До беременности Беременность Роды От 0 до года От 1 до 3 От 3 до 7 Старше 7 Питание Брат-сестра Семья Досуг Библиотека

Святая Земля. Часть 1. Хеврон. Мамврийский дуб

Эти записки представляют собой воспоминания о паломничестве, совершенном нашей семьей на Крестопоклонной неделе Великого поста 2009 года. В марте 2016 года мы совершили еще одно паломничество, которое частично дополнило впечатления первой поездки. После долгих раздумий над тем, как подступиться к этой ответственной задаче, было принято решение строить отчет хронологически, в соответствии с событиями, о которых повествует Ветхий Завет и Евангелие, а не в том порядке, в каком мы посещали святые места.
 
Паломническая группа перемещается в соответствии с географическим расположением святынь, но для более логичного построения рассказа правильнее будет избрать иной порядок. Мы будем сопровождать рассказ подробными цитатами из Евангелия, чтобы читатель вне зависимости от уровня знания священных текстов смог составить более полное впечатление. Однако в целом рассказ будет носить характер путевых заметок и личных впечатлений, не претендуя на глубокие исторические и фактические данные, которые, при необходимости, можно почерпнуть из более компетентных источников. 

 

Фотографии и записи 2016 года решено было добавить в ранее опубликованные материалы, тем самым дополнив их. Некоторые места (например, Иерихон) мы впервые посетили в 2016 году. Другие, например, Назарет и гору Кармил, мы не посещали повторно, поэтому рассказ о них не дополнялся. В рассказ об Иерусалиме будут, кроме того, добавлены фотографии, сделанные во время небольшого самостоятельного путешествия в этот святой город, которое мы предприняли в 2014 году. В тот раз мы не покидали пределов Иерусалима, где провели пять дней, внимательно изучив его с разных ракурсов. Впрочем, для изучения Иерусалима не достаточно было бы, наверное, и целого года.

 

Итак, мы начинаем наш рассказ с самого древнего места из посещенных нами - Хеврона.

 

Хеврон расположен к югу от Иерусалима и Вифлеема

 

 

Хеврон. Русский участок и дуб Мамврийский (дуб Авраама)

 

Хеврон - один из древнейших непрерывно населенных городов на планете. Иосиф Флавий, описывая захват Идумеи Шимоном Бар-Гиорой в 69 г. н. э., указывает на то, что Хеврон — самый древний город Эрец-Исраэль («...древнее даже, чем Мемфис в Египте, ибо число его лет определяют в 2300»).


В Библии многократно указывается, что Хеврон прежде назывался Кирьят-Арба и Мамре. Впервые Мамре упоминается в самом начале Библии (Быт. 13:18) как место, где поселился Авраам и где он сделал жертвенник Богу. В Хевроне в пещере Махпела похоронены Авраам, Исаак, Иаков и их жены Сарра, Ребекка и Лия.

 

В настоящее время Хеврон находится на территории палестинской автономии и населен исключительно арабами-мусульманами. Он является местом террористической активности, поэтому посещение Хеврона паломниками не всегда возможно и зависит от текущей обстановки.

 

На иконе Святой Троицы традиционно изображают дерево, в тени которого праотец Авраам устроил трапезу для Господа, явившегося ему в образе Трех Путников. Невероятно, но это дерево дожило до наших дней, и еще более замечательно, что оно находится на участке, принадлежащем Русской Духовной Миссии.



Икона Святой Троицы

 

Храм был освящен в 1925 году в честь святых Праотцев, с приделами во имя Святой Троицы и святителя Николая; также на участке возведен двухэтажный дом для паломников.

 

Храм свв. Праотцев в Хевроне

 

Храм свв. Праотцев на русском участке в Хевроне



Дом для паломников


Дом для паломников



Листва Мамврийского дуба


Листва Мамврийского дуба



Мамврийский дуб принадлежит к особой палестинской породе с очень мелкой листвой. На участке много более молодых деревьев той же породы.

 

 



Мамврийский дуб в начале XX века
Мамврийский дуб в начале XX века


В начале XX века ствол дуба имел в окружности семь метров, затем разделялся на три массивных ветви, как бы символизирующие Святую Троицу. Невдалеке от дуба растет еще два дубка, которым около 200 лет. Паломники окрестили их дубом Авраама и дубом Сарры. А сам Мамврийский дуб в начале XX века начал медленно засыхать. Процесс усугубляли паломники, старавшиеся отщипнуть и унести с собой частицу святыни. Последний зеленый листок видели на дубе в 1995 году.

 


Мамврийский дуб

 

Есть поверье, что конец света не наступит до тех пор, пока жив Мамврийский дуб. Несколько лет назад Господь послал чудо: от корня засохшего великана пророс маленький росток. Его высота сейчас около 20 см. К великой радости верующих, ствол этого ростка тоже расходится на три отдельных ствола, как бы являя собой непрекращающееся свидетельство о Святой Троице.



Мамврийский дуб

 

Мамврийский дуб в 2009 году

 

 

 

Мамврийский дуб в 2016 году. За 7 лет молодая поросль у корней дуба стала гораздо выше и пышнее.




Хевронский дуб в 1960-х годах

 

В наши дни в Хевроне живут всего 3 православных человека: священник и две монахини. Ворота отпирает мусульманин, сторож в 11-м поколении. Он предлагает желающим приобрести открытку 60-х годов прошлого века, на которой показывает себя-мальчика на фоне Мамврийского дуба.

 


Сторож Мамврийского дуба

 

2009 год

 

 

 

2016 год

 

 

В отдаленной части русского участка в Хевроне, позади храма, есть древняя гробница. Именно так выглядели погребальные пещеры евреев. Такова была гробница Лазаря, вход в которую впоследствии был значительно расширен. Приблизительно так же выглядел и гроб Господа Иисуса Христа, который позднее был превращен в часовню - Кувуклию (часть подлинной скалы можно увидеть позади открывающейся иконы Божией Матери, висящей слева над Гробом Спасителя).

 

 

А в Хевроне можно спуститься в погребальную пещеру и даже примерить себя к погребальному ложу. Камень, которым закрывался вход, лежит рядом. Форма позволяет плотно притереть его к отверстию входа.

 

 

 

Об истории приобретения участка в Хевроне подробно повествует архимандрит Киприан (Керн):

 

Одной из первых и едва ли не самой замечательной покупкой архимандрита Антонина Капустина для Русской Духовной Миссии был знаменитый Мамврийский или Авраамов дуб близ Хеврона, около которого согласно Бытописателю патриарх, отец верных, принял Трех Таинственных Странников (Быт. ХШ, 18; XVIII, 1—5). С древнейших времен в преданиях местного населения сохранилось убеждение, что принадлежащее ныне русским урочище, так называемое "Хирбэт-эн-зибта" в получасе ходьбы от Хеврона и есть библейская именитая дубрава. Это предание передавалось из поколения в поколение, и об Авраамове Дубе говорят многие свидетели древности, историки и паломники. Огромный дуб, особой палестинской породы, "Quercus ilex pseudococcifera" с тремя широко разросшимися ветвями, выделяющийся своей величиной среди виноградников и маслин, с давних пор является объектом религиозного почитания местного населения, именно как дуб Авраамов.

 

Следует заметить, что арабское население Хеврона считалось всегда наиболее фанатическим из всех мусульманских племен Палестины. Непримиримость хевронских шейхов была общеизвестной. Христиане проникают туда очень поздно и доныне в малом числе. Первым христианским просветителем, не убоявшимся поселиться в Эль-Халиле (арабское название Хеврона) был наш о. Антонин.

 

Передается любопытное местное предание мусульман-арабов, предвозвещающее тяжкие бедствия, едва ли не гибель Ислама, как только в Хевроне, месте погребения (в Махпеле) патриархов Авраама, Исаака и Иакова, зазвучит колокольный звон. Лет 80 назад тому это было бы поистине немыслимо. Следует однако указать, что в 1925 году патриархом Дамианом в сослужении русского архиепископа Анастасия и греческого епископа Елевферопольского Анастасия освящен богатый трехпрестольный русский храм вблизи Дуба, и колокольный звон с тех пор неприятно напоминает хевронским шейхам древнее мусульманское предание. Фанатической непримиримостью отличились хевронские арабы и в тревожные дни еврейско-арабских волнений в августе 1929 года, напомнив о ней исключительно жестокими выступлениями. Но вернемся к истории приобретения нами этого знаменитого места.

