Знаете ли вы, что является самым желанным подарком для большинства детей на сегодняшний день? Наверное, догадываетесь? Вы абсолютно правы: малыши, азартно лепящие куличи в песочницах, серьезные первоклашки с громоздкими рюкзаками за спиной, подростки, яркие и независимые как заморские птицы, выпускники, встревоженные предстоящим ЕГЭ, – все они, с одинаковым восторгом и нетерпением, ожидают в подарок… гаджеты. И, хотя это слово не особенно благозвучно, с ним знакомы все, кто привык развлекаться в сети, осваивать новые программы, общаться с друзьями, писать, читать – да мало ли что могут предложить информационные технологии, к примеру, школьнику! А впрочем, что же они могут предложить? И так ли незаменимы компьютеры в образовательном процессе 21 века? Почему ноутбуку ребенок обрадуется больше, чем вязаному свитеру?
Попробуем разобраться и задать вопросы специалистам, которые работают в образовательной среде, сами являются родителями и не понаслышке знают о том, что нужно детям в школе и дома.
Что делали и что кушали
- Необходим ли школе сайт? Ведь можно без него обойтись?
– Не думаю, – считает Елена Моисеева, учитель начальных классов школы № 9 г. Искитима Новосибирской области, с 2008 года реализующей пилотный проект по внедрению модели мобильного обучения «1 ученик : 1 компьютер» в учебный процесс. – К примеру, этим летом на базе нашей школы действовал оздоровительный лагерь «Искорка». Все, чем занимались школьники в эти счастливые теплые деньки, останется не только в их памяти: почувствовать атмосферу наших каникул может каждый желающий, так как все активности отражены на странице, расположенной на официальном сайте школы. В течение учебного года дети регулярно работают за компьютерами, используют мультимедийные средства и Интернет-ресурсы для подготовки к урокам, и даже их пребывание в лагере нашло отражение в сети. Родителям не приходилось беспокоиться: изучая соответствующие разделы сайта, они могли узнать, что в пятый день смены на обед ребятам подавали салат из свежей редиски и гуляш в чесночном соусе, а в седьмой – их ожидал просмотр фильма об основах безопасности жизнедеятельности. ИКТ прочно вошли в жизнь нашей школы, и все мы – дети, учителя, родители – чувствуем себя связанными единой информационно-образовательной средой, действующей в интересах всестороннего развития ребят.
Как по нотам
- Пожалуй, использование компьютера оправдано на уроках информатики. Но зачем ИКТ учителю пения?
- Могу поспорить, - заявляет Людмила Рождественская, тренер проекта DigiTiiger, образовательный технолог Таллинской центральной русской гимназии (Эстония), ведущий консультант и модератор «Школьной сетевой энциклопедии информатизации». – Учиться петь, рисовать, считать, говорить на иностранных языках должно быть одинаково интересно, и современные образовательные программы позволяют этого достичь. Каждый ребенок уникален, а модель мобильное обучение не подразумевает использование заданного шаблона и предлагает каждому доступный и удобный способ освоения информации. Электронные приложения научат не только создавать html-страницы, но и попадать в такт музыке: иными словами, в рамках каждой дисциплины откроют школьнику и учителю множество путей развития, из которых они выберут те, что приведут к цели, – будь это компьютерная грамотность или приятное слуху исполнение. Сегодня, вместе с Intel, мы работаем над созданием ресурса с описанием лучших практик по ИТ-преобразованию учебного процесса – «Школьной сетевой энциклопедии информатизации», и этот практический путеводитель, несомненно, пригодится не только педагогам из разных предметных областей, но и руководителям образовательных учреждений, родителям и самим детям.
Планшет на пляже?
- Предположим, что в школе электронные помощники действительно нужны. А дома?
- Гармоничное воспитание и развитие личности ребенка невозможно без объединения усилий учителей и родителей, – уверена Екатерина Алексеева, редактор сайта «Образовательная галактика Intel®». – Компьютер есть, пожалуй, в каждом доме, но в каких целях он используется, в первую очередь, зависит от взрослых. Нередко приходится наблюдать картину, когда с помощью технических средств родители освобождают себя от необходимости уделять внимание детям после работы, в путешествиях, на отдыхе. Возникает ситуация, в которой ребенок оказывается «ненужным». Зачем ему планшет на пляже? Чтобы мама могла получить ровный загар? Я убеждена, что неравнодушные родители найдут сотни способов использовать возможности компьютерных разработок для развития интеллекта, познавательных способностей, творческой реализации ребят любого возраста. Захватив на пляж планшет, можно любоваться закатом под аккомпанемент классической музыки, искать редких морских животных в энциклопедии, заниматься фотоохотой, сравнивать работы известных маринистов, танцевать, читать вслух по очереди! Не попытавшись понять, что привлекает ребенка в электронном помощнике, невозможно наладить с ним равноценный диалог: без такого эффективного взаимодействия жалобы родителей на то, что дети «уходят» в виртуальный мир, будут продолжаться бесконечно.
Разные дети – равные возможности
- Влияет ли компьютер на социальную и профессиональную адаптацию подрастающего поколения?
- Задача создания равных условий для обучения школьников не теряет актуальности, – рассказывает Наталия Яникова, учитель физики МБОУ «Тямшанская гимназия» (Псковский район), победитель конкурса «Заходите на урок!» сообщества «Образовательная галактика Intel®». – Не секрет, что качественная подготовка предоставляет вчерашним выпускникам больше шансов успешно трудоустроиться и состояться в роли специалистов с высокой квалификацией. Повсеместное использование ИКТ позволяет частично решить эту проблему. Живет ли ребенок в поселке городского типа или столице, посещает школу или находится на домашнем обучении, путешествует с родителями по всему миру или проводит каникулы на даче – практически в любом случае он может легко воспользоваться многообразием средств, которое предлагают информационные технологии, адаптироваться в виртуальной среде, найти друзей и стать частью интересующего микросоциума. Компьютеры позволяют раскрывать и развивать ментальный потенциал детей в форме предметных игр, научно-исследовательской деятельности, совместных и индивидуальных практик. В результате не только сверстники, но и педагоги становятся для ребят более понятными и приемлемыми собеседниками.
***
Компьютер не может стать няней, другом или учителем. Однако это прекрасное средство для познания, совместного творчества и общения. То, как этот инструмент будет работать в школе и дома, зависит от взрослых: при грамотной использовании технические средства могут служить не только образовательным подспорьем, но и коммуникационным мостом между детьми, учителями и родителями.