Малыш начал ходить, мы вышли с ним в песочницу, и что же оказалось? Наш кроткий ангел стучит малышку в кудряшках по голове лопаткой, пытаясь отобрать у нее приглянувшуюся формочку, а когда она формочку не отдает - собирается ее укусить... И все это с плачем или с утробным криком Тарзана. Или вот еще: от большой любви наша годовалая крошка так сильно обнимает и сжимает ровесницу, что та начинает плакать от испуга.

Мама в ужасе - неужели у нас агрессивный ребенок? Где и в чем мы ошиблись? Вроде и голос на него не повышали, и не шлепали никогда. В чем же дело?

Детская агрессия - что делать

А дело в том, дорогие мамы, папы, бабушки и няни, что ваш ребенок подрос.

И нравится нам это или не нравится, но более 70 процентов детей в возрасте от 1,2 до 2 лет имеют «вспышки агрессивного поведения». Но это совсем не значит, что он вырастет агрессивным и неуправляемым.

Для феномена агрессии годовалых есть отдельное название - возрастная агрессия.

Что это такое, как выглядит и что с этим делать?


Попробуем ответить максимально подробно, потому что это как раз такое поведение малыша, по поводу которого у родителей впервые возникают сильные и противоречивые чувства: стыд, желание закричать, а может быть даже ударить ребенка, который ведет себя так некрасиво.

У англоязычных психологов и педагогов есть термин «тоддлер» - это ребенок от 1 до 2 лет. Он недавно начал ходить и вообще малоуправляемый, почти невменяемый и весьма непослушный.

Ребенок вдруг перестает слушать обращенную к нему речь и вообще что-либо. В этот момент он весь – сплошное желание или не-желание чего-либо.
  • Он кричит, он может бить , кусать или отчаянно размахивать ногами и головой.

  • Он совершенно не замечает реакции на себя и свое поведение со стороны взрослых и даже своей мамы.

  • Он выдирает приглянувшийся совочек из рук стоящего рядом малыша, и может сделать это достаточно резко и грубо – например, толкнуть или укусить. Интеллигентные, приличные мамы нередко впадают в шок – если это первый случай. А потом может наступить отчаянье «я не справляюсь!» или тревога: «с ребенком что-то не так!»


Хотелось бы более подробно рассказать об этом распространенном «феномене» поведения маленького ребенка.

Причины появления «агрессии тоддлеров»


Одна из причин в том, что наш малыш еще совсем не умеет общаться с другими детьми. Очень хочет, но совсем не умеет. Малыш хочет вступить в физический контакт, погладить, а вместо этого бьет по лицу ладошкой. Поцелуй в щечки плавно переходит в укус, а объятия – в сильный толчок. В результате мамы на площадке начинают перешептываться, а то и вслух высказываться: «агрессивный».

Просто это такой возраст, когда желаний у нашего ребенка много, а словарный запас недостаточен. Желания сильные, ждать их исполнения малыш почти совсем не может, а слова, позволяющие эти желания выразить, очень быстро кончаются. Говоря научным языком, «вторая сигнальная система» развита слабо, и когда ее возможности исчерпываются – на помощь приходит «первая» (помните, что это такое ?) – правильно, крик и жестикуляция - то, как общаются друг с другом животные. А когда и эти возможности исчерпываются – в ход идут руки. И происходить это может быстро – буквально в течении минуты. И вот уже драка.

«У нас приличная семья, а ребенок так себя ведет!»


Главное для родителей - не пугаться. Мы имеем дело с возрастным феноменом: само появилось, само и пройдет. Со временем. Если мы будем правильно реагировать.

Какая же реакция на агрессивное поведение ребенка этого возраста будет правильной?
Итак, правила поведения в песочнице:

Во-первых: если у вас есть физическая возможность, возьмите малыша на руки и «изымите» его из зоны конфликта. Обоснование тут простое: пока ребенок видит желанный предмет или сверстника, с которым только что сцепился – он не услышит ничего и никого.

Во-вторых: помните, что в тот момент, когда ваш малыш плачет, кричит, или просто сильно расстроен – он не воспринимает ничего и никого. Любые, даже самые правильные, слова не достигнут цели.

Воспитывать дитя надо в «нейтральное время», когда буря чувств улеглась.

Поэтому, все, что нужно в конфликтный момент - это чтобы ребенок почувствовал, что вы рядом с ним, и вы его не отвергаете.

В-третьих: постарайтесь не думать о том, как сейчас на вас смотрят другие родители и что они думают о результатах вашего воспитания. Сосредоточьтесь лучше на своем малыше. Ему важно услышать от вас правильные слова.

Не над говорить ему «ты плохой мальчик (девочка)! Мама тебя не любит!» (это классика жанра, такое и сейчас еще можно услышать на детской площадке, правда, чаще все же из уст пожилых людей – бабушек или нянь).

Скажите ребенку максимум «ты плохо сделал» или «как же ты, такая хорошая девочка и так нехорошо сделала».
Надо разделять проступок и того, кто его совершил.