 

 

 

После тщательных разведок на месте и серьезного размышления о. Антонин решился попытаться приобрести Дуб. Как ни рискованной и маловероятной могла бы показаться подобная мысль, у о. архимандрита для этого были и свои основания. Это решение поддерживал в нем и драгоман Миссии Я. Е. Халеби. Самый участок с библейским древом, сравнительно небольшой, принадлежал уже более 70 лет некоему Ибрагиму Шаллуди, получившему его в наследство от своего отца Османа. Ибрагим, кроме чисто религиозных соображений, дорожил своей собственностью также как довольно выгодной статьей дохода и продавал заезжим туристам — немцам и евреям (которых арабы очень недолюбливали всегда) — ветки, сучки и листики от священного древа для столярных поделок.

 

На основании тщательно и осторожно собранных сведений являлась вероятность предполагать, что Ибрагим непрочь будет продать даже и самую святыню. Трудность была только в формальности, как узаконить продажу. Конечно, нельзя было и думать о том, чтобы действовать открыто и законным путем купить Дуб на русское имя. Тут-то и оказал неоценимую услугу Яков Егорович. Снабженный деньгами, соответствующими документами и всем необходимым для своей неожиданной и новой роли, зимой 1868 года он явился в Хеврон переодетый под видом купца из Алеппо.

 

Была та специфическая для Палестины зимняя непогода с дождями и ветром, в тот год особенно сильными. Я. Е. осторожно играя свою роль, якобы закупая товары, вращаясь среди хевронских торговцев, пробыл в Хевроне довольно долго. Дело двигалось вперед очень медленно, но все же была надежда на сговорчивость Шаллуди. Как-то раз, когда перестала непогода и настали несколько ясных, теплых дней, неожиданно радующих взор среди палестинской дождливой зимы, Яков Егорович решил провести ночь под самым священным древом. Как только он устроился на ночлег и завернулся, чтобы уснуть, вдруг раздался выстрел, и над его головой просвистела пуля какого-то фанатика араба, спрятавшегося вблизи, по-видимому, имевшего какие-нибудь основания подозревать таинственного алеппского купца. Покушение, слава Богу, не удалось, но показало ясно опасность, которой подвергался смелый путник, и оправдало столь известный фанатизм хевронцев. Все же, наконец, после длительных и томительных переговоров, затягивать которые арабы такие мастера, комбинаций предосторожности, бесчисленных бакшишей, тоже столь необходимых в той среде, Шаллуди продал участок земли с Дубом Якову Егоровичу, на что был немедленно составлен законный владельческий акт ("кушан") на его же, Якуба Халеби имя.

 

От очевидцев пришлось слышать о встрече его с о. Антонином в Иерусалиме. О. архимандрит ожидал приехавшего Халеби у входа в зал на лестнице в здании Миссии. Как только Яков Егорович увидел еще снизу фигуру о. Антонина, он радостно взбежал на лестницу, помахивая кушаном и крича: "Дуб — русский, дуб — русский!" О. Антонин широко раскрыл ему свои объятия и, радостно обняв его, расцеловал.

