Progorod logo

Вот когда дети подвергаются буллингу в школах: названы группы риска

10:00 29 июляВозрастное ограничение16+
Нейросеть

В школе есть периоды, когда риск конфликтов, буллинга и эмоциональных всплесков особенно высок.

Психолог Екатерина Пастухова (МГППУ) выявила: максимальное число конфликтных ситуаций среди школьников приходится на промежуток с 3 по 7 класс, при этом наиболее остро проблемы проявляются в пятых и седьмых классах.

Почему именно эти классы?

Переход от начальной к средней школе — важный этап адаптации, связанный со стрессом. Дети привыкают к новой структуре уроков, более строгим требованиям и смене учителей.

Начало подросткового периода — у детей происходят гормональные изменения, растёт эмоциональная нестабильность, появляется выраженная борьба за признание среди сверстников.

Изменение социальных ролей — меняется состав классов, возникают новые группировки и мотивация к самоутверждению.

Психолог подчеркивает, что именно в эти годы проявляется рост конфликтности, эмоциональной неуравновешенности и больше всего случаев буллинга. Причины — как эмоциональные трудности, так и борьба за лидерство, желание самоутвердиться или страх быть "не как все".

Какие конфликты встречаются чаще всего?

Анализ чек-листов служб примирения школ показывает, что конфликтные ситуации в этом возрасте многообразны:

Физическая агрессия и драки

Оскорбления, дразнилки, ложные обвинения

Кражи и порча чужих вещей, разрушение дружбы

Исключения из групп, формальный и неформальный бойкот

Конфликты на национальной почве

Кибербуллинг – травля в чатах, публикация компрометирующих фото/видео

Современные особенности буллинга

Сегодня классический буллинг с постоянными виновниками встречается всё реже. Роли агрессора, жертвы и наблюдателя легко меняются: те, кто сегодня провоцирует, завтра могут сами оказаться объектом нападок. Кибербуллинг становится особенно острым — угроза репутации или группы в мессенджерах оказывается не менее травмирующей, чем личная обида или драка.

Факторы риска для конфликтов:

Переход между ступенями образования (начальная ↔ средняя школа)

Групповые перестановки, новые учителя

Недостаток навыков регулирования собственных эмоций и разрешения конфликтов

Давление авторитета среди сверстников, "боязнь быть не своим"

Родительское невмешательство или, наоборот, чрезмерное давление на ребёнка

Как решают проблемы профессионалы?

В школах работают службы примирения, психологи, классные руководители. Среди эффективных методов поддержки:

Психологические тренинги, занятия по развитию эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков

Групповые обсуждения конфликтных ситуаций и поиск решений "всей командой"

Вмешательство взрослых при признаках острой травли

Консультации для родителей, обучение ненасильственному разрешению конфликтов

Профилактика — групповые и индивидуальные беседы, создание среды эмоционального комфорта

Таблица: Самые конфликтные школьные классы и их особенности Класс Причины конфликтов Типичные проблемы Что могут сделать взрослые 3-4 Формирование новых компаний, неуверенность Первые проявления буллинга, дразнилки Психологическая поддержка, беседы 5 Переход в среднюю школу, новые роли Ссоры, борьба за лидерство Адаптационные программы, тренинги 6 Подростковые изменения, самоутверждение Оскорбления, кражи, исключения Командные занятия, служба примирения 7 Эмоциональные перепады, "группировка" Кибербуллинг, национальные конфликты Работа с психологом, вмешательство родителей 8-9 Этап стабилизации, профориентация Реже – травля, больше учебные стрессы Профессиональные консультации

Как помочь ребенку пережить сложный период?

Будьте внимательны к переменам в поведении и настроении ребёнка: замкнутость, слёзы, непослушание могут быть признаками проблем в школе.

Общайтесь со школой: поддерживайте контакт с классным руководителем и психологом.

Обсуждайте с ребёнком правила общения, дайте понять, что всё можно обсудить и вместе найти выход.

Не стыдите за конфликты — помогайте разбирать ситуации и учиться защищать свои границы без агрессии.

Итог

Наибольшее число конфликтов приходится на 3–7 классы, особенно на пятый и седьмой, когда дети переживают сложный переход и ищут себя в новом коллективе. Буллинг становится всё более многообразным и переменчивым. Важно вовремя замечать проблемы, обращаться к специалистам и выстраивать в семье доверительные отношения, чтобы ослабить последствия школьных ссор и травли.

Перейти на полную версию страницы

Читайте также: