В последнее время меня часто спрашивают знакомые, полузнакомые и совсем незнакомые люди о том, как найти удаленную работу. Не просто работу – а именно написание текстов для сайтов, журналов, блогов.

Чаще всего этим интересуются мамы в декрете, что понятно – на полный рабочий день выйти пока нет возможности, но чем-то занять себя, помимо ребенка, очень хочется (я тоже через это проходила). Поэтому я решила собрать весь свой 9-летний опыт копирайтера и фрилансера в одну статью.

Я начала писать еще до декрета, но именно после рождения сына это стало моим основным занятием и главным источником дохода.

Как стать фрилансером и копирайтером

 

С чего начать?

Конечно, с портфолио! Помните любимую присказку преподавателей в университете? Первые 2 года ты работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя. Так и тут. Если вы только начинаете писать, вам надо собрать портфолио – опубликованные статьи (в он-лайновых и офф-лайновых изданиях), ссылки, скриншоты. То, что вы будете предлагать изданиям и редакторам. То, что станет вашей визитной карточкой. И над этим придется поработать какое-то время. И, скорее всего, бесплатно. Потом уже портфолио начнет работать на вас.

СОВЕТ: Если ваша статья вышла на популярном сайте, имела высокий рейтинг (большое количество комментариев, лайков, репостов) – сделайте скриншот себе в портфолио.

Как попасть в журнал?

Почему-то многим кажется, что в мир журналистики попасть «с улицы» сложно. Нужно иметь какие-то загадочные связи или рекомендации. На самом деле все очень просто. Нужно иметь хотя бы пару удачных статей и четкое понимание, что вы хотите предложить изданию. С недавнего времени я работаю в штате берлинского он-лайн журнала. Я просто написала редактору письмо: «Здравствуйте, я хочу у вас работать! Тут вы можете посмотреть мои статьи». Моя подруга была очень удивлена, когда я рассказала, как было дело.

 - Не может быть! Неужели все так просто?

Я не знаю, как еще попадают в редакции журналов. В моем опыте есть только такой способ – чтобы тебе открыли, нужно постучаться самому.

Не бойтесь выглядеть глупо! Я часто слышала: ну что я им напишу, что там обо мне подумают…

Поверьте, в редакциях крупных изданий повидали всякое. Туда присылают свои фотографии, рисунки, песни, признания в любви, угрозы, посылки с вареньем, вязаными носками и куклами-вуду. Так что своим письмом вы точно никого не удивите и не шокируете.

Нет недостойных вас изданий. Есть журналы, которым вы подойдете (по тематике, стилю, настроению) или не подойдете. Но этого нельзя узнать, не попробовав. Недавно моя приятельница, журналистка из моего родного города, спросила, как можно выйти на федеральные издания. Я почитала ее блог в Фейсбуке – яркий, живой, неоднозначный, и предложила написать в «Сноб» и «Космополитен». Сначала были сомнения в духе – «Неужели прямо сразу туда? И… получится?» Но в итоге получилось так, что ее взяли и туда, и туда! Без всякого блата и личных знакомств. Просто пробуйте, используйте каждый свой шанс!

Почти все издательства заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве. Поэтому предлагайте цикл статей, рубрику или колонку. Или свою тему, которую вы готовы вести. Предложите план на несколько статей вперед – это сразу вас поставит в более выигрышное положение перед другими претендентами.

 

Будьте в теме!

Есть такое выражение: «актеру нельзя быть с холодным носом». Мне кажется, оно вполне применимо и к журналистике. В принципе, можно написать с холодным носом статью о чем-то, что тебе далеко, непонятно, не близко или неприятно. Но вряд ли эта статья станет жемчужиной твоего портфолио и запомнится читателям. Хорошую яркую статью можно написать только «с теплым носом».

Поэтому ответ на вопрос: «О чем писать?» очень прост – о том, в чем ты разбираешься и что тебе интересно. По-настоящему интересно. Когда я родила сына, мой мир встал с ног на голову. Я до этого работала на телевидении, много тусовалась, путешествовала. После рождения ребенка мой мир перевернулся на 180 градусов. Это было настоящим катарсисом для меня. Меня переполняли эмоции такой силы, что я не могла держать их в себе – и стала все записывать. Сначала начала вести дневник в Интернете, потом из этого дневника родилась авторская колонка, которая прожила долгую интернет-жизнь, и в итоге была издана в виде книги. Я написала огромное количество статей для самых разных журналов для родителей – о детях, о воспитании, о материнстве. Я и сейчас могу писать на эту тему. Но не хочу. Я чувствую, что уже выросла из этой темы. И нос мой уже не настолько теплый.

Сейчас в связи с нашим переездом в Германию меня волнуют другие темы – интеграция, изучение иностранного языка, особенности менталитета, ментальные различия и дружба, пост-эмиграционная депрессия. Поэтому сейчас у меня новая колонка с новой темой.

Я знаю несколько историй, когда мама в декрете, умеющая и любящая готовить, но никогда в жизни ничего не писавшая – начинала вести свою рубрику в кулинарном журнале. Или те, кто завел собаку, открывали в себе неожиданные таланты – и начинали писать статьи о животных.

Хорошо продается то, что хорошо читается. А хорошо читается то, что написано с душой. Поэтому  пишите о том, что занимает сейчас вашу жизнь и мысли, что по-настоящему волнует! Готовитесь к свадьбе, делаете ремонт, выбираете машину, худеете к лету, переезжаете из города в деревню, ищете спутника жизни или разводитесь… Напишите об этом!

Что нужно копирайтеру:

  • Высокая грамотность. Да, каждую статью проверяет редактор и корректор. Но все равно лучше, если она будет написана без элементарных ошибок.
  • Владение слепым десятипальцевым методом печати. Умение набирать тексты, не глядя на клавиатуру – полезный и необходимый навык для каждого копирайтера. Сейчас в сети много обучающих сайтов, где можно бесплатно научиться этому методу. Потратьте немного времени, научитесь печатать «вслепую». Это повысит и скорость вашей работы, и не будет отвлекать вас.
  • Смотрите по сторонам, держите ушки на макушке, а в сумочке – блокнот с ручкой. Иногда случайно подслушанная фраза из разговора в метро, подсмотренная сценка в кафе или на детской площадке, комментарии из френдленты, сюжет из новостей, рекламный ролик или бесплатная газета в ящике – все может дать вам блестящую идею для статьи.

Сколько это занимает времени?

Это очень индивидуально. Отвечу только за себя. Я могу обдумывать статью несколько дней и ночей, а потом сесть и написать ее за 2 часа (помним про слепой десятипальцевый метод!)

Сколько платят?

В разных изданиях совершенно по-разному. Где-то оплачивается определенное количество знаков (или слов), где-то есть фиксированный гонорар за статью. Где-то совсем не платят, но после статьи вы можете разместить информацию о себе и ссылку на свой личный сайт или блог (что тоже хорошо для саморекламы). Но, в среднем, за одну статью можно получить от 500 до 4 000 рублей.

Фото - фотобанк Лори