Об отношении к детям в Индии
Введите в поисковик слово «Индия» и вы получите в ответ: «Волшебная страна», «Сказочная и загадочная Индия», но как это ни печально, реальность порой оказывается далека от иллюзий, которыми питает восторженных иностранцев современная туриндустрия. Многие люди с Запада приезжают сюда в поисках великой культуры, с надеждой найти утешение и покой от раздражения и жестокости, пропитавших современное техногенное общество. Их так и называют «искатели», поскольку они как раз и находятся в увлеченном поиске ответов на самые глубинные проблемы души.
Если следовать этой логике, то и сами индийцы должны отличаться особым умиротворением, так сказать, источать гармонию и красоту, душевное равновесие и благость. С этими ожиданиями приехала сюда и я, но увидела нечто неожиданное и озадачившее, даже заставившее обеспокоиться о будущем Индостана и, возможно, всей Азии.
На мой взгляд, в Индии есть две крайности или, даже можно сказать, особенности в отношении к детям.
Первая – традиционный подход.
Исторически сложилось, что родительство, и в частности – материнство, у индийцев в глубоком почете. Женщина-мать – это идеал для каждой индианки, к которому она стремится всю жизнь. Чем больше детей, тем счастливее и увереннее мать. «У меня одиннадцать детей», – с гордостью говорит мне одна знакомая пожилая, но довольно активная жительница Варанаси – города с наиболее традиционным индуистским укладом. В ее глазах чувствуется многолетний опыт решения насущных проблем: чем прокормить, как одеть, вылечить, утешить, поддержать.
Узнав, что я тоже замужем, первым делом мои собеседницы спрашивают: «Есть ли у тебя дети? Сколько? Почему так мало?» Приходится всякий раз придумывать какой-нибудь интересный ответ, чтобы не обидеть добрых и заботливых индианок, для которых один ребенок – скорее несчастье, чем благословение. Мне довелось познакомиться с одной индийской мамой, у которой была всего одна дочка, и эта женщина сказала, что вряд ли у нее еще будут дети, поскольку ее тело слишком слабо для вынашивания детей. При этом глубокая скорбь сквозила из ее глаз и надежда, что этот единственный слабенький ребенок будет жить достаточно долго, чтобы продлить ее материнское счастье.
В некотором плане многодетным женщинам в Индии жить легче, так как сама культура страны поддерживает семейные ценности, верность в браке, уважение к родителям и ответственность старших детей по отношению к младшим. Стабильность, нерушимость семейного уклада, четкое разграничение ролей мужа и жены, высокий статус женщины-матери в обществе позволяют матерям спокойно и с достоинством заниматься воспитанием детей. Это приносит свои позитивные плоды: женщины более спокойны, меньше кричат на детей, приучают девочек вести домашнее хозяйство, а мальчиков – заботиться о домашних. Для детской психики подобное положение вещей является самой благоприятной средой для умственного и физического развития: небольшие трудовые нагрузки способствуют гармоничному развитию ума и тела, материнское спокойствие и уверенность в себе помогают детям испытывать чувство безопасности и целесообразности мирового устройства. Ласковые поглаживания, вкусная еда, приготовленная любящими материнскими руками, добрая улыбка и смех (а надо заметить, индийцы довольно улыбчивы по сравнению с россиянами) наполняют детство самыми радостными и счастливыми воспоминаниями. Но есть и проблемы в этой радужной картине жизни, о них тоже желательно упомянуть. Итак, отрицательными последствиями многодетности в Индии, по моему мнению, являются:
1. Усталость, раздражительность матери, оставленной «один на один» с шумливой толпой озорных ребятишек.
По этой причине индийские женщины зачастую крикливы и сварливы, требовательны к старшим детям, на которых возложена довольно значительная доля обязанностей по присмотру за малышами.
2. Частые роды приводят к истощению и болезненности женщин, а порой и к летальному исходу.
