Когда речь заходит о чтении среди подростков, чаще всего можно услышать вздох: "не читают". Но ведь желание читать зависит не от того, насколько ребенок ленив или увлечен компьютером. Любовь к чтению рождается из интереса к конкретным книгам. Какие книги интересны подросткам сегодня? На этот вопрос лучше всего отвечают они сами.

Сайт Папмамбук.ру посвящен детскому и подростковому чтению. Кроме статей современных писателей, издателей и литературных критиков здесь можно найти отзывы и юных читателей. В специальном разделе "Мне больше десяти, и я читаю это" публикуются читательские отзывы школьников о книгах – только тех, которые им действительно понравились.

На сайте уже второй раз проводится конкурс "Книжный эксперт XXI" века. Стартует он 1 ноября, с этого момента участники смогут присылать на конкурс эссе о прочитанных книгах. Для этого надо зарегистрироваться на сайте, заполнить профиль и анкету и опубликовать свою работу.



Если вашему ребенку больше десяти, но еще нет пятнадцати, и он любит читать, расскажите ему о конкурсе. Здесь он сможет не только попробовать себя в написании эссе, но и пообщаться с читающими сверстниками. Генеральным спонсором конкурса является Интернет-магазин "Лабиринт". Победителю достанется главный приз – ноутбук; а участники, занявшие другие призовые места, получат книги и подарочные сертификаты в "Лабиринт".



Книги для подростков – одно из самых актуальных направлений в книгоиздательстве. Казалось бы, на полках в книжных магазинах можно найти самое разнообразное чтение – но современной художественной прозы, не являющейся коммерческим проектом, все же немного. Если приглядеться, в большинстве подросткам предлагают или переизданную классику, или коммерческую "серийную" литературу.

Еще десять-пятнадцать лет назад как таковой подростковой литературы практически не было. Выбор у подростков был небольшой: впитывать духовные ценности, читая классиков, либо поглощать "серийное" фэнтези. Но книги школьной программы, какие бы хорошие они ни были, равно как и приключенческие романы, написанные в прошлом веке, не настолько близки читателю-подростку. А однотипные фантастические романы, в свою очередь, не дают достаточно материала для размышления и роста.

Кризис подросткового чтения случился не потому, что игры или телевидение "перетягивают" внимание юного читателя. Уже выросшему из Носова ребенку неинтересна детская литература, неинтересны чистое морализаторство или классика, которую так навязывают взрослые. Подростки "ушли" от чтения – им не хватало выбора. Как и любой читатель, подросток нуждается в такой книге, в которой сможет увидеть отражение себя, своих проблем, мыслей, желаний. Долгое время таких книг просто не было.



Книжные издательства не сразу нашли подход к подростковой литературе. Первопроходцем оказался "Самокат", выпустив Ульфа Старка, Даниэля Пеннака, Мари-Од Мюрай и других современных зарубежных писателей. Первоочередной задачей стало показать подросткам (а также их родителям), что книги для детей двенадцати-четырнадцати лет могут быть о вещах непростых, острых, болезненных: в том числе о разводе родителей, болезни, смерти. Так завязался первый литературный диалог с современным подростком. Следом за "Самокатом" подтянулись и другие издательства, которые до этого делали упор в основном детскую литературу: "Розовый жираф", ИД Мещерякова, "КомпасГид".

В последние несколько лет вышло много переводов немецких, шведских, норвежских и других авторов. В целом, процент переводной литературы высок: в Европе с подростками раньше заговорили на прежде "замалчиваемые" темы. Многие из этих книг – прекрасные, глубокие и одновременно увлекательные романы и повести. В них находится место смеху и слезам, сложным жизненным ситуациям и оптимистическому взгляду в будущее. В них нет нравоучений, есть только живой пример героев и предложение читателям – как взрослым – сформировать свое мнение, свою позицию.



"Самокат" остается одним из лидеров в издании подростковой литературы. В сериях "Встречное движение" и "Лучшая новая книжка" выходят очень честные и "взрослые" книги о проблемах, с которыми легко столкнуться в обычной жизни. Это книги, учащие взаимопониманию между поколениями, сопереживанию, уважению и вниманию к другим. И в то же время это книги очень разные. "Остров в море" Анники Тор посвящен осмыслению событий Второй мировой войны с точки зрения ребенка, пережившего смерть родителей и попавшего в чужую семью. "Мой внутренний Элвис" – роман о поиске себя, о "сложном" переходном периоде и попытках примириться с самим собой. А в серии книг о Цацики читатель знакомится с семьей, в которой главный герой и его мама общаются на равных. Основа их отношений – взаимопонимание и доверие, которые выдерживают проверку любыми сложностями и непростыми событиями: от скандалов в школе до смерти близких.

Екатерина Мурашова – один из немногих русских авторов, пытавшихся серьезно говорить с подростком на станицах своих книг еще в 1990-е. Ее "Класс коррекции" успешно переиздается и сейчас. В центре внимания – дети, отвергнутые обществом: умственно неполноценные, инвалиды, социально неустроенные. Казалось бы, сложно написать оптимистическое произведение – но Мурашовой это удается, и книга оказывается на удивление светлой.



"Розовый жираф" выпускает серию "Вот это книга!" – рекомендованный возраст читателя указан прямо на обложке, но на самом деле, как и любая хорошая литература, эти романы не имеют верхней планки. И взрослый немало узнает о подростке, если откроет одну из этих книг. Они тоже очень разные: в романе "С кем бы побегать" Давид Гроссман ведет очень взрослый разговор: об одиночестве, любви, опасных соблазнах, о том, что можно выбраться из любого безнадежного положения. А в книге "Привет, давай поговорим" девочка Мелоди с церебральным параличом пытается произнести первые свои слова в одиннадцать лет.

Серия "NET.NA.KARTE" ИД Мещерякова отражает новую книжную политику современных издательств: с ребенком нужно говорить обо всем, что он видит. В том числе о том, что не выглядит так уж "правильно" и "идеально". Некоторые ребята проводят большую часть жизни в больнице, кто-то – теряет семью и пытается привыкнуть к новой… А у кого-то неожиданно тюремное заключение забирает одного из родителей. Эти книги учат чувствовать и сопереживать, показывают самые разные трудности, с которыми можно столкнуться, и такое нравственное воспитание куда действенней любых лекций.



И это далеко не единственные издательства, активно выпускающие сейчас книги для читателей среднего и старшего школьного возраста. "Время" выпускает современных авторов в серии "Время – детство", в ней выходят романы Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, фантастические и одновременно психологически тонкие, герои которых – как раз школьники. Книги для подростков издаются в "Теренвинфе", "Оги", ИД "КомпасГид". Серьезной и хорошей литературы для подростков становится все больше и больше.

Статья предоставлена книжным интернет-магазином Лабиринт.ру