SHAMAN "добрался" до детских садов: очередное предложение от чиновников
В России всё чаще инициируются программы по формированию патриотической среды в образовательных учреждениях — от школ до детских садов. Новый виток этой тенденции связан с предложением включить репертуар популярных артистов Ярослава Дронова (Shaman) и Олега Газманова в музыкальные занятия дошкольников. С такой инициативой выступил депутат Михаил Берулава, подчеркнув, что музыка должна стать неотъемлемой частью системы воспитания патриотизма с самого раннего возраста.
«Песни Газманова и Shaman хорошие. Это отличное начало для воспитания. Я считаю, что такая музыка будет развивать патриотическое чувство. Россию надо любить. Это страна великая», — заявил Берулава журналистам, объясняя свою позицию на фоне растущего интереса к воспитанию у детей гордости за родину.
Что стоит за такой инициативой? Детские песни традиционно были важным инструментом для формирования у малышей базовых ценностей и национального самосознания. Во времена Советского Союза в детских садах и на линейках звучали «Пусть всегда будет солнце», «Родина моя» и другие патриотические мотивы, которые ассоциируются с детством нескольких поколений. Современные песни Shaman и Газманова, на взгляд идеологов проекта, имеют аналогичную миссию: через простые мелодии, эмоциональный посыл и легко запоминающийся текст вдохновлять малышей любить и понимать свою страну.
С недавних пор в российских школах уже реализуется программа изучения современной патриотической песни с первого по восьмой классы: звучат композиции Зары, Любэ, Газманова, а теперь и Shaman. Эксперты считают, что расширение этой практики на дошкольников вполне логично, ведь эмоциональное и смысловое восприятие музыки формируется именно в этом возрасте.
Если смотреть на опыт других стран, становление культурной идентичности через музыку начинается с ранних лет. В советской и постсоветской истории воспитание патриотизма с помощью песен и тематических праздников способствовало развитию чувства причастности, уважения к истории, языку и культуре.
Некоторые специалисты, однако, призывают к осторожности: музыка для малышей должна учитывать возрастные особенности, быть доброй, светлой, не агрессивной, чтобы не перегружать детскую психику и развивать позитивное восприятие мира. Вопрос, какие именно песни современных авторов станут основой для детсадовских программ, ещё предстоит решить педагогам, психологам и музыкальным редакторам.