Не раз мне приходилось слышать индийцев, рассказывающих о своем детстве как о времени, когда мать часто болела и не уделяла достаточно внимания и заботы. Вот для примера история Селии из штата Тамил Наду, руководителя детских ясель эконом-класса для малообеспеченных семей. Молодая жительница Индии вот так рассказывает о своем детстве: «Мы были бедны, отец работал, но денег не давал никаких денег на пропитание семьи. Кроме того, что он не помогал финансово, он также старался эмоционально держаться подальше от нас. Мы не знали, что такое отцовская забота и ласка. Матери приходилось подрабатывать домработницей. Она уставала и часто болела. Мне и двум моим сестрам пришлось бросить школу в третьем классе в поисках работы. С каждом годом нам становилось все труднее выживать, пока однажды наша мама ни предложила трем моим сестрам, мне и брату покончить с жизнью, так как жить было просто не на что».
«По милости Божьей мы не умерли. Именно поэтому я и занимаюсь работой с маленькими детьми в наших яслях, чтобы помочь женщинам, живущим за гранью бедности. Помогая кому-то, я, возможно, спасаю чью-то жизнь», - объясняет свой жизненный выбор Селия, теперь уже замужняя женщина и мать.
3. Постоянная необходимость бороться за выживание.
Хронический недостаток финансовых средств часто подталкивает слабую женскую психику на принятие жестоких и трагических решений. К примеру, в Варанаси (индуистский город на севере Индии) я видела мальчишек, мать которых всего три недели назад покончила с жизнью, совершив ритуальное самосожжение. Оставив в недоумении мужа и двух сыновей младшего школьного возраста, женщина не смогла больше продолжать эту борьбу. На мои вопросы о том, были ли какие-то предпосылки в поведении матери детей о грозящей трагедии, никто не мог дать вразумительного ответа. Муж несчастной женщины был убит горем, поэтому не мог на тот момент заботиться о сыновьях. К тому же никто не решался сообщить мальчуганам о том, что их мама мертва. Дети все ждали ее из больницы, живя как сироты, грязные, полуголодные и напуганные.
4. Отстраненность отца в индийских семьях.
Мужчины в Индии в основном вынуждены все свое время отдавать работе, чтобы прокормить большую семью. По-моему мнению, это очень существенный недостаток, поскольку процесс воспитания возложен на обоих родителей. Внимание отца не менее важно, чем материнская забота и поддержка.
Тип отстраненного отца очень распространен в социально неблагополучных семьях Индии. Каждый день отец приходит домой и молча ужинает, отдыхает за просмотром телефильмов, стараясь найти уединение и покой после долгого трудового дня. И это логично, в Индии очень распространен тяжелый мужской труд, технические приспособления редко используются для облегчения работ. Ежедневно можно увидеть, как в жару и солнцепек худощавые мужские загорелые фигурки сгибаются под тяжестью камней, кирпичей на строительных площадках. Работа продавцом или моторикшей тоже нелегкое занятие – пыль и грязь дорог, духота и жара в продуктовых лавках. Способность работать в таких условиях за мизерную плату уже само по себе сродни героизму, поэтому ожидать ласкового внимания и активного вовлечения в жизнь многодетной семьи просто нелогично.
Как это ни грустно, но при таком воспитании дети получают серьезные психологические травмы из-за постоянного отсутствия внимания со стороны отца. Примером этого может послужить история детства молодой девушки по имени Лаки из горной деревни Дарджилига (северо-индийский штат). Я познакомилась с ней в Варанаси в реабилитационном центре для женщин, переживших сексуальное насилие или совращение в подростковом возрасте. Лаки работала там волонтером, общаясь и поддерживая своих сверстниц, там она и рассказала о своем детстве во время одной из дискуссий: «Когда я была ребенком, я была очень несчастлива. Моя мама была второй женой отца, потому что его первая жена умерла. Всего у меня двадцать братьев и сестер, моя мама родила ему трех детей: двух дочек и сына. Я родилась инвалидом, и поэтому больше всех в семье страдала от недостатка любви и заботы. Будучи ребенком, я никогда не ела сладостей, у меня не было хорошей одежды, мой папа не обнимал меня, и я не видела его улыбающимся. Он никогда не разговаривал со мной, я всегда его боялась как чужого и сердитого человека».