 

На этом заботы о. архимандрита о Мамврийском участке не остановились. После этой сделки удалось купить еще несколько прилегающих к Дубу смежных владений и, таким образом, округлить нашу там усадьбу. Но фанатизм шейхов все же не мирился с вторжением неверных в священные пределы мамврийские. Особенно много неприятностей пришлось пережить при покупке (на совершенно впрочем законных основаниях) одного из соседних владений от очень уважаемого в народе шейха Салеха Мжагеда. Протестовало и местное население, и турецкая администрация. В дело вмешались и паша-губернатор Иерусалима, хевронский каймакам, муфтий, кади и весь хевронский меджлис. Особенно был настроен нетерпимо муфтий, который, как пишет о том о. Антонин консулу Кожевникову, "не затрудняется публично говорить весьма почтенному и считаемому в народе за святого шейху Салеху Мжагеду, что он стоит того, чтобы снять с него чалму, повесить ее на шею ему и водить его с позором по городу за то, что продал свою землю христианам...". Но как бы то ни было, в результате этой энергичной, осторожной и умелой деятельности о. архимандрита Миссия владеет у Дуба Мамврийского участком в общей сложности площадью в 72 354,74 квадр. метра. Уже 22 мая 1871 года под сенью Дуба была совершена первая Божественная литургия, и по установившемуся потом обычаю духовенством Миссии и теперь на третий день Пятидесятницы литургия совершается на переносном престоле под деревом, явившимся родоначальником всех наших троицких березок и по преданию видевшим таинственную Троицу небесных Путников. На самый день Пятидесятницы литургия служится в Иерусалиме в соборе Св. Троицы, на второй день в приделе Св. Духа хевронского нового храма, а на третий уже под самым Дубом.

 

 

Со временем, над свидетелем славы патриарха Авраама устроен был железный навес, а самое основание ствола было окружено особым каменным фундаментом, на котором и совершается богослужение. Надо сказать, что прошедшие тысячелетия не пощадили маститого старца и значительно сказались на его внешнем виде: дерево заметно гниет, подвергается червоточине и сильно сохнет, что, по словам самого о. Антонина, начало усиливаться особенно со времени перехода дерева в наши руки. Одна из отсохших и бурей сломленных ветвей его хранится в Миссии в виде распиленных дощечек, на которых пишутся иконки св. Троицы для благословения богомольцев.

 

 

Ныне на этом обширном участке красуется прекрасный приют для паломников, сторожевая башня, две цистерны для дождевой воды — все это сооружения о. Антонина, не говоря уже о величественном новом храме, начатом постройкой в 1907 году при начальнике Миссии архимандрите Леониде (Сенцове) и освященном, как сказано выше, в 1925 году.

 

 

Архимандрит Лионид хотел освятить храм в честь Святой Троицы, но поскольку Троицкий собор уже был у Русской Миссии в Иерусалиме, патриарх Иерусалимский Дамиан решил освятить центральный придел храма в Хевроне в честь святых Праотцев, южный - в честь Святой Троицы. а северный - в честь святителя Николая. Так у Русской церкви появился чуть ли не единственный храм в честь Праотцев.

 

 

Храм в Хевроне был постороен огромный. Многим такой размах казался неоправданным: местной паствы здесь не было (и нет), монастыря тоже не было, а из паломников до Хеврона доезжали немногие. Но отец Леонид верил, что в свое время этот храм наполнится богомольцами.

 

Фото из архива автора и коллекции фотографий Императорского Православного Палестинского Общества.


Читать дальше »»

 

Святая Земля. Оглавление:

Хеврон. Мамврийский дуб ; Хайфа и гора Кармил; дом Иоакима и Анны. Место Рождества Богородицы; Назарет; Горненский монастырь; Эйн Карем. Пещера Иоанна Крестителя; Вифлеем; Поле Пастушков; Иордан; Иерихон. Гора ИскушенийКана Галилейская; Генисаретское озеро. Капернаум; рыба апостола Петра; Магдала и гора Блаженств; гора Фавор и долина Изреель; вода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальни; Вифания. Гробница Лазаря; Горница Тайной Вечери. Гефсимания; Гефсимания. Монастырь Марии Магдалины; Крестный путь Спасителя; порог Судных Врат; Голгофа и Гроб Господень; история храма Гроба Господня; структура храма Гроба Господня; Елеонская гора – место Вознесения Господня; Яффо, Иоппия. Проповедь апостола Петра; Успение Божией Матери. Гефсиманская гробница; Лидда. Храм Георгия Победоносца; Лавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.

Дата публикации 22.03.2016
Автор статьи: Анна Хрусталева
реклама
комментарии