы выразить то, что я чувствую, когда читаю или слышу слово «поддержка» по отношению к деторождению. Представьте себе маленького мальчика, который не может заснуть без присутствия своей мамы. Вы ведь не станете говорить, что ребенок нуждается в «поддерживающем человеке», чтобы заснуть. А ведь в обоих случаях человек должен чувствовать себя защищенным.

Еще одним свидетельством широко распространенного непонимания физиологического процесса родов служит использование продолжительного электронного мониторинга плода во время родов. Статистические исследования в этой области показали, что постоянное применение электронного мониторинга оказывает воздействие на ход родов, увеличивая количество кесаревых сечений. Сначала врачи отреагировали на это открытие заявлением, что, безусловно, надо пересмотреть правильность трактовки показаний прибора, что помощники при родах должны быть подготовлены в соответствии с современными научными методами. Впоследствии эта реакция сфокусировалась на необходимости применения более сложной техники продолжительного мониторинга. Но ни у кого не возникло мысли пересмотреть сам принцип воздействия продолжительного мониторинга: постоянное наблюдение за функциями тела роженицы является стимулом неокоры ее головного мозга, а это, как мы уже говорили, осложняет роды. Другими словами, электронный мониторинг плода - безусловно, эффективное средство определения отклонений в ходе родов и в состоянии плода. Но при этом сам же метод становится причиной возникновения различных отклонений в процессе родов.

Наш обзор физиологии родов сознательно упрощен. Он основан на совокупности научно установленных фактов и практических знаний. Например, сдерживающее воздействие адреналина может рассматриваться как научно установленный факт, а ответ рожающей женщины на вопрос о почтовом коде – это практическое знание. Противопоставление между неокорой и примитивным мозгом – это упрощенный и удобный способ сконцентрироваться на главном. Если бы нашелся способ сканировать мозг рожающей женщины без непосредственного вмешательства, нас бы ожидало много сюрпризов.

Резюме


Обзор физиологии родов - лучший способ выяснить основные потребности рожающей женщины. При родовом процессе активная часть тела - это примитивная часть мозга, которая функционирует в качестве железы, выделяя гормоны. Неокора головного мозга – плохой помощник в родах, потому что любая стимуляция неокоры матери – интеллектуальные беседы с ней, яркий свет, присутствие чужих людей, состояние незащищенности, стимулирующее выделение адреналина – вызывает сдерживание родового процесса. Снижение активности мозга помогает женщине почувствовать себя «на другой планете», а значит, ее роды будут протекать наиболее физиологично и нормально.

КТО МОЯ МАМА?


Этот осколок разбитого зеркала еще как следует не отшлифован. Очевидно, что отношения матери и ребенка подразумевают способность ребенка идентифицировать свою мать. Существуют множество работ, исследующих сенсорные восприятия зародыша и новорожденного. Несмотря на то, что эти исследования содержат обширную и достоверную информацию о развитии различных сенсорных функций в отношениях матери и ребенка, сведения об объемах информации, воспринимаемой зародышем и новорожденным, до сих пор открыты для обсуждений.

Чувство Обоняния


Существуют веские данные о том, что дети быстро развивают способность узнавать мать по её характерному запаху. Следует помнить о том, что 1-2 процента наших генов направлены на производство рецепторов обоняния. Почему-то принято недооценивать важность чувства обоняния среди людей, тогда как для большинства млекопитающих оно играет первоочередную роль и в адаптации новорожденного, и в социальном поведении.

Сегодня распространено мнение, что специализированные рецепторы формируются в результате химической стимуляции на последних месяцах беременности. Перепонки, закрывающие ноздри ребенка, растворяются в середине внутриматочной жизни, таким образом, пахучие вещества в амниотическом потоке могут входить в контакт с обонятельными рецепторами носа ребенка во время вдоха. Запахи также могут достигать рецепторов посредством диффузии носовых кровеносных сосудов. Четкая реакция на сильные запахи отмечается у детей рожденных за два месяца до срока. Простые эксперименты показывают, что новорожденные проявляют значительный интерес к запаху амниотической жидкости в течение часа после рождения. Из этих фактов можно сделать вывод, что запах матери знаком младенцу уже при рождении, и это знакомство, несомненно, играет роль в его адаптации к внематочному существованию.

Еще в 1963 г. Энген продемонстрировал сложные реакции новорожденных детей на различные запахи. Возможно, что чувство обоняния является одним из главных «проводников» к соску. В 1970 при изучении различных условий среды, необходимых для «раннего выражения рефлекса узнавания», я подчеркивал важность создания благоприятного обонятельного климата в родильной комнате, поскольку сильный больничный запах не дает возможности новорожденным легко найти материнскую грудь. Из рассказов некоторых женщин, я узнал, что по мере приближения родов обостряется обоняние. Очень часто рожающая женщина способна ощущать очень тонкие запахи. Очевидно, что мать и ребенок используют свое обоняние, чтобы узнать друг друга сразу после рождения.