Честно сказать, слушая Лаки, я удивлялась, как она может сейчас любить и улыбаться, дарить любовь и надежду тем, кто пережил предательство и отверженность.
Трагедию этой девушки усугубляет и тот факт, что у нее врожденное нарушение строения позвоночника. Жуткий горб на спине Лаки прикрывает длинными кофтами и курточками свободного покроя. Увечье является дополнительной причиной ее страданий, так как внешняя красота и привлекательность в индийской культуре очень важна.
- «Мама, почему Бог сделал меня такой?» - спрашивала маленькая Лаки у умирающей матери. Тогда девочке было всего восемь лет.
«Господь это сделал, чтобы ты увидела то, как сильно Он любит тебя и заботится. Потому что тот, кто слаб, нуждается в большей заботе. Господь не оставит тебя после моей смерти», - нашла, что ответить, мудрая индийская женщина. Она любила свое уродливое дитя и верила, что ее дочь прекрасна не смотря ни на что.
Все смогла принять маленькая Лаки: и свой физический недостаток, и смерть матери, и ужасающую нищету, но только равнодушие отца до сих пор болезненно отзывается в ее треснутом сердце, и так нервно дрожит ее звонкий голосок, когда она говорит о своем отце и о том, что ей трудно поверить, что у нее будет любящий и заботливый муж.
Вторая крайность индийской действительности – современный подход к воспитанию детей.
Новый тип индийской семьи постепенно складывается в больших городах Индии, таких как Дели, Чаннай, Бангалор, Калькутта и других. Большой процент населения в этих городах может позволить себе хорошее образование, работу с высокими доходами, а значит, родителям не приходится прилагать столько усилий, чтобы прокормить семью. Многие живут в домах, пригодных для проживания с точки зрения современного человека: с водой в кранах, комфортной мебелью в комнатах, электротехническим приборами: телевизором, компьютером, холодильником и стиральной машиной. Да, да, именно стиральной машиной, поскольку ручная стирка пока в Индии – довольно распространенное явление.
Взаимоотношения матери и ребенка в богатых индийских семьях
Положение женщины матери тоже очень почетное в таких семьях. Матери, получив неплохое профессиональное образование, работали до рождения первого ребенка. Некоторые из них так и не возвращаются к работе, лишь иногда подрабатывают, например, открывая на дому группы продленного дня для младших школьников. Ракша из Бангалора, живущая в соседнем доме, работала медсестрой до замужества, два года назад родила сына, и теперь каждый полдень у нее во дворе шумит с десяток школьников – читают, пишут, играют.
Между современной образованной индийской матерью и ребенком складываются нежные, добрые отношения, так как образованные индианки понимают значимость крепких семейных связей, доброты и терпения. Родители стараются обеспечить все нужды и потребности ребенка в развитии, играх, развлечениях до школы, а во время школьного возраста – подбадривают и мотивируют детей добиваться самых высоких результатов в учебе.
Женщины, подобные Ракше, стремятся к порядку и чистоте, уюту и гармонии в доме. Одна из ее основных забот – приготовление вкусной еды для домашних. В Индии любят кушать много и вкусно. Еда и принятие пищи здесь вообще имеет огромное значение и является одним из основных удовольствий в жизни. Жизнь домохозяйки немного томит молодую Ракшу, поэтому она собирается все-таки вернуться к работе, после того как сын пойдет в школу.
Раннее начальное образование в Индии
В Индии дети в школу идут в три года. Звучит это немного странно для российского уха, но привыкнуть можно. В первых трех классах начальной ступени обучение больше похоже на игру и подготовку к более серьезным этапам школы. Детям нравится учиться, тем более в современном индийском обществе сформирована очень сильная позитивная мотивация к получению образования, как единственной возможности решить проблему бедности. Уже один факт того, что летние долгие каникулы длятся всего два месяца, говорит о неутомимой жажде маленьких индийцев к образованию. Но все-таки еще большой процент детей не имеет возможности посещать школу, несмотря на все усилия государства и благотворительных организаций сделать образование более доступным. Ведь многие семьи живут в трущобах – местах, не подходящих для гармоничного детского умственного развития. Часто простуженные, больные дети не в силах посещать уроки, а у родителей нет денег на трехразовое питание, не говоря уже об оплате школьных услуг и приобретении школьной формы, которая очень часто является единственной приличной одеждой ребенка из бедных районов.
В Индии большой выбор школ: от государственных до частных. Поэтому можно выбрать что-то подходящее по оплате и качеству преподавания. В основном в апреле, во время детских каникул, сотрудники школ ведут активную рекламную деятельность, разбрасывая яркие листовки во дворы обеспеченных индийцев. На каждом углу стоят рекламные стенды с информацией о возможности зачисления в ту или иную школу. У меня сложилось впечатление, что в Индии образовательный бизнес является одним из ведущих в сфере услуг, хотя возможно, медицина в этом тоже не уступает, так как госпитали, как и школы, – на каждом углу.
Раннее школьное образование помогает ребенку научиться жить в коллективе, что очень важно в такой густонаселенной стране как Индия, с ее самобытным укладом. Но, по моему мнению, ранний отрыв от матери и потребность находиться далеко от дома, в довольно суровых бытовых условиях, учиться обслуживать себя самому не всегда позитивно сказывается на когнитивных способностях ребенка и его психологическом развитии.
Родители не всегда понимают это, заставляя детей вставать рано и идти в школу. Многие из них мучаются вопросом: «Как объяснить ребенку в три года, что ему нужно образование?»
Как-то в поезде я познакомилась с одним бизнесменом из Нью-Дели. Милый, добрый отец. У него – две дочери, у младшей проблема – не хочет вставать по утрам в школу, учится хорошо, но каждое утро – плач и рыдания, дочь просит дать ей лишний часок поспать.
Пытаюсь объяснить этому отцу, что может быть, дочери не хватает времени для сна, может быть укладывать ее пораньше. Но он видит проблему только в строптивости и испорченности характера собственного ребенка. Что ж, поживем – увидим.
Возможно, уже тут – в первых классах индийской школы – в четырехлетнем возрасте – зарождается проблема суицида студентов высших учебных заведений, не выдерживающих требовательного давления амбициозных родителей. Горькую пилюлю добавляют требовательность педагогического состава школ и большие учебные нагрузки: по девять уроков в день, порой сидя на полу.
Отношение к детям в Индии
В заключение хочу отметить общее доброжелательное отношение к детям в Индии. При виде милого детского личика взрослые стараются выразить свое внимание и восхищение, ущипнув, довольно болезненно, за пухлую щечку. Нашей дочери это культурная особенность явно не нравилась, и она старалась прятать свое лицо от тянущихся к ней рук. Но маленькие индийцы довольно позитивно относятся к тому, что какой-то прохожий щиплет их за личико и доброжелательно улыбается.
Дети до двух лет вызывают особо бережное отношение о родителей, ими восхищаются, дарят дорогие подарки, но к школьному возрасту – к трем годам – начинает формироваться новое отношение к детям – как к обузе и препятствию, поэтому школа выступает идеальным инструментом в решении данного вопроса.
Подарки детям – тоже особая тема в отношении к детям в Индии. Собираясь навестить родственников в другом городе или штате, заботливые индийцы стараются привезти с собой подарок ребенку, семью которого они будут навещать. Путешествуя в индийских поездах, очень часто можно увидеть огромных розовых медведей с надписью «I love you» на пухлых животах, бережно упакованных в прозрачную пленку и следующих к своему адресату – озорному маленькому индийцу с блестящими глазами и белозубой улыбкой.
Фото - фотобанк Лори