Помните также, что ребенок еще только-только осваивает социальные нормы, то есть только начинает понимать, что такое хорошо, и что такое плохо.

И наконец, в-четвертых: ребенку нужно в простых словах объяснить его же собственное поведение. Есть даже такой психологический термин «интерпретация поведения». Дело в том, что малыш не очень понимает, что именно он сделал, а главное – почему это произошло. Вот и надо в простых словах объяснить ему, что «Ваня (ты) очень расстроился из-за того, что Даша не хотела дать тебе совочек. И ты (Ваня) так рассердился, что даже толкнул Дашу. Это получилось не хорошо. Видишь, Даша плачет, она бедная. Давай теперь пойдем, ее пожалеем, скажем «прости, больше не буду».

Подобный текст можно шептать на ушко даже не говорящему еще малышу. Обычно ребенок гораздо больше понимает, чем может произнести.

И главное – не отвергайте ребенка в момент негативного, неправильного поведения. Если малыш почувствует, что вы его в данный момент не любите – он не услышит никаких ваших слов и ничего не поймет. Все его способности понимания уйдут на то, что «мама меня сейчас не любит». А это состояние для ребенка невыносимо.

Бывают ли действительно агрессивные дети такого возраста?


Часто за агрессивных принимают детей слишком возбудимых, неуравновешенных, гиперактивных. Таких детей легко заметить на детских площадках - они очень быстро бегают, все время куда-то залезают, часто падают, двигаются как бы на повышенных оборотах. Агрессивность таких детей – лишь побочный продукт их общей высокой «разрушительности».

Еще по-настоящему агрессивными бывают дети, у которых серьезные неполадки в семье. Несчастный, загруженный взрослый кричит на ребенка или шлепает его – ребенок бьет ровесника в песочнице. Это так называемая отраженная агрессия. И пока не снимется источник напряжения у взрослого, ребенок не перестанет вести себя агрессивно.

Еще ведут себя более агрессивно те дети, родители которых разрешают им смотреть по телевизору и видео все подряд. Казалось бы, какая связь между телевизором и жизнью? Дело в том, что дети до 3-4 лет многому учатся в основном благодаря подражанию. Они не анализируют образцы поведения взрослых, а просто их повторяют. Агрессия, подсмотренная с телеэкрана – так называемая «масс-медийно наведенная агрессия». По тому, как двигается ребенок на детской площадке, каким голосом он произносит слова, можно догадаться, что он насмотрелся боевиков или просто агрессивных мультиков. Если такой ребенок играет рядом с вашим – смотрите внимательно, т.к. действия детей, часто и помногу смотрящих программы с образцами агрессивного поведения, могут быть непредсказуемы.

Уроки песочницы: первая школа общения


Именно в песочнице осваиваются важнейшие понятия «мое», «твое», «чужое», «меняться».
В этих понятиях – залог нормальной жизни в социуме. И усваиваются они не вдруг. На это требуется время. От нескольких недель до нескольких месяцев. И ни в коем случае « плохое» поведение ребенка не должно становиться поводом к тому, чтобы в песочницу не ходить.

Песочница развивает социальный интеллект ребенка.
Наши дети с огромным интересом наблюдают за сверстниками, особенно интересны им дети чуть постарше. Они учатся новым игровым действиям. Правда, могут подхватить и какие-нибудь вредные привычки.
Вместе играть годовалые и двухлетние еще не могут (по своим возрастным возможностям), но с большим интересом играют рядом.

В компании двухлеток уже видны лидеры. Тихони, заводилы и аутсайдеры.

Деткам очень нравится просто смотреть, как играют другие. Ровесники говорят на одном языке. Им просто развлечь друг друга, а взрослому нужно очень стараться.

Кроме того, мама (или бабушка, или няня) и малыш за день устают друг от друга, и прогулка в компании других ребятишек может очень неплохо разрядить напряженность.

Песочница – клуб общения для мам. Маме маленького ребенка очень важно в течение дня общаться с другими взрослыми людьми, желательно имеющими сходные проблемы.

И для ребенка лучше гулять в компании знакомых деток – так проще складываются игровые отношения. И для мам, зачастую сидящих в четырех стенах и томящихся от недостатка общения, это хороший способ «вдохнуть воздуха» во всех смыслах.

Известно, что русская психотерапия – это общение с друзьями. Возможность поделиться какими-то мыслями, или просто переброситься парой слов.

Видя, что другие дети ведут себя похожим образом, вы можете понять, что ваш ребенок – не монстр.
Это очень важный урок для начинающей мамы. Ведь известно, что первый ребенок – мера всех вещей. И кажется, что он такой – один. Прекрасный или ужасный.

Важно гулять вместе с детьми, чтобы видеть, как ведут себя другие.

Хорошо и на мир посмотреть и себя показать. А в условиях жизни большого города единственное место, где это можно устроить для маленького ребенка – это песочница.

Опубликовано в журнале "Мой ребенок", 2007 год
Фото - фотобанк Лори