Стоит упомянуть эксперименты МакФларена, которые показывают, что 10-тидневный ребенок может отличить медицинскую подушку, которая соприкасалась с грудью его матери, от подушки, которая соприкасалась с грудью другой кормящей женщины. Группа французских исследователей провела похожие эксперименты, начиная с момента рождения. Они обнаружили, что уже через три дня после рождения, ребенок может отличать запах молока своей матери от молока женщины, которая родила ребенка в тот же день. Более того, ребенок способен различать запахи шеи и рта своей матери. Хуберт Монтагнер подвел итог этих открытий, заявив о том, что ребенок способен определять химической состав идентичности своей матери. В поздних исследованиях Питер Хеппер просил матерей есть или, наоборот, воздержаться от употребления чеснока в последние недели беременности. После рождения дети женщин, употреблявших чеснок, быстрее других распознавали запах подушек, пропитанных запахом чеснока. Следует упомянуть также серию экспериментов, проведенных Гернохом и Портером. Их опыты показывают, что новорожденные дети могут узнавать своих родителей уже только по запахам их подмышек. Дети, которых кормят грудью, могут отличать вторичные запахи своих матерей от запахов других кормящих или небеременных женщин; при этом они не могут распознавать вторичные запахи своих отцов.

Благодаря физиологам мы знаем, что в течение первого часа после рождения уровень гормона, способствующего распознаванию запахов (норадреналина), в крови ребенка очень высок (в 20-30 раз выше, чем в дальнейшей жизни). Это связано с активной работой особой зоны примитивного мозга, непосредственно связанной с обонятельными луковицами.

Другими словами, многие факторы свидетельствует о том, что узнавание с помощью обоняния является частью привязанности матери и ребенка.

Другие сенсорные функции


Слух также без сомнения участвует в отношениях матери-ребенка. Хорошо известно, что матери могут узнавать голос своих детей уже на следующий день после рождения, даже если новорожденные дети находятся в детском отделении. С другой стороны, известно, что и дети могут узнавать голоса своих матерей уже с первых минут после рождения. Слуховая система ребенка развивается в середине беременности. Необходимо подчеркнуть, что зародыш способен воспринимать звуковые вибрации, не только ушами, но и кожей. Последняя является наиболее примитивным сенсорным органом: кожей малыш ощущает вибрации материнского тела, которые сопровождаются проникновением звуков. Слух в зародышевом состоянии широко изучался в течение нескольких десятилетий. Следует упомянуть научные исследования, подтверждающие, что в период беременности дети любят слушать разные мелодии, которые мамы им напевают, или истории, которые матери рассказывают или читают вслух. По-видимому, голос матери обладает уникальностью, позволяющей малышу слышать его, воспринимать и узнавать еще до рождения. И сам ребенок, в свою очередь, подготовлен к этому. Универсальность колыбельных поэтому легко объяснить в эпоху научного подхода к любви.

Зрение также развивается еще до рождения ребенка. Несмотря на то, что веки остаются закрытыми в течение первой половины внутриматочной жизни, ребенок все равно способен различать свет и реагировать на вспышки света, проникающие через материнский живот. В момент рождения зрение уже достаточно развито, хотя и не дотягивает еще до стандартов взрослого человека. Способность различать цвета развивается постепенно в течение первых четырех месяцев. Новорожденному младенцу трудно пока приспособиться видеть на длинные расстояния. Сравнительно четкое зрение ограничивается примерно расстоянием в 1 фут. Это объясняет важность контакта глаза в глаза в начале отношений между матерью и ребенком. Примечательно, что высвобождаемый ребенком перед рождением высокий уровень норадреналина, который, как мы уже сказали, предположительно способствует обонятельному запоминанию, содействует также и расширению зрачка. Таким образом, когда роды проходят без значительного вмешательства извне, дети рождаются с широко раскрытыми глазами и увеличенными зрачками, будто подают сигнал матери. Из всего этого следует, что зрение, которое можно рассматривать и как наиболее примитивное, и как самое сложное из органов чувств, также вовлечено в отношения матери и новорожденного.

Несмотря на интерес современной науки к внутриутробному сенсорному восприятию, до сих пор сложно определить, какой из органов чувств наиболее важен в процессе узнавания и привязанности. Дальнейшие исследования должны улучшить наше понимание развития координации между некоторыми сенсорными функциями.

Резюме


Несомненно, вкус, обоняние и слух играют важную роль в процессе идентификации ребенком своей матери до и после рождения.

Но все еще сложно определить сравнительную важность различных сенсорных восприятий и их влияние на узнавание и привязанность.
Дата публикации 23.06.2013
Автор статьи: Мишель Оден
реклама
комментарии