Если у взрослого возникли психологические проблемы, то он может обратиться к специалисту и получить консультацию. Проблему разложат «по полочкам» и объяснят причины-следствия и предложат выход из сложившейся ситуации.

А что делать ребенку, который в силу малого возраста не может разобраться в своих чувствах, не умеет анализировать, делать выводы и неспособен предвидеть последствия? К тому же кроха зачастую живет на грани мира реального и вымышленного. Как помочь ему?


Сказкотерапия для детей

Сказочный метод


Один из вариантов – это войти в его мир, заговорить с ним на его языке, языке его любимых сказочных героев и полюбившихся сюжетов.

Этот способ общения называется сказкотерапией. Он помогает наладить связь с окружающим миром, расширяет сознание и раскрывает творческие способности.

Сказкотерапия – это «лечение сказкой». Метод хорош в решении детских проблем, как психологического характера, так и медицинского (энурез, тик, заикание…)

Сказочные правила


  • Для решения конкретной задачи подбирается сказка, где учитывается возраст ребенка, его интересы (кто-то любит про принцесс, а кто-то про богатырей и чудовищ), жанр повествования (сказка, былина, фэнтези, притча…).
  • Сказка должна быть чем-то тождественна проблеме ребенка, но не иметь прямого сходства.
  • Рассказанная ребенку сказка должна быть ему близка и понятна, и в тоже время позволяла бы взглянуть по-иному на проблемы, которые его волнуют. И главное, предлагала способы их решения.
  • Не нужно в одну сказочную историю нагромождать решение нескольких психологических проблем. Одна сказка - одна проблема.

Классика жанра


Сказка как художественный жанр подчиняется определенным литературным правилам, где есть завязка (жили - были…), развитие действия (и вот однажды.., из-за этого…), кульминация (врага победил, красавицу освободил, сокровище откопал…), развязка (свадьба, пир на весь мир…).

Для попадания в «десятку» в конце стоит подвести мораль сказки в контексте поставленной задачи (герои уроки извлекли, их жизнь радикально изменилась).

Разнообразие форм


Можно использовать уже существующие сказки, расставив в них нужные акценты, а можно самим придумать историю. Сказку интересно разыграть по ролям или показать кукольный спектакль, сказку можно нарисовать.

Иносказательность


С ребёнком не всегда срабатывают прямые вопросы, иногда он боится высказаться, не смеет выразить собственное мнение, опасается наказания и осуждения. Если малышу рассказать сказку, где персонаж попадает в ситуацию схожую с той, по которой взрослый хочет узнать мнение ребёнка, то малышу от лица персонажа легче выразить свое мнение, это же взгляд Мишки Косолапого или Дюймовочки.

Красная Шапочка. Показательный урок


В качестве примера можно рассмотреть проблему: излишнюю доверчивость детей. Она достаточно актуальна для детей из крупных городов. Как в завуалированной форме донести до ребенка мысль, что нужно быть острожным с незнакомыми людьми?

Сказка «Красная Шапочка» оптимально подходит для этой цели. Для детей 3- 5 лет сказку можно рассказать в ее классическом варианте. Для детей постарше – в ее первоначальном виде, как написал ее Шарль Перро – без охотников и вызволения Красной Шапочки и ее Бабушки из брюха волка, без счастливого конца. Для более углубленного прорабатывания поставленной задачи сказку можно сделать авторской, введя в нее новых персонажей и видоизменив некоторые обстоятельства.

Авторская сказка тем и хороша, что она сочиняется под конкретного ребенка. Это сродни роли, которая пишется под определенного актера. Поэтому можно более подробно прописать главную героиню, как она выглядит, что любит, чем увлекается. Ее образ должен в чем-то быть схож с личностью ребенка. Детям всегда приятно, если главный герой – их ровесник, также любит животных и шоколадные конфеты. Не всегда слушается маму и часто забывает, что ему говорят взрослые.

В сказку можно привнести новых персонажей. Например, зайчика, которому Красная Шапочка набрала яблок с дикой яблоньки. Ежику девочка перевязала пораненную лапку, волку помогла выбраться из капкана. Вот какая славная и добрая девочка! (Этот фрагмент повествования воспитывает чуткость, внимательность, доброту и отзывчивость, без чего не может состояться ни одна сказка). А вот излишняя разговорчивость, перетекающая в болтливость: куда и зачем иду, что несу, сурово была впоследствии наказана. Диалог девочки с волком можно расписать в двух вариантах: в классическом, когда девочка подробно ответила на все волчьи вопросы и авторском, закруглив беседу тактичным прощанием. И дальше отследив варианты развития действия: в перовом случае болтливая и невнимательная девочка (спутать бабушку с волком?!) попадает в брюхо к волку. И второй вариант – девочка благополучно добирается до домика бабушки, где ждет ее земляничное варенье, новая вязанная красная шапочка (благодарность бабушки за заботу и послушание) и уютный вечер у камина вместе с новыми друзьями: зайчиком и ежиком.

Такой слащавый конец сказки подойдет нежным деткам. Для мальчиков и девочек, любящих сильные и яркие эмоции, требующие мощной кульминации и неожиданной развязки, придется сказку нашпиговать нетривиальными сюжетными поворотами и харизматичными личностями. Новые обстоятельства известной сказки прописываются в соответствии с литературными предпочтениями юного индивидуума. Здесь вариантов – море. Главное, не увлечься и не забыть проблему, которой посвящена авторская сказка.

Достойным завершением литературного творчества может стать прикладное творчество: рисунок, лепка, аппликация. Ребенок, работая ручками, воплощает то, что его волнует, тем самым освобождаясь от тревоги или иного чувства, которое его беспокоило.

Фото - фотобанк Лори