Мы беспокоимся за своих детей, хотим подвести их к профессии, которая будет «практичной», то есть действительно принесет значительную пользу нашему ребенку. Но что это значит? Все дети разные, а значит, этому вопросу стоит подходить индивидуально.
При существующей системе образования ребенок заканчивает школу в 17-18 лет (минимальный возраст поступления в школу 6,5 лет + 11 классов). Допустим, далее идет высшее очное обучение – это еще 5-7 лет. Итого можем получить специалиста без опыта работы в 25 лет и более. Вдобавок для мальчика – армия, для девочки возможен декрет. В итоге наш взрослый ребенок почти в 30 лет может оказаться без опыта работы по специальности, что явно не добавит ему баллов и уверенности в себе. А если тенденции выходить замуж и рожать детей после 30 лет сохранятся, то возраст деторождения может значительно повыситься – ведь время на приобретение собственного жилья, стабильной высокооплачиваемой работы сократится.
Девочки могут столкнуться с проблемой того, что, будучи в декрете или выйдя из него, они не смогут развиваться в полученной специальности. Ведь далеко не у всех есть возможность оставить болеющего ребенка с бабушкой или няней, поручить кому-то забирать его из школы. Многие женские профессии не подразумевают сокращенный рабочий день. В итоге приходится переквалифицироваться, ища аналогичную почасовую работу или самовыражаться через хобби, работая дома.
На самом деле, на мой взгляд, более практичным вариантом является начало профессионального образования сразу после 9-го класса. Это могут быть самые различные специальности: бухгалтер, юрист, педагог начальных классов, педагог дошкольного обучения, фельдшер, повар, кондитер, механик, специалист в технических вопросах и т.д. При таком подходе ребенок сразу становится более взрослым. Он уже получает конкретную специальность и готовится по окончании колледжа начать работать. То есть в те же 19-20 лет он уже будет работать по специальности. Далее у каждого свой путь. Кто-то пойдет в высшее учебное заведение по своей или смежной специальности, или наоборот, совершенно иной. Получив одну специальность и поняв ее суть, легче сделать следующий шаг.
Кто-то, уже имея диплом на руках и рабочее место, вполне сможет сам себя содержать или даже обзавестись собственной семьей.
При этом стоит не забывать о «полезных» курсах и тренингах. Например, кройки и шитья, кулинарных курсах, курсе массажа, парикмахерских основах, маникюре, основах фотографий и др. Все это может пригодиться ребенку в жизни.
Место для «экзотики»
Марина получила высшее образование по специальности эколог. Проработав буквально полгода в Москве, она вышла замуж и вскоре ушла в декрет. Было решено, что она с малышом на время отпуска по беременности переедет в небольшой поселок, где жила ее мама. Муж продолжал снимать комнату в мегаполисе.
По истечению декрета Марине исполнилось 28 лет. Сын часто болел и очень плохо посещал детский сад. Ей пришлось уволиться с работы. В небольшом населенном пункте она не смогла найти место по «экзотической специальности». Жить вместе с мужем в небольшой комнатке с ребенком ей не представлялось возможным. В итоге она осталась с мамой и ребенком без работы, а муж приезжал несколько раз в месяц.
- Даже не знаю, что мне делать, - говорит расстроенная Марина. - Я совсем потерялась в этой жизни.
Какие выходы из ситуации есть у Марины? Ехать с ребенком в Москву, снимать большую квартиру и жить финансово практически в ноль или даже минус, при этом, скорее всего не имея постоянной работы. Ведь ее сын вероятнее всего еще несколько лет не будет посещать сад. Нанять няню нет финансовой возможности, так как Марина не уверена в своих силах и хорошей оплате по специальности. А отдавать ребенка совсем «дешевой» няне она боится. У родной бабушки нет возможности уехать вместе с дочерью и помогать с внуком, так как она ухаживает за больным отцом.
Жить всей семьей и работать в поселке тоже не представляется возможным. Муж не соглашается на низкооплачиваемую работу, а Марина не хочет работать продавцом. «Не для того я столько лет училась!» - говорит она.
Если бы у Марины была запасная специальность или более универсальная, то такой дилеммы не возникло бы. Например, такие специальности, как медсестра, педагог дошкольного образования, повар, бухгалтер, учитель требуются как в крупном городе, так и в поселке. При наличии способностей, вполне можно продолжить образование или получить другое дополнительное. Многие профессии подразумевают возможность подработки в свободное время.
То есть, расчет Марины был изначально построен на работу и жизнь в крупном городе. Но на практике это оказалось именно ей не под силу.
Если вы живете в небольшом поселке, районном или областном центре и явных стремлений у ребенка нет, то не лучше ли создать «запасной вариант», когда у него будет универсальное образование?
Широкие специальности и применение
Например, профессия бухгалтер требуется в мегаполисе, областном центре, и даже в деревне. Он может зарабатывать дополнительно практически столько же, сколько и по основной специальности. Плюс на профессию бухгалтер не распространяется понятие «кризис». Хороший специалист нужен всегда, даже если предприятие банкрот, ему все равно требуется бухгалтер. Здесь есть и возможности карьерного роста - главный бухгалтер, финансовый директор и т.д. Специалист-бухгалтер может работать в банковской сфере, сфере маркетинга, продаж и т.п.
«Универсальные» медсестры помимо основной работы, часто ходят к больным частно - делать уколы, массаж. Они подрабатывают на дополнительных ставках в стационаре, физиокабинете и др.
Работа школьного учителя, как и педагога дошкольного образования, востребована везде. Плюс чаще всего не полный рабочий день и возможность заниматься факультативно и частно. В том числе и как квалифицированная няня. У женщины с такой специальностью есть возможность подстроить рабочий график под жизнь своей семьи, да еще и неплохо заработать.
Так, Ирина, прекрасно владея немецким языком, занимается репетиторством. Пока ее маленькая дочка спит, к ней приходят школьники. Занимаясь с учениками каждый день по несколько часов, в месяц она получает доход 20-25 тысяч рублей. Не плохо, верно?
Вышеприведенный пример Марины далеко не единичен. Есть и другие варианты аналогичных ошибок. Светлана получила юридическое образование на платной основе. По специальности она не устроилась, не имея опыта работы. Скажем прямо, особенно хороших данных как специалиста по своей специальности у нее не было тоже. Просто закончила «как все». Она вышла замуж и работает в соседнем супермаркете кассиром.
Возникает вопрос: для чего она потратила несколько лет своей молодости и деньги родителей? Возможно, ей стоило не идти на поводу всеобщего «нужно высшее образование». А получить, например, специальность товаровед? Тогда в том же супермаркете она уже работала бы на более высоко оплачиваемой работе. Вскоре она уйдет в декрет, и возможно, как и Марина, почувствует потерянность и неудовлетворенность в жизни.
Быть может, стоит соблюдать баланс между амбициями и реальным положением дел, когда решается такой важный вопрос, как получение специальности?
Поднять самооценку Светлане и Марине так же поможет переквалификация, либо получение из своего хобби новой специальности. Стоит заняться поиском снова!
Ищите, женщины!
Как известно, количество сдавшихся всегда значительно превышает количество побежденных.
Одним из главных качеств, на мой взгляд, которым должен обладать любой современный человек – умение адаптироваться в быстро меняющихся обстоятельствах. Это значит размышлять, действовать, искать и пробовать!
Давайте попробуем вдохновиться примерами экстраординарных или вполне обычных женщин, которые сделали важные открытия и изобретения, подчас совсем не по специальности.
«Женские» изобретения
370 г. до н.э. Гипатия из Александрии изобрела прибор для определения положения планет, называемый астролябия.
1845 г. Сара Мэтер изобрела перископ.
1875 г. Надежда Кожина получила медаль на всемирной выставке в Вене за способ приготовления мясных консервов.
1871 г. Аманда Джонс предложила вариант хранения продуктов в вакууме.
1886 г. Джозефина Кокрейл изобрела прототип посудомоечной машины.
1892 г. секретарь Синтия Вестовер разработала модель снегоуборочной машины.
1895 г. Мария Склодовская-Кюри вместе со своим мужем открыла способ извлечения радиоактивного материала из руды.
1903 г. Мери Андерсон изобрела стеклоочистители (дворники для машины). Ей просто стало жалко водителей, которым в любую погоду нужно было останавливаться и выходить из машины на улицу, чтобы очистить стекла.
1917 г. Домохозяйка Эль Долорес Джонс придумала автомобильный глушитель.
1917 г. Марион Донован сшила на швейной машинке из душевой занавески непромокаемое покрытие для подгузника.
1920 г. Олив Денис создала вентиляционную систему для вагонов пассажирского поезда.
1928 г. Марджори Джойнер изобрела машинку для завивки «перманент», она была косметологом.
1940-е. Хелен Брук Тауссиг начала применять прямой массаж сердца для детей, страдающих кислородной недостаточностью.
1948 г. Речел Браун и Элизабет Ли Хейзен определили некое вещество в подножном корме коровы, которое обладало очень полезными свойствами и в конце концов превратилось в противогрибковый препарат нистатин.
1956 г. корректор Бетти Несмит Грэм, занимающийся исправлением ошибок машинисток, изобрела всем известный «штрих» или «жидкую бумагу». Для этого она самостоятельно изучила основы химии и начала эксперименты в собственном гараже.
1960-е Энн Мур придумала рюкзак для переноски детей.
1965 г. Стефани Кволек создала материал кевлар, который обладает повышенной прочностью. Его используют в бронежилетах.
Грейс Хоппер, по профессии доктор философии, изобрела элемент компьютера, который способен переводить английский язык в машинный код. Далее она занялась разработкой компьютерного языка Кобола.
Розалин Йелой, тоже доктор философии, изобрела радиоимунный анализ, который используется в замерах крови на биологические компоненты, например наркотические вещества.
Рут Уэкфилд занялась выпечкой шоколадного печенья. Затем это стало семейным бизнесом.
Хеди Ламарр изобрела антиглушитель радиоволн. Сейчас это устройство используется для спутниковой связи и Wi-Fi. Кстати, именно она была скандально известной исполнительницей роли в первом эротическом фильме.
Табита Беббит изобрела циркулярную пилу. Изобретательница наблюдала, как мужчины долго распиливают бревно пилой с двумя ручками и заметила, что бревна пилятся только при движении вперед, обратное движение было холостым. Она решила, что это пустая трата времени и вскоре родился прототип современной циркулярной пилы.
Советский химик Анна Межлумова создала высокоактановый бензин.
Нети Стивенс определила, что хромосомы Х и У определяют пол.
Зинаида Ермольева создала антибиотики.
Гертруда Элайон – нобелевский лауреат, в том числе изобрела ацикловир.
Марта Костон – цветные сигнальные ракеты.
Маргарет Найт изобрела бумажные пакеты, правда в первоначальном варианте они напоминали скорее большие конверты.
Вокруг нас – огромный мир, полный жизни и бесконечного потока идей!
Удивляйтесь, ищите, задавайте вопросы, изучайте мир вокруг – тогда каждый день не будет прожит зря! И возможно ваше личное открытие еще ждет впереди!
Какое образование или дополнительные курсы высчитаете наиболее подходящими и полезными для женщины, будущей мамы? Как вы относитесь к работе женщины в декрете? Как, по вашему мнению, можно заработать молодой маме?
Фото - фотобанк Лори