Очередная книга Виктора Бирюкова и Александра Черницкого вновь посвящена психологии воспитания и называется «Как учиться легко». Она только что увидела свет в крупнейшем на планете русском издательстве ЭКСМО (Москва) в серии «Учебник для сознательных родителей»*. Как сказано в аннотации, это «must-have для родителей детей 7–10 лет, у которых мало времени на изучение эффективных методик воспитания, но есть большое желание вырастить умного, ответственного и здорового ребенка, которому бы все удавалось, и в первую очередь – учеба». Сегодня предлагаем вниманию читателя интервью В.С. Бирюкова – экономиста, члена правления РСПП, кандидата философских наук.

Как учиться легко. Как развивать школьника


– Сразу напрашивается вопрос: а кто такие несознательные родители? Те, которые почти не замечают своих детей либо вовсе видят в них обузу? Миллионы родителей по всему белу свету отдают чад в детдома и приюты, ибо не имеют средств накормить малыша, регулярно покупать ему одежду, обеспечивать его игрушками, включая новомодные гаджеты.

– Мы с соавтором убеждены: то, что вы перечислили, вообще не имеет отношения к воспитанию. Понятно, что маленький человек должен быть сыт, умыт, по сезону одет, иметь предметы для игр. Научить малыша говорить и чистить зубы, вложить в его голову этикет (скажем, не обижать девочек или не произносить хотя бы прилюдно неприличных слов), приучить к дисциплине – тоже не воспитание. Этим «обслуживанием» родители обязаны заниматься просто «по умолчанию»; то же делают и животные, когда кормят, вылизывают, переносят детенышей. Но человеческое дитя появляется на свет с девственным сознанием, которое можно представить в виде чистого листа бумаги. Подлинное воспитание заключается в том, чтобы наилучшим образом заполнить этот лист, формируя могучую личность.

– А чем именно следует заполнять белый лист – сознание ребенка?

– Разумеется, знаниями! Постижение самых различных сфер бытия является принципиальным отличием сапиенсов от «братьев наших меньших». Знания – суть форма, которую непрерывно приобретают результаты человеческого миропостижения по мере их объективизации посредством речи. Еще древние греки подметили исключительную ценность знаний. Фалес говорил, что «блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума – в знаниях», а Сократ утверждал, что «есть только одно благо – знания и только одно зло – невежество».

– Позвольте, но разве знания не обрушиваются на ребенка безо всякого участия родителей в детском саду, школе, различных кружках, из СМИ и всемирной паутины Интернета?

– Вот вам и ответ на вопрос о несознательных родителях. Так мы называем тех, кто делегируют воспитание потомства государству либо частным учреждениям, – отдают «на аутсорсинг» детсадам, школам и вузам. Максимум, на что способны такие родители, так это гаркнуть из-за телевизора или с кухни: «А ты уроки сделала?». Не зря же наши пословицы сохранили актуальность: «Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло», «Детей воспитать – не кур пересчитать» и так далее. Малышня фантастически обучаема, но исключительно от родителей зависит, будут ли напитаны эти «губки», и чем именно.

– Виктор Степанович, но лишь ничтожное меньшинство родителей обладают энциклопедическими познаниями, как же тут не довериться профессионалам: воспитателям и педагогам?

– Нет, у профессионалов же иные цели. В детсаду малышне показывают буквы и цифры, а родители полагают, будто их чадо учится письму и счету. Но у садика задача не научить, а занять и развлечь ребенка. Ни школа, ни университет также не привьют масштабного взгляда на мир. Среднее звено снабжает минимумом знаний, высшее обучает работе с информацией. Передоверить воспитание с образованием детсаду, школе, университету – значит, почти отказаться и от воспитания, и от полноценного образования.

– Выходит, оттого и трудно складываются судьбы ребят из детских домов, что там нет возможности для создания у подрастающей личности цельного мировоззрения?

– Действительно, мировоззрение рождается не в массовом порядке на классно-урочном конвейере, но – в систематических домашних занятиях самыми разными дисциплинами. Причем важно помнить, что на протяжении жизни сродство к знаниям у большинства людей снижается. Поэтому сэкономленного на детях времени уже не вернуть: оно безвозвратно потеряно. В итоге за бортом «всеобще усекновенного» образования остается масса неизвестных, неосмысленных или едва затронутых сведений. Да и сама школьная программа зачастую требует домашних разъяснений, причем она не содержит ничего такого, чего маме с папой было бы простительно не постичь.

– Но как в таком случае быть родителям, которые лишены педагогического дара, таких же абсолютное большинство?

– Открою «секрет»: даже среди крупных ученых популяризаторским талантом обладают единицы. Но кто мешает показывать малышу развивающее видео вместо отупляющих погонь кошек за мышами? Интернет бесплатно предоставляет массу подобных материалов, например, еще до школы мальчики с огромным удовольствием смотрят фильмы о дорожной технике или строительстве, девочки – о жизни растений и животных.

– Наверняка и взрослые поневоле набираются знаний, отвечая на расспросы своих «почемучек»!

– Тогда вдогонку еще один «секрет». Ценность домашнего обучения не столько в собственно потреблении знаний, сколько в регулярном общении со сравнительно взрослым человеком: мамой или папой, бабушкой или дедушкой, старшей сестрой или старшим братом. Только так возможно умнеть – подтягиваться до уровня взрослых. Избыток же времени, проводимого среди сверстников, ведет к оглуплению, поскольку совокупный интеллект толпы всегда равняется на умственные способности самых тупых ее членов.

– Ваша книга вводит понятие навигатора. В частности, вы пишете: «Навигатор смотрит на мир с большой высоты, поскольку имеет цельное мироощущение и хотя бы отчасти пребывает в контексте современной ему культуры. Навигатор твердо знает, чего хочет, поэтому не нуждается в дружбе и использует других в своих целях, с годами постепенно меняя круг общения: цинично "передвигает" окружающих, словно шахматные фигурки. Среди "больших детей" навигатор вынужден вести двойную жизнь, приоткрывая лишь часть своего внутреннего мира, в то время как другая его часть инфантилам либо недоступна, либо непонятна». Вероятно, упорные домашние занятия как раз-таки помогают ребенку вырасти в навигатора, а не застыть навечно в своей детскости?

– Вы совершенно верно поняли, Наталья! Конечно, ребенку повезло, если в семье среди взрослых имеется хотя бы один навигатор. Тут ведь не имеет особого значения, в чем конкретно он развивает отпрыска – в истории или географии, в астрономии или черчении; только бы развивал. На пути к психологической зрелости дорогого стоит сам по себе контакт тет-а-тет с навигатором – самодостаточным человеком, в основном лишенным инфантильных черт, зато обладающим «длинной волей» и самостью. Но категорически недопустимо, чтобы детские черты во множестве консервировались в личности ребенка.

– Раз уж упомянуты конкретные дисциплины, предлагаю обсудить призыв вашей книги к родителям не делить школьные предметы на первостепенные и второсортные: «все предметы хороши – ни в коем случае не выбирай на вкус». Но как быть, если в ребенка без труда «заходит» литература, но он совсем не дружит с математикой? Как быть, если школьник рвется на филологический факультет «универа», а к алгебре с геометрией испытывает отвращение?

– В реальности в школьном возрасте «слышат зов» к конкретной специальности единицы. Как правило, даже выпускники не в силах определиться с выбором профессии. И это нормально, ребятам всего-навсего 17–18 лет. Еще не ощущая истинного своего призвания, они отправляются либо в вузы, куда позволяют поступить баллы ЕГЭ (или экзаменов там, где они сохранились), либо в высшие заведения поближе к отчему дому, либо туда, где попросту дешевле платное обучение. Потом – уже с дипломами в карманах – многие понимают, что нуждались в абсолютно ином векторе образования.

– Тут особо не поспоришь, есть немало примеров знаменитостей, которые преуспели вовсе не на поприще, какое избрали после получения аттестата зрелости. Выходит, ребята попусту теряли 5–6 лет на ненужную им учебу?

– Ну, уж знания-то лишними не бывают, и те знаменитости, которых вы упомянули, с большой симпатией всю жизнь отзываются о своих альма-матер, к примеру, известный сатирик взахлеб напоминает, что окончил МАИ. И это во-первых. Во-вторых, развитая часть человечества вступила в эпоху массового двойного высшего образования. В книге мы однозначно советуем сразу ориентировать своих школьников на естественнонаучную или техническую «базу» с гуманитарной «шапкой».

– Вы имеете в виду, что вчерашнему школьнику лучше всего выучиться сначала на «физика» (технаря), а уже потом – на «лирика» (гуманитария)?

– Да, только так и удается выковывать универсальных интеллектуалов, готовых к капризам современного рынка труда, на котором постоянно рождаются новые профессии и отмирают профессии морально устаревшие. Ну кто еще лет двадцать назад слышал о сисадминах? И кто мог себе вообразить, что станет ненужной профессия телеграфиста? Главное – уметь вовремя принимать судьбоносные решения по смене собственной профессии, для чего требуется быть психологически взрослым.

– А в противном случае?

– Противный случай – это для жертв инфантилизма. Никакого самостоятельного, осознанного движения они не осуществляют, а вместо этого безмысленно дрейфуют по жизни, подчиняясь командам редких навигаторов. В завершение позвольте процитировать видного американского психолога Абрахама Мэслоу, которому обычно ошибочно приписывают создание известной «пирамиды желаний». Некогда он заявил: «Если вы намеренно избираете меньшее, чем то, на что вы способны, то я предупреждаю вас: вы будете глубоко несчастны до конца своей жизни».

* Бирюков В., Черницкий А. Как учиться легко (Учебник для сознательных родителей). – М.: ЭКСМО, 2014. – 224 с. ISBN: 978-5-699-74420-6.
Фото - фотобанк